Эволюция биосферы и человек (15 ч)

Краткая хронология основных событий в биосфере. Появление разумного человека – качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории. Ослабление влияния биологических факторов на эволюцию человека. Увеличение количества мутаций вследствие загрязнения окружающей среды. Ускорение (акселерация) – отличительная черта эволюции.

Периоды взаимодействия общества и природы в истории развития человечества. Усиление воздействия общества на природу в процессе исторического развития.

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Масштабы воздействия человека на экосистемы. Факторы, влияющие на состояние биоразнообразия. Проблемы сохранения биологического разнообразия.

Проблема обеспечения человечества ресурсами. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Особые ресурсы человечества. Рациональное и нерациональное природопользование.

Экологические кризисы, характеризующие взаимодействие человека и природы. Современный глобальный экологический кризис. Экологическая ситуация. Экологическая проблема.

Локальные, региональные, глобальные экологические проблемы. Взаимосвязь проблем. Нарушение энергетического баланса экосистем. Продовольственная проблема. Нарушение естественных круговоротов веществ. Кислотные дожди. Смог. Парниковый эффект. Нарушение озонового слоя. Экологические проблемы, характерные для РБ.

Современная ойкумена. Средообразующая роль человека на современном этапе биосферы. Учение академика В.И.Вернадского о ноосфере. Управление биосферой. Техносфера.

Экологический мониторинг. Цель, задачи мониторинга. Биоидикация. Виды биоиндикации. Генетический мониторинг.

Будущее человечества: глобальный антропоэкологический прогноз. Поиски альтернативных путей развития человечества. Альтернативные источники энергии: солнечная, ветровая и другие виды энергии.

Этапы формирования современной системы международного сотрудничества. Деятельность МСОП, ВОЗ, ЮНЕП, ЮНЕСКО. Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений. Необходимость совместных усилий международных сообществ в решении политических, экономических, экологических проблем и сохранении здоровья человека. Концепция устойчивого развития. Экологический аспект стратегии устойчивого развития в РБ. Общественно-полезная деятельность каждого, как фактор, направленный на улучшение состояния окружающей среды.

Практические работы

9. Экологическое обследование помещений.

10. Экологическое обследование территорий.

Деловая игра «Спасти планету»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения факультатива у учащихся будут сформированы представления:

– о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

– о принципах и методах исследований в экологии человека;

– о механизмах прямого и опосредованного влияния факторов среды на организм человека и о зависимости адаптивных реакций организма от наследственности и факторов среды;

– о среде обитания человека и об экологически безопасной для здоровья человека среде;

– о причинах, последствиях «демографического взрыва» и существующих моделях регуляции численности человеческого общества;

– о влиянии человека на природные экосистемы;

– о причинах и последствиях экологических проблем и экологического кризиса;

– о взаимосвязи явлений в природе и обществе, о средообразующей роли человека в биосфере;

– об этапах формирования и направлениях современной системы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

– мотивировать необходимость получения экологических знаний для сохранения индивидуального и популяционного здоровья;

– обосновывать существующую зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;

– определять адаптационные возможности организма, используя полученные навыки оценки своего здоровья;

– проводить простейшую экологическую оценку условий жизни и окружающей природной среды;

– описывать и моделировать экологически благоприятную для здоровья человека среду;

– обосновывать необходимость изучения антропогенного изменения природной среды на различных этапах развития общества для понимания существующих экологических проблем и для составления долгосрочного антропоэкологического прогноза;

– объяснять необходимость сохранения экологических систем, их биологического разнообразия для возможности существования в биосфере человека как вида;

– вести разъяснительную работу по охране природы и сохранению здоровья, организовывать и проводить простейшие экологические мероприятия местного масштаба, сводить к минимуму негативные последствия пребывания человека в естественных ландшафтах.

Приложение 1. Экспериментальные и исследовательские работы, рекомендуемые для самостоятельного выполнения учащимися.

Экспериментальные работы

1. Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью теста МПК. (Выполняется при изучении темы «Введение»).

2. Определение содержания вредных веществ (соланина) в картофеле. (Выполняется при изучении «Человек и среда его обитания»).

Наши рекомендации