Кафедра «Техносферной и экологической безопасности»
Кафедра «Техносферной и экологической безопасности»
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе
____________Ю.Л. Камашева
«____»__________2016 г.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
по направлению подготовки
Техносферная безопасность
(профиль «Управление качеством в производственно-технологических системах»)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Казань – 2016
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Назначение и область применения программы ИГА
Настоящая программа ИГА разработана на основании требований ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность технологических процессов и производств».
Общие положения
Программа ИГА является частью основной образовательной программы в отношении государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки «Техносферная безопасность», в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 14 декабря 2009 года № 723.
Программа ИГА разработана кафедрой «Техносферная и экологическая безопасность» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), принята на заседании кафедры, протокол № 1 от 26.06.2015, входит в состав ООП по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» и хранится в составе методических документов.
Доступ к программе ИГА свободный. Программа подлежит размещению во внутренней локальной сети КИУ (ИЭУП).
1.3. Общие требования к ИГА. Виды ИГА
ИГА выпускников по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность технологических процессов и производств», является заключительным этапом обучения.
К государственной итоговой аттестации допускаются бакалавры, успешно завершившие освоение в полном объеме основной образовательной программы по соответствующему направлению подготовки.
Целью государственной итоговой аттестации является оценка уровня подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность технологических процессов и производств».
В соответствии с ФГОС ВПО итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы и сдачу государственного экзамена.
Настоящая программа проведения итоговой государственной аттестации бакалавров Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) разработана в соответствии с нормативными документами:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 14 декабря 2009 года № 723;
– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
− Устав вуза.
Общая трудоемкость для очной формы обучения составляет 12 зачетных единиц, 432 часов.
1.4. Цель государственной итоговой аттестации – определение соответствия уровня и качества подготовки бакалавра требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность»:
1) развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки;
2) развитие творческих способностей;
3) подготовка в области математических, естественнонаучных и экономических знаний, получение высшего профессионально профилированного на уровне бакалавра образования, позволяющего выпускнику успешно работать в соответствующей сфере деятельности, обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда в области техносферной безопасности.
1.5. Задача государственной итоговой аттестации – определение теоретической и практической подготовленности бакалавров к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.
Типовые задачи профессиональной деятельности бакалавра определены ФГОС ВПО.
Область профессиональной деятельности бакалавров осваивающих программу бакалавриата по дисциплине «Итоговая государственная аттестация» включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Объектами профессиональной деятельности являются:
– человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;
– опасные технологические процессы и производства;
– методы и средства оценки опасностей, риска;
Виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 20.03.01 – Техносферная безопасность (профиль « Безопасность технологических процессов и производств»):
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившими программу бакалавриата относятся:
– организационно-управленческая;
– экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
– научно-исследовательская.
Эти виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, определили содержание данной образовательной про-граммы, разработанной выпускающей кафедрой совместно с требованиями работодателей.
При прохождении итоговой государственной аттестации обучающийся должен овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
– способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
– способностью работать самостоятельно (ОК-8);
– способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11);
– способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13);
– свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14);
– способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16);
– способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);
– способностью разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);
– способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-4);
– способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-5);
– способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9);
– способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13);
– способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);
– способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);
– способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17).
Освоение компетенций в процессе ИГА способствует формированию знаний, умений и навыков в области управления качеством, а также объектов и видов профессиональной деятельности.
