Вопрос №2. Цели и задачи общей (фундаментальной), частной и прикладной экологии.
Вопрос №2. Цели и задачи общей (фундаментальной), частной и прикладной экологии.
Цель общей экологии – поиск закономерностей в структурно-функциональной организации и развитии биосистем. Задачи общей экологии:
1) изучение закономерностей организации биосистем на организменном, популяционном и межвидовом уровнях;
2) изучение функционирования биосистем и регуляторных механизмов, обеспечивающих их структурно-функциональное равновесие;
3) исследование внешней среды;
4) разработка проблем стресса и адаптации биосистем различных уровней;
5) поиск закономерностей эволюции биосистем.
Цель прикладной экологии – применение знаний, полученный общей экологией для решения проблем, связанных со средой обитания человека. Задачи прикладной экологии: 1) оценка последствий антропогенного вмешательства в естественные экосистемы различных уровней организации; 2) биоиндикация и мониторинг тех антропогенных воздействий, которые могут иметь негативные последствия для отлельного человека, человеческого общества и др. живых существ; 3) прогнозирование отдаленных последствий воздействия факторов малой интенсивности; 4) управление экологической ситуацией; 5) решение частных практических задач ( сохранение редких видов, борьба с вредителями)
Цель частной экологии ограничена изучением конкретных групп определенного ранга — экология растений, экология животных, экология микроорганизмов.
Вопрос №3. Понятие методологии медико-биологических исследований. Методологические подходы к решению экологических задач.
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Методология- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методы экологических исследований: 1) метод наблюдения и описания – сбор и описание фактов; 2) сравнительный метод – анализ сходства и различия изучаемых объектов; 3) метод эксперимента – изучение явлений природы в заданных условиях; 4) метод моделирования – описание сложных природных явлений относительно простыми методами; 4) исторический метод – изучает ход развития исследуемых объектов; 5) метод счета - определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства; 6) измерение - определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном.
Вопрос №4. Методология структурных, функциональных, холистических и мерологических исследований.
Науке известны два различных подхода и способа мышления в изучении сложных систем:
1) холистический – при котором система изучается в ее целостности, исследуются общие для системы, системные функции и законы;
2) редукционистский или мерологический - при котором система изучается путем детального анализа все более и более мелких подсистем, их функций и законов.
Человек от природы обладает склонностью к редукционистскому складу мышления, т.е. человеку свойственно выявление единичных, простых причинно-следственных связей и простых функциональных зависимостей типа “причина – следствие”. Этим, в частности, объясняется сложность изучения процессов в биосфере, где имеют место многопараметрические процессы, многоуровневые обратные связи, замкнутые циклы, круговороты вещества и энергии, где следствие является одновременно и причиной многих явлений
Вопрос 16 Классификация и характеристика экофакторов по функциональному принципу.
1. Периодически меняющиеся экофакторы, а том числе:
-Первичные периодические факторы, к которым относятся только абиотические (астро- и геофизические - солнечные циклы, космическое излучение, геомагнитное поле Земли и пр.).
-Вторичные периодические факторы.
2. Непериодически меняющиеся
Город как экосистема.
Города «живут своей жизнью». Изменение физических характеристик города (расширение городских пространств, увеличение плотности населения, интенсификация внутригородских связей) имеет для горожан важные психологические, социальные, культурные последствия. Городское пространство не является нейтральным фоном для пребывающих в нем людей, оно не просто «сопровождает» или «обрамляет» социальную реальность, но активно включено в нее. Рост численности городского населения сопровождается интенсивным строительством, ориентированным на сооружение многоэтажных зданий. Планировка города, его застройка, архитектура оказывают
значительное влияние на образ жизни горожан. Первостепенными критериями проектных решений в области градостроительства до последнего времени были простота и дешевизна построек. Города в основном застраивались многоэтажными сооружениями из недорогих материалов, из унифицированных деталей. Требования к архитектуре возводимых зданий чрезвычайно упростились. Соответственно, была предельно упрощена планировка городских кварталов. Ширина и геометрия улиц определялись прежде всего соображениями удобства для движения транспорта, пространство между домами – санитарными нормами, установленными для высотности зданий.
У городской экосистемы есть три особенности:
зависимость, то есть необходимость постоянного поступления ресурсов и энергии;
неравновесность, то есть невозможность достижения экологического равновесия;
постоянное аккумулирование твердого вещества за счет превышения его ввоза в городскую экосистему над вывозом, что приводит к повышению уровня поверхности города (формированию культурного слоя, который в старых городах достигает нескольких метров).
Острый и хронический стресс, упругие и пластические стрессовые нагрузки. Варианты устойчивости к стрессу.
Стресс классифицируется по характеру начальных проявлений, скорости развития и продолжительности. Острый стресс характеризуется: внезапным началом, острым развитием, небольшой продолжительностью. Хронический стресс при котором неблагоприятный фактор невысокой интенсивности воздействует длительно или часто повторяется, имеет: незаметное начало, постепенное развитие, длительное течение. Острый стресс является для биосистемы упругой нагрузкой, вызывающей обратимые изменения, хронический стресс- пластической нагрузкой, приводящей к необратимым изменениям. Варианты устойчивости к стрессу. В процессе эволюции в биосистемах, особенно на