Федеральный классификационный каталог отходов. Утвержден приказом МПР России от 12 декабря 2002 г. „

Специальная литература:

Демичев Д.М. Правовые проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы // Государство и право. 1998. № 3.

Дубовик О.Л. Обращение с отходами в тенденции развития правового регулирования // Юридический мир. 2002. № 10.

Злотникова Т.В. Безопасность уничтожения химического оружия: правовые нормы и практика их применения // Журнал российского права. 1999. № 2.

Иванова А.Л. Общие положения правового регулирования обращения с отходами в праве Европейского сообщества // Юридический мир. 2002. № 10.

Кловач Е.В., Сидоров В.И. Организационно-правовые проблемы обеспечения промышленной безопасности // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995-1998 гг. М., 1999.

Комментарий к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» / Под ред. А. Яковлева. СПб., 1999.

Константинов А.И. Размещение и сооружение атомных электростанций: эколого-правовые проблемы // Журнал российского права. 1998. № 7.

Кремер Л. Политика переработки отходов в ЕС: тенденции и перспективы // Экологическое право. 2002. № 2.

Круглов В.В. Проблемы совершенствования законодательства об охране окружающей природной среды в промышленности // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 1.

Круглов В.В. Проблемы правовой охраны окружающей среды в промышленности // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995-1998 гг. М., 1999.

Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. М.,1998.

Стрельников Ю., Ушакова Е., Рубина Е. Обращение с отходами производства и потребления: прокурорский надзор // Законность. 2001. № 6.

Тюрин В. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ // Законность. 2000. № 5.

Задачи:

Промышленное предприятие повышенного класса опасности в процессе производства осуществляет сверхнормативные выбросы вредных веществ. На стадии проектирования строительства данного предприятия в 1975 году была установлена санитарно-защитная зона. Границы санитарно-защитной зоны выносились по периметру промышленного объекта на расстояние 5 км в сторону расположенного рядом города и по 1 км в другие стороны. Такой размер санитарно-защитных зон был обусловлен преобладающим направлением ветров в данном районе и возможностью соблюдения нормативов выбросов.

Земельный участок под санитарно-защитную зону был предоставлен в бессрочное пользование. В 90-е годы предприятие было приватизировано. Негативное воздействие на окружающую среду сохранилось.

Руководство предприятия интересуется, возможно ли сократить размер санитарно-защитной зоны в целях экономии средств, в том числе уплачиваемого земельного налога, для развития производства.

Что такое санитарно-защитная зона? Каков порядок ее изменения?

Дайте квалифицированный ответ.

На землях сельскохозяйственного кооператива «Рассвет» решением местной администрации строительному управлению был предоставлен земельный участок для добычи общераспространенных полезных ископаемых в связи с выполнением дренажных работ.

При проведении работ строительное управление не выполняет мер по сохранению плодородного слоя почвы, рекультивации земель.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса на площади около двух тысяч гектаров в результате загрязнения леса отходами металлургического комбината.

Администрация металлургического комбината иска не признала, заявив, что загрязнение леса происходит по вине проектной организации и завода-изготовителя очистных сооружений, которые были запроектированы и установлены на момент приемки завода.

Решите дело.

4. При вводе в эксплуатацию комбината по переработке бытовых отходов дирекцией комбината не были согласованы размеры предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух по нескольким вредным веществам. В результате проверки специально уполномоченным государственным органом было выявлено, что фактически выбросы составили 200 тыс. тонн окислов азота при нормативе 120 тыс. тонн и 30 тыс. тонн соединений тяжелых металлов, разрешение на выброс которых у комбината отсутствовало. Директор комбината объяснил, что комбинат эксплуатируется с превышением проектной мощности в 1,3 раза, принимает на переработку, кроме бытовых отходов, отходы ряда промышленных предприятий, складировать которые без предварительной переработки запрещено.

Дайте правовую оценку ситуации.

ТЕМА: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Вопросы:

Наши рекомендации