Описание места учебного предмета.
Описание места учебного предмета.
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Общая характеристика предмета.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, ивсоциальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы, и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
· распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
· моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
· эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Содержание учебного предмета.
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы:знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы:поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по окружающему миру к концу 4 класса.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей истории;
государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребенка.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты;
различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения экологи ческой допустимости;
определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Планируемые результаты изучения окружающего мира в 4 классе.
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
o формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
o формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
o формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
o овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
o принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
o развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
o формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
o развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
o развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
o формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
o самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
o совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
o составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
o работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
o в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
o ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
o отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
o добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
o перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
o перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
o знаний;
o преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
o преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
o работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного I опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
o доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
o доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
o слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
o читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
o договариваться с людьми: выполняя различные роли вгруппе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
o уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
o понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
o уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
o осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
o осваивать доступные способы изучения природы и общества {наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных к архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
o устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Учебно-методическое обеспечение.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2х частях. – М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2х частях. - М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012.
- Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Электронные ресурсы:
• Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
• Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
http://www.zavuch.info/
• официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
• Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
• Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.
• В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема (страницы учебника, тетради) | Кол. час. | Основные виды деятельности обучающихся | Тип урока Вид контроля | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты | ||||||
«Земля и человечество» – 9 часов | ||||||||
Введение. Мир глазами астронома. У – с. 4-8; Т – с.3. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения | Урок открытия новых знаний (УОНЗ) Текущий | Научатся: Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. | Познавательные. Проводить сравнение по заданным критериям. Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | |||
Планеты Солнечной системы. У – с. 9-15 Т – с.4-6 Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализироватьсхемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения | Урок-исследование Текущий Практическая работа (Практ.р) | Научатся: Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. | Познавательные Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы. | |||
Звёздное небо – Великая книга Природы. У – с. 16-21 Т – с. 7-8 Практическая работа №2«Знакомство с картой звёздного мира» | Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком | Урок-исследование Текущий Практ.р. | Научатся: Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. | Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы. | |||
Мир глазами географа. У – с. 22-28 Т – с.8-9 Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком | Комбинированный урок (Комб.) Практ.р. Фронтальный опрос. | Научатся: Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. | Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы | |||
Мир глазами историка. У – с.29-35 Т – с.11-12 Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села) | Комбинированный урок. Фронтальный опрос. Практ.р. Текущий. | Научатся: Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог» | Познавательные. Строить рассуждения в форме простых суждений. Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы | |||
Когда и где. У – с. 36-40 Т – с.13-14 | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях | Комбинированный урок. Тест | Научатся: Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой | Познавательные. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы | |||
Мир глазами эколога. У – с. 41-47 Т – с.15-16 | Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения.Изучать экологический календарь | Комбинированный урок Фронтальный опрос | Научатся: Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. | Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Регулятивные. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | |||
Сокровища Земли под охраной человечества. У – с. 48-56 Т – с.16-20 | Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения | Урок-исследование Текущий | Научатся: Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы. | Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Регулятивные. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии. | Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
Обобщение по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа. Проекты | Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы. | Урок – игра Проверочная работа (Пр.р) | Научатся: Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | |||
«Природа России» - 11 часов | ||||||||
Равнины и горы России. У – с. 60-65 Т – с. 21-22 Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке «Где мы были» | Комбинированный урок. Текущий Практ.р | Научатся: Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина | Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. | |||
Моря, озёра и реки России. У – с. 66-70 Т – с. 22-23 Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока | Урок развития умений и навыков. Фронтальный опрос. Практ.р. | Научатся: Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов | Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
Природные зоны России. У – с.71-75 Т – с.24 | Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности | УОНЗ Текущий. | Научатся: называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показыватьна карте природных зон области высотной поясности | Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
Зона арктических пустынь У – с.76-83 Т – с. 24-27 Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения | Урок-исследование Текущий | Научатся: Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» | Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные Формулировать своё мнение и позицию. Ставить вопросы. | Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | |||
Тундра. У – с.84-94 Т – с. 27-31 Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и жив |