Организация и методика проведения экскурсий и целевых прогулок в разных возрастных группах
Экскурсии— это особые форы организации работы по экологическому воспитанию, которые позволяют проводить наблюдения, изучать явления и предметы и процессы в разных условиях.Целевая прогулка –это форма организации работы по экологическому воспитанию детей. В отличие от Э.они кратковременны и на них решаются небольшой объём задач.Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие экскурсии — в парк, лес, на реку,. луг — и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых) — в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых..Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему-не утомительный, определяет расстояния до места(в одну сторону не более 30мин), учитывать особенности дороги. Место Э, необходимо за день, за до нее осмотреть его. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.Этапы Э:
Подготовит-й.-Основная задача организ-ть детей исходя из уже имеющего опыта, сформ-ть цели и задачи, кот необх-мо решить на Э.т.ж. на этом этапе необходимо стимулировать эмоц-й настрой детей, Воздей-е на их чувства начинается за несколько дней до Э., завершается перед началом.
Основной-организация познов-й и практич-й деят-ти детей. Большое значение имеет выбор методов работы с Д.(нагл, слов, практич)Наблюдение сопров-ся беседой, В конце Э использ-я практ-е методы:игры, сбор мат-ла и т.д. Заключит-й-охватывает всю послеэкс-ю работу, направленную на обобщение, закрепл-е, систематизацию, углубление представлений полученных д-й в ходеЭ. Главное поддержание интереса д-й к получ-й информ-ии, стимуляция потребности выразить, поделиться своими знаниями, чувствами, переживаниями. Решить эти задачи можно используя различ-е формы и организации продуктив-х видов деят-и д-й. (изобр-й, речевой и т.д)
Общие требования к Э.-темы д.б.чётко связаны с прогр. и включены в годовой план; дети д.б активными участниками наблюдения; материал должен опираться на известные детям теорет. знаниям; учитывается возраст экскурсантов; важно точно рассчитать время Э. во избежании нагрузок детей; в конце Э мат-лы д.б. закреплены.
49В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
Элементы эколого-развивающей среды | Функциональная роль |
Экологическая комната | Обучающая, релаксационная |
Лаборатория | Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. |
Живой уголок | Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам. |
Зимний сад | Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами. |
Библиотека | Познавательная, формирование интереса к чтению. |
Экологическая тропинка | Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой. |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения. |
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) | Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы. |
Музей, картинная галерея | Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая. |
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия | Эколого-эстетическая, эмоциональная. |
Театральная студия | Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках. |
Музыкальный зал | Эколого-эстетическая |
Физкультурный зал | Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие. |
Бассейн | Оздоровительная, игровая, познавательная |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетическая |
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) | Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач. |
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы. |
Фитобар | Оздоровительная, познавательная, релаксационная. |
52 Уголок природы в детском саду, как главный объект экологического воспитания в дошкольном учреждении.Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. В процессе систематического ухода за растениями и животными, у детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонически развитую личность.В уголке природы можно содержать разных животных, знакомство с которыми предусмотрено программой, и все же их количество должно быть ограниченно. Это связано с тем. Что большую часть работы по организации жизни и ухода за животными, дети должны выполнять сами, либо с небольшой помощью воспитателя.Требования к отбору обитателей уголка природы:Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.Требования к размещению и содержанию уголка природы:
Его следует размещать на уровне детей, в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода.Уголок природы должен содержаться в чистоте- растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают.Требования к размещению комнатных растений:
Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Дети младшей группы знают 2-3 названия растений, а к подготовительной группе называют до 15 растений, описывают их, выделяют лекарственные растения, знают их применение.Комнатные растения уголка природы являются его постоянными обитателями. Для того чтобы растения украшали групповую комнату, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно – климатических условий.Требования к размещению аквариума: Аквариум размещают в хорошо освещенном месте. Но не под прямыми солнечными лучами. Перед зарядкой – аквариум тщательно обрабатывают содой, песок прокалить в духовом шкафу и дать ему остыть. Вода для аквариума берется отстоянная в течение 3-4 суток.Требованию к содержанию птиц в уголке природы:
В уголке природы содержат канарейку или волнистых попугайчиков.Клетки для содержания попугаев наиболее удобными считаются из оргстекла и прутиков из нержавеющей стали. Такие клетки хорошо просматриваются, они пропускают много света и гигиеничны. В клетке должно быть съемное дно для удобства уборки. Также должны быть поилка, кормушка, жердочка для насестов.Дети старшей и подготовительной группы самостоятельно составляют зерновую смесь, обрабатывают клетку, сменяют воду, ухаживают за птицами.
