Роль и характер использования наглядного материала в эколого-педагогическом процессе.
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.
Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.
Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.
Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.
38.Использование ТСО в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возрастаЗнакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. Учебный экран является методом ознакомления с природой. Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животногр, рост и развитие растений и животных. На занятиях в детском саду могут быть использованы различные экранные средства, формирующие знания о природе: кино фильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего знакомится с содержанием диафильмов и кинофильмов о природе для детей дошкольного возраста. Необходимо хорошо знать содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправленного руководства познавательной деятельностью детей.Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание. В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Сюжетные и очерковые диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых. Диапозитивы — это серии отдельных кадров, посвященные определенной теме. По статичности изображения они напоминают дидактические картины. Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой текстом. Диафильмы содержат определенный сюжет или последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.
39.Использование бесед и рассказов воспитателя в экологическом образовании дошкольников.При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы -- уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.Беседа - это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.Рассказ. Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.Яркость, образность и конкретность языка -- обязательное требование к рассказу воспитателя. Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом -- фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми.