Какую жару способны мы переносить?

Человек гораздо выносливее по отношению к жаре, чем обыкновенно думают: он способен переносить в южных странах температуру заметно выше той, которую мы в умеренном поясе считаем едва переносимой. Летом в Средней Австралии нередко наблюдается температура 46 °С в тени. При переходе через Красное море и Персидский залив температура в корабельных помещениях достигает 50 °С и выше, несмотря на непрерывную вентиляцию. Отмеченные температуры измерялись в тени. Дело в том, что температуру воздуха измеряет только термометр, выставленный в тени. Термометр, на который падают прямые солнечные лучи, может нагреться значительно выше, чем окружающий воздух, и показание его нисколько не характеризует теплового состояния воздушной среды. Поэтому и нет смысла, говоря о знойной погоде, ссылаться на показание термометра, выставленного на солнце.

При высокой температуре воздуха организм человека фактически не принимает этой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной. Он борется с нагреванием посредством обильного выделения пота; испарения пота поглощает значительное количество тепла из того слоя воздуха, который непосредственно прилегает к коже, и тем в достаточной мере понижает его температуру. Единственные необходимые условия состоят в том, чтобы тело не соприкасалось непосредственно с источником тепла и чтобы воздух был сух.

Топливная база энергетики

Длительный период, до XIV в., основным энергоносителем, используемым человеком, была древесина. Позже все больше начинают использовать уголь, нефть, газ. В начале XX в. уголь стал составлять наибольшую долю от всех используемых человечеством энергетических ресурсов. К началу 70-х годов ХХ в. доли потребления угля, нефти и газа выравниваются. В ряде стран уменьшается добыча угля. Нефть практически вытесняет уголь при производстве электроэнергии. На транспорте за счет нефти удовлетворяется свыше 90 % мирового потребления. В 1970 г. доля нефти в структуре мирового потребления топливных ресурсов составила 46 %, газа — 20 %. Ситуация меняется после острого нефтяного кризиса 1973-74 гг. Индустриальные страны Запада, США, Япония активно переориентируют топливно-энергетическую базу своей национальной экономики на другие виды энергоресурсов и вводят политику эффективного использования энергии. В результате к 1980 г. доля нефти в мировом топливно-энергетическом балансе снижается до 42 %, газа — до 16 %. Доля твердого органического топлива составляла 25 %. Ядерная энергетика покрывала всего 2-3 % мирового потребления, и 13-14 % обеспечивалось за счет возобновляемых источников энергии.

Прогнозы, сделанные в 80-х гг., обещали к 2020 г. дальнейшее быстрое уменьшение потребления нефти и газа — соответственно до 20 и 8-12 %. Предполагалось, что это будет достигнуто благодаря росту потребления угля до 32 %, значительному использованию ядерного горючего — 36-40 %, использованию возобновляемых источников энергии. Однако реальные тенденции изменений в структуре мирового топливно-энергетического баланса на 2020 г. оказались несколько иными. В первую очередь это связано с появлением определенного недоверия к атомной энергетике из-за катастрофических последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ряде других неприятных эксцессов на атомных промышленных объектах. В настоящее время разрабатываются новые поколения ядерных реакторов и проектов АЭС повышенной безопасности.

В обозримой перспективе развитие топливной базы энергетики во всем мире будет определяться следующими основными направлениями:

— удорожанием практически всех топливно-энергетических ресурсов при опережающем росте стоимости высококачественного газового и мазутного топлива;

— проведением активной энергосберегающей политики во всех отраслях экономики и освоением в максимально возможных масштабах нетрадиционных возобновляемых источников энергии;

— вовлечением в топливно-энергетический баланс ядерного горючего и интенсивным поиском альтернативных ему безопасных источников энергии, имеющих промышленное значение;

— ужесточением экологических требований.

Человек издавна применяет различные виды топлива: каменный уголь, нефть и природный газ, торф и дрова, горючие сланцы. Для получения энергии с физической точки зрения наиболее выгодны нефть, газ и каменный уголь, удельная теплота сгорания этих видов топлива высока.

За 6 тыс. лет до н.э. добывалась нефть на берегу Евфрата. О Бакинской нефти упоминается в описаниях походов Александра Македонского. Но соперничать с углем нефть начала в ХХ в. Использование нефти тесно связано с развитием двигателя внутреннего сгорания и таких средств транспорта, как автомобиль, самолет, тепловоз.

Уже 8 тыс. лет назад горючий газ поддерживал вечное пламя в храмах огнепоклонников, но лишь в конце ХIX в. газ стали применять для освещения, приготовления пищи и отопления.

Природные газы состоят главным образом из метана — соединения углерода с водородом. Метан горит, не оставляя ни дыма, ни золы. Природный газ — самое дешевое из известных видов топлива, так как отличается сравнительной простотой добычи, несложностью транспортировки и высокой удельной теплотой сгорания. К месту потребления газ приходит по трубам. Диаметр труб магистральных газопроводов достигает 1,42 м.

Газ удобен в обращении. Газовые горелки и топки просты по конструкции, их легко зажечь и потушить, легко усилить или ослабить пламя. Переход на газовое топливо значительно оздоровляет атмосферу промышленных центров, избавляет население от дыма и копоти.

Наши рекомендации