В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавр должен показать следующие компетенции:
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Итоговая государственная аттестация (выпускная квалификационная работа и государственный экзамен)» | |||||
Общекультурные компетенции | |||||
КОМПЕТЕНЦИИ* | Перечень компонентов | Технологии формирования | Форма оценочного средства | Ступени уровней освоения компетенции | |
ИНДЕКС | ФОРМУЛИРОВКА | ||||
ОК – 6 | способности организации своей работы ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей | Знать:основы информационных технологий, порядок обработки данных. Уметь: определять погрешности различных измерений. Владеть: навыками обработки данных компьютерных измерений | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет определять погрешности различных измерений. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками обработки данных компьютерных измерений |
ОК – 8 | способности работать самостоятельно | Знать: основы рационального планирования трудовой деятельности Уметь: анализировать информацию и делать соответствующие выводы Владеть:способностью организовать и провести работу самостоятельно | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет анализировать информацию и делать соответствующие выводы ПОВЫШЕННЫЙ Владеет способностью организовать и провести работу самостоятельно |
ОК – 11 | способности использования законов и методов математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач | Знать: методы и законы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук; Уметь: использовать и применять в практической деятельности законы и методы данных наук; Владеть:способностью применения данных методов и законов для целей изучаемой дисциплины | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет использовать и применять в практической деятельности законы и методы данных наук; ПОВЫШЕННЫЙ Владеет способностью применения данных методов и законов для целей изучаемой дисциплины |
ОК – 13 | способности использования основных программных средств, умения пользоваться глобальными информационными ресурсами, владения современными средствами телекоммуникаций, способности использования навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач | Знать: методы и средства компьютерной графики; Уметь: использовать современные средства машинной графики Владеть: навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию использованием методов машинной графики; | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет использовать современные средства машинной графики ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию использованием методов машинной графики; |
ОК – 14 | свободного владения письменной и устной речью на русском языке, способности использовать профессионально-ориентированную риторику, владения методами создания понятных текстов, способности осуществления социального взаимодействия на одном из иностранных языков | Знать: историю и культуру страны изучаемого языка и стран-партнёров по бизнесу, правила речевого этикета, коммуникативные техники и технологии делового общения Уметь: свободно и адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке; вести письменное общение на иностранном языке, составлять деловые письма Владеть: навыками грамотной устной и письменной речи на иностранном языке, способностью к общению в профессиональной среде. | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет свободно и адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке; вести письменное общение на иностранном языке, составлять деловые письма ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками грамотной устной и письменной речи на иностранном языке, способностью к общению в профессиональной среде. |
ОК – 16 | способности использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности | Знать: порядок обработки результатов измерений. Уметь: определять погрешности различных измерений. Владеть: навыками обработки измерений. | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет определять погрешности различных измерений ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками обработки измерений. |
Профессиональные компетенции |
ПК – 1 | способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера | Знать: перспективы развития техники и технологии защиты человека и окружающей среды от опасностей Уметь: выбрать из различных вариантов оптимальный способ защиты человека и окружающей среды с учетом экономической и социальной эффективности Владеть: знаниями о применении различных способов защиты в техносфере. | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет выбрать из различных вариантов оптимальный способ защиты человека и окружающей среды с учетом экономической и социальной эффективности ПОВЫШЕННЫЙ Владеет знаниями о применении различных способов защиты в техносфере. |
ПК – 2 | способностью разрабатывать и использовать графическую документацию | Уметь: применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации; - использовать современные средства машинной графики; Владеть: навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию, с использованием методов машинной графики; навыками изображения пространственных объектов на плоских чертежах | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации; - использовать современные средства машинной график. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию, с использованием методов машинной графики; навыками изображения пространственных объектов на плоских чертежах |
ПК – 4 | способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | Знать: основные физико-химические методы анализа, связанные с идентификацией и установлением соотношений между составом и физико-химическими свойствами равновесных систем. Уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;- оценивать опасность и динамику развития процессов в экосистемах; работать со всеми видами документации по окружающей среде и ее характеристикам. Владеть: методами системного и дробного качественного анализа, методами титрометрии, гравиметрии и физико-химическими методами (электрохимические методы, хроматография, фотометрия) | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;- оценивать опасность и динамику развития процессов в экосистемах; работать со всеми видами документации по окружающей среде и ее характеристикам. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет методами системного и дробного качественного анализа, методами титрометрии, гравиметрии и физико-химическими методами (электрохимические методы, хроматография, фотометрия) |