53.54.55.56
ГРУППА/НАИМЕНОВА-НИЕ | Комнатные растения * | животные | Уголок дежурств | Оборудование для экспериментов | Оформление | Цветник, огород |
Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции | ||||||
Млад-шая группа | 4- 5 вида. Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин | Аквариум 1-2 золотые рыбки, карась. | - | Материал для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, шишки, веточки, желуди. Лейки, совочки, палочки. | Муляжи овощей и фруктов: см. выше + капуста. Календарь погоды Картины, пейзажи по временам года, Карточки с животными, птицами. Дидактические игры (природоведческие). Икибаны, Гербарии, Поделки из природного и бросового материала. | Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции, посев крупных семян |
Сред-няя группа | 5-6 видов. Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула. | Аквариум с рыбками: вуалехвост, золотая, телескоп, карась. | Начиная со II половины года дежурство вместе со взрослым. Для дежурства: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульвиле-затор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом. | Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок, природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки. Стаканы, ящики для рассады. | Муляжи овощей и фруктов: см. выше + лук, груши, слива, свекла. Икебаны, веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы), птиц, растений. Альбомы с изображением животных, дидактические игры (природоведческие) | Смена помельче. Редис, свекла, репа, сбор крупных семян |
Стар-шая группа | 6- 7 видов по 2- 3 экземпляра. Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ. | См. выше + монетка, пресмыкающие (черепаха), млекопитаю-щие (морская свинка, кролик, хомяк) | С начала учебного года в уголке природы вместе со взрослым, под контролем взрослого. Оборудование: см. выше + ножницы для обрезания растений | См. выше + лупа | Муляжи овощей и фруктов: см. выше +картошка, репа, болгарский перец. Оборудование: см. среднюю группу + рисунки, поделки детей | Зелень, рассаду цветов, капусты, томатов, огурцов. Уборка сорняков, сбор урожая, семян, цветов. С помощью взрослого обрезка многолетних растений, рассада и деление многолетников. |
Подготовитель-ная группа | 6- 7 видов. Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фикус. | Разновидность золотых рыб и тепловодных, млекопитающие (см. выше + домашняя крыса), пресмыкающие. | 2- 3 ребенка одновременно дежурят в уголке природы ежедневно, Дежурят вместе со взрослым, под контролем взрослого, самостоятельно | Смотри старшую группу | Муляжи овощей и фруктов: см. старшую группу + экзотические фрукты. Оборудование: см. старшую группу + репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе, растения леса, поля, луга. Фотоматериал: «Мой город, мой район» Стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки. | См. старшую группы + морковь, редис, салат, свекла. Приготовление салата. Борьба с вредителями не химическими средствами |
СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ГРУППАХ.комнатные растения, которые обязательно должны быть в данной группеВ каждой группе должны находиться:1 Таблички к комнатным цветам.2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др. ) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др. ) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место. 3. Календарь природы. (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно)4. Графики дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям.5. Паспорт на каждое растение ( если нет экологической комнаты в детском саду)В уголке природы:1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.3. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников.4. Рисунки, книжки детей о природе.5. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. 6. Корм для животных.7. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей
57 цветник,его планировка. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировкаЭкологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом. Участок детского сада должен отвечать определенным санитарно- гигиеническим нормам и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих детский сад. Норма площади на одного ребенка -35-45 м 2. Целевое назначение зеленых насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада - яслей создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: снижается запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создается благоприятная температура воздуха, влажности, солнечная радиация. Участок огораживают забором (высотой не более 1,6м) или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда. Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди должна быть 0,75-1,0м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для этого используются такие деревья и кустарники как: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня, акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются. В зависимости от территориального расположения здания ДОУ деревья и кустарники могут располагаться по периметру всей территории участка, аллеями, группами. Здесь же высаживаются отдельные породы деревьев и кустарников. На территориях разных возрастных групп эти насаждения используются в целях обеспечения естественного затенения. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований: - насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева; - кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта; - подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;- для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками, например, шиповник, облепиха, бересклет.- Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.Для озеленения участка рекомендуют следующие виды деревьев: клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, даурская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень, граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан клинолистный, гледичия, дерн красный, ильм, можжевельник. Кроме деревьев используют следующие виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, калина обыкновенная, жимолость, форзиция.Деревья размещают группами или аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев или кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень, в течение всего дня, защищают детей от солнца. Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов.При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. Групповые кустарники отделяют друг от друга тоже кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр, занятий детей, защитить их от ветра. Для этого используют : виноград (дикий, амурский), жимолость, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, имопея, бобы садовые, настурция.Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой.
