Воспитание наблюдательности в процессе ознакомления дошкольников с природой.
Известно, какое большое значение придают психологи и педагоги воспитанию у ребенка-дошкольника наблюдательности. Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.
Способность наблюдать — одна из задач умственного воспитания детей, важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. От умения ребенка наблюдать будет зависеть успех учения его в школе. Наблюдательность — не врожденное качество человека; она формируется в течение всей жизни под влиянием воспитания и обучения. Воспитание этой важной способности необходимо начинать в раннем детстве.Окружающая природа дает богатый материал для развития наблюдательности и любознательности. Где, как не среди природы, детям предоставляется огромнейшая возможность исследовать, наблюдать, изумляться, восхищаться, испытывать радость.
В детском саду есть все условия для развития и воспитания наблюдательности детей. Например, постоянные обитатели уголка природы, являются благодатным источником для развития наблюдательности. Надо только научить детей увидеть все разнообразие окружающего, научить их удивляться, а удивление, как известно, напрягает внимание, возбуждает интерес к наблюдаемому, вызывает активную работу мысли.
20.Воспитание у дошкольников познавательного отношения к природе.С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
21.Активизация познавательной деятельности детей в процессе экологического образования.Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миромАктивизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Принципы активизации познавательной:
-принцип самостоятельной активности детей;
-принцип осознанности познания;
-принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
22.Воспитание ценностных ориентации в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностных ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением. Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.