ПК – 5 | способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности | Знает: модели и математический аппарат анализа надёжности и техногенного риска; основные показатели надёжности технических систем и их определение; методы и алгоритмы качественного анализа надёжности и риска; методы количественного анализа надёжности и риска. Умеет: определять основные показатели надёжности технических систем; оценивать риски и разрабатывать мероприятия по повышению надёжности, снижению риска и принятию риска. Владеет: навыками по практическому применению методов и техники качественного анализа опасностей сложных технических систем типа «человек – машина - среда»; навыками по практическому применению количественных методов анализа опасностей, риска и надёжности структурированных систем | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет определять основные показатели надёжности технических систем; оценивать риски и разрабатывать мероприятия по повышению надёжности, снижению риска и принятию риска ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками по практическому применению методов и техники качественного анализа опасностей сложных технических систем типа «человек – машина - среда»; навыками по практическому применению количественных методов анализа опасностей, риска и надёжности структурированных систем |
ПК – 9 | способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности | Знать: законодательную и нормативно-техническую основу безопасности труда, промышленной безопасности, эргономики; Уметь: применить на практике содержание нормативно-правовых актов безопасности; Владеть: основными современными способами работы с нормативно-правовыми актами (интернет-ресурсы и т.д.). | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет применить на практике содержание нормативно-правовых актов безопасности; ПОВЫШЕННЫЙ Владеет основными современными способами работы с нормативно-правовыми актами (интернет-ресурсы и т.д.). |
ПК – 13 | способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях | Знать: организацию и проведение аварийно-спасательных и неотложных работ Уметь: оценивать параметры поражающих факторов и прогнозировать обстановку; пользоваться приборами и применять средства индивидуальной защиты в конкретной сфере деятельности. Владеть: приемами снижения опасного и вредного воздействия ЧС; навыками руководства подчиненным персоналом при любых ЧС, их локализации и ликвидации | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет оценивать параметры поражающих факторов и прогнозировать обстановку; пользоваться приборами и применять средства индивидуальной защиты в конкретной сфере деятельности. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет приемами снижения опасного и вредного воздействия ЧС; навыками руководства подчиненным персоналом при любых ЧС, их локализации и ликвидации |
ПК – 14 | способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду | Знает: характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и ОС, методы защиты от них применительно к сфере деятельности на объектах водного транспорта; Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей; Владеть: понятийно - теминологическим аппаратом в областибезопасности; основами правового регулирования в области техносферной безопасности. | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей ПОВЫШЕННЫЙ Владеет понятийно - теминологическим аппаратом в областибезопасности; основами правового регулирования в области техносферной безопасности. |
ПК – 16 | способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия комбинированного действия вредных факторов | Знать: механизмы воздействия производства на человека и компоненты биосферы Уметь: анализировать механизмы воздействия опасностей на человека; определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов Владеть: Способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ умеет анализировать механизмы воздействия опасностей на человека; определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов ПОВЫШЕННЫЙ Владеет способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов |
ПК – 17 | способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска | Знать: потенциально опасные технологические процессы и производства; методы и средства защиты человека, от опасностей и вредного воздействия; методы и средства оценки опасностей, правила нормирования опасностей. Уметь: анализировать и выбирать методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда. Владеть: методами исследования и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ. | С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ | ВКР и устный ответ на ГЭ | ПОРОГОВЫЙ Умеет анализировать и выбирать методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет методами исследования и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ. |
II. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Общие требования
Аттестационные испытания, входящие в состав Итоговой государственной аттестации бакалавров, позволяют оценить и сформировать компетенции, предусмотренные программой бакалавриата, и должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».
2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
Содержание выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП выполняется в виде бакалаврской работы. Написание и защита бакалаврской работы представляет собой отдельный этап работы соискателя степени «магистр» в рамках ООП по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».
Бакалаврская работа представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится студент. Она носит научно-практический характер, демонстрирующий способности и возможности обучаемого в области проведения самостоятельных организационно-практических, аналитических, научно-исследовательских работ, направленных на решение конкретной практической, научно-практической или научно-исследовательской проблемы для конкретного объекта управления.