58 Однолетние цветочно-декоративные растения, или летники – это группа видов, проходящих свой жизненный цикл (от прорастания до образования семян) и достигающих наибольшей декоративности в течение одного вегетационного периода.В эту группу входят:а) однолетние растения, которые в год посева достигают полного развития – цветут, дают зрелые семена и погибают (бархатцы, коснея, ноготки, циния и др.);б) некоторые многолетние растения, способные проходить в условиях умеренного климата за один летний период цикл развития от семени до семени (агератум, львиный зев, вербена, петуния, сальвия и др.). Эти растения (условно однолетние виды) легко размножаются семенами. Их используют в цветниках только в однолетней культуре.Все многообразие цветочных однолетников позволяет разделить их на несколько групп:а) красивоцветущие,б) вьющиеся,в) декоративно-лиственные,г) сухоцветы.Однолетние цветочно-декоративные растения находят широкое применение в различных видах цветочного оформления (бордюры, рабатки, группы, горки и др.), а также в букетах в свежесрезанном и засушенном виде.Однолетние цветочно-декоративные растения различаются по длительности периода развития от посева до цветения и делятся на группы:1) виды с периодом развития от посева до цветения 130 – 180 дней (бегония всегдацветущая, вербена гибридная, лобелия эринус, гвоздика Шабо и др.);2) виды с периодом развития 100 – 130 дней (астра китайская, агератум Хоустона, львиный зев, душистый горошек и др.);3) виды, имеющие период развития не более 70 дней (календула лекарственная, маттиола двурогая, годеция крупноцветковая и др.).
Многолетние растения
Многолетние цветочно-декоративные растения обладают многолетней корневой системой и ежегодно возобновляемой надземной вегетативной массой.Классификация многолетников по жизненным формам:1. Сидячие растения. Они вегетативно неподвижны, сохраняют куст, т.к. имеют вертикально нарастающий подземный побег (корень, корневище). Растения данной группы недолговечны, теряют декоративность через 4 – 5 лет вследствие обнажения корневой шейки (пионы, колокольчик широколистный, волжанка). Растениям данной группы необходимо частая пересадка и деление куста.В свою очередь подразделяются:Кистекорневые – имеют стеблекорень, образованный небольшим подземным стеблем, состоящим из 3 – 4-летних годичных приростов, формирующихся после отмирания главного корня (гейхера, дельфиниум, пион, пиретрум розовый, флокс метельчатый).Стержнекорневые – имеют стеблекорень, образованный подземной частью стебля и главным корнем, который иногда утолщается (аквилегия, гипсофила, люпин, мак, мальва).Короткокорневищные растения – (астильба, ветреница, примула, хоста) имеют короткое, нарастающее вертикально или кругами корневище, от него отходят придаточные корни.Стеблеклубневые растения – (аконит, гладиолус) имеют видоизмененные, сильно укороченные и утолщенные побеги, превращенные в клубни или клубнелуковицы, которыми их размножают. Могут возделываться как однолетние культуры.Корнеклубневые многолетники – (георгина, лилейник) имеют видоизмененные боковые или придаточные корни – мясистые клубни, накапливающие питательные вещества и зимующие, не приспособленные к вегетативному размножению.Ползучие растения имеют растущие горизонтально надземные побеги и корневища, способны к естественному вегетативному размножению, быстро расселяются за счет ветвления и дочерних растений, частично угнетают другие виды. Они долговечны, сохраняют декоративность 6 – 10 и более лет. При старении восстанавливаются за счет дочерних особей.Цветники распологают на каждом прогулочном участке и они в комплексе выполняют триединую задачу – развивающую, обучающую и воспитательную. Используя клумбу в образовательном процессе, педагог подводит детей к тому, что природой можно не только восхищаться, наслаждаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Предметное окружение, созданное руками педагогов, детей, родителей приносит радость, дарит ощущение тепла, комфорта, эмоциональной удовлетворенности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, территория дошкольного учреждения имеет неповторимый привлекательный облик и воспринимается как культурный и эстетический центр жилого микрорайона, города. Таким образом, все эти изменения способствуют улучшению экологизации и эстетического состояния микросреды и имиджа ДОУ, рационального их использования в соответствии с воспитательно-образовательными задачами в условиях городской системы образования.