Цель бакалаврской работы заключается в подведении итогов теоретического и практического обучения студента, демонстрации его готовности к предстоящей профессиональной деятельности в области разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии интегрированных систем менеджмента на промышленных предприятиях и в организациях сферы услуг.
Основными задачами бакалаврской работы являются демонстрация соискателем степени «бакалавр» общекультурных и профессиональных компетенций, заявленных в рамках ФГОС ВПО и обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность».
Темы выпускных квалификационных (бакалаврских) работ разрабатываются кафедрой «Техносферная и экологическая безопасность» и утверждаются проректором по учебной работе вуза.
Руководителем выпускной квалификационной работы могут быть преподаватели факультета, имеющие ученую степень и звание, большой педагогической деятельности. Закрепленные за бакалаврами темы выпускных квалификационных (бакалаврских) работ и их руководители утверждаются на заседании кафедры «Техносферная и экологическая безопасность», а затем оформляются приказом по КИУ (ИЭУП).
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена на выпускающую кафедру в виде рукописи.
Содержание выпускной квалификационной работы должно включать в себя информацию о методологии и методике проведения и результатах экспериментальных исследований в области всеобщего управления качеством во время научно-исследовательской практики. В выпускной квалификационной работе должны быть отражены итоги практик.
Рис. 2.1. Распределение показателей индекса агрессивности (по методике Басса-Дарки) у девочек и мальчиков на констатирующем этапе эксперимента
Внутри каждой главы существуют свои нумеруемые перечни таблиц и рисунков, соответственно. Независимо от количества параграфов в главе первая цифра в номере таблицы или рисунка обозначает номер главы, в которой находятся таблица или рисунок, а вторая цифра - порядковый номер таблицы или рисунка в главе. Также последовательно внутри каждой главы нумеруются формулы.
Название «Таблица» с ее последовательным номером приводится справа вверху над таблицей и ее названием. Название «Рисунок» с номером указывается под рисунком, причем после номера рисунка следует его название.
В выпускной квалификационной работе должны присутствовать ссылки на используемые для написания работы первоисточники. При формировании «Списка используемой литературы» подразумевается, что в нем нет ни одного лишнего источника (статьи, книги, нормативного акта и пр.), который не применяется в данном исследовании, поэтому на каждый из поименованных в списке источников по тексту работы или ее приложений можно найти хотя бы одну ссылку. Каждый источник должен быть поименован хотя бы один раз.
Ссылки проставляются в квадратных скобках с указанием в них на номер (номера) источника (источников) в соответствии со сквозной нумерацией, приведенной в списке использованных источников. Если, например, в скобках проставлено число 77, то это означает, что автор ссылается на источник в списке под номером 77.
Таким же образом (через систему ссылок или упоминаний) с основным текстом работы связаны ее приложения. На каждое приложение должна быть хотя бы одна ссылка.
2.2.3. Процедура подготовки и защиты выпускной квалификационной работы
Защита выпускных квалификационных работ проводится в сроки, Выполнение и защита ВКР предполагает осуществление в определенной последовательности целого ряда действий, участниками которых является как сам студент, так и работники выпускающей кафедры и других структурных подразделений университета.
Выбор темы и распределение студентов по руководителям
Примерная тематика ВКР разрабатывается кафедрой, утверждается проректором по учебной работе и ежегодно пересматривается с учетом актуальности и практической значимости. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием ее разработки. Как правило, тема ВКР является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ и прохождения практик.
Для написания работы кафедра закрепляет за каждым студентом научного руководителя.
В обязанности руководителя ВКР входит:
1. Совместно со студентом обсуждение избранной темы работы, вынесение ее на утверждение кафедры и доведение решения кафедры до студента.
2. Совместно со студентом составление задания на выполнение выпускной работы, в котором определяются требования к содержанию разделов ВКР и утверждение его на кафедре.
3. Оказание помощи студенту в составлении плана выпускной работы, а также подборе литературных источников, нормативно-справочных материалов, статистической отчетности и других материалов по теме.
4. Регулярное консультирование студента по всем вопросам, связанным с выполнением и защитой ВКР.
5. Давать рекомендации по устранению обнаруженных недостатков.
6. Проверка качества завершенной работы, в том числе – ее оформление.
7. Написание отзыва и вынесение его на рассмотрение заведующим выпускающей кафедрой о возможности (или невозможности) допуска к защите.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ:
1. Исследование источников шумообразования и разработка мероприятий по защите от шума в кузнечно – прессовом производстве.
2. Исследование источников шума и разработка карты шумового загрязнения города.
3. Анализ и расчет уровня техногенного риска технического объекта (котельной, компрессорной гозоперекачивающей станции, литейного – производства и д.р.).
4. Разработка критериев и методов комплексной оценки уровня безопасности и профессионального риска.
5. Исследование процесса гидродинамический вибрационного фильтрования и разработка инженерных предложений по его реализации.
6. Анализ состояния безопасности, оценка техногенного воздействия и разработка концепции управления риском (на примере региона, города).
7. Исследование и совершенствование региональной системы управления безопасностью (экологической безопасностью, техногенной безопасностью) и риском.
8. Аудит и совершенствование системы экологического управления предприятия (экологического менеджмента, трудоохранного менеджмента).
9. Анализ экологической эффективности предприятия и разработка мероприятий по ее повышению.
10. Эколого – экономический анализ хозяйственной деятельности и разработка мероприятий по повышению экоэффективности производства.
11. Разработка методов и моделей оптимизации природопользования (на примере: региона, области, района).
12. Оценка риска влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
13. Анализ социально – экономических последствий ЧС и разработка мероприятий по снижению экологического, социального и экономического ущербов.
14. Моделирование возникновения и распространения опасных факторов пожара в помещениях (жилых, производственных, административно - управленческих) и оценка вероятности их воздействия на персонал объекта.
15. Проект систем установочной очистки отходящих газов промышленного предприятия (производства, цеха).
16. Разработка схем водоотведения и систем (аппаратов, установок) очистки сточных вод (предприятий, объектов энергетики, отдельных цехов).
17. Проектирование схем водоснабжения, отвода и очистки сточных вод (очистки поверхностного стока) города (населенного пункта).
18. Проект полигона по захоронению промышленных и бытовых отходов.
19. Проектирование системы утилизации и переработки промышленных (бытовых) отходов.
20. Технологии сбора, переработки и захоронения городских бытовых отходов.
21. Проектирование систем и технологий обезвреживания токсичных промышленных отходов.
22. Проектирование устройств защиты силитебной зоны от акустического загрязнения (электромагнитного загрязнения).
23. Проектирование (разработка) методов и средств обеспечения безопасности труда(на примере предприятия, производства, цеха, участка).
24. Повышение надежности и эффективности систем (методов, средств, устройств) обеспечения промышленной безопасности (на примере опасных производственных объектов: химически опасных, пожаро- и взрывоопасных, оборудования под высоким давлением, грузоподъемных механизмов и др.)
25. Разработка мероприятий и проектирование технических средств по улучшению условий труда и предупреждению производственного травматизма (на примере предприятия, производства, цеха, участка).
26. Разработка организационно – технических мероприятий и проектирование средств обеспечения электробезопасности.
27. Аттестация рабочих мест и разработка мероприятий по улучшению условий труда и снижению травмоопасности производства.
28. Расчет и проектирование систем искусственного (естественного) освещение производственных (административно - управленческих) помещений.
29. Расчет и проектирование систем вентиляции производственного помещения.
30. Проектирование средств вибро – и шумозащиты (на примере производства, цеха, участка).
31. Эргономическое проектирование рабочего пространства и рабочих мест (рабочей системы, интерфейса, производственной среды).
32. Оценка воздействия производства (предприятия, территориально – промышленного комплекса) на окружающую среду и проектирование защитных мероприятий.
33. Экспертиза и разработка проекта Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.
34. Экологическая экспертиза проекта (предприятия, производства, объекта энергетики) и разработка мероприятий по повышению экологической эффективности проектируемого объекта.
35. Разработка проекта системы управления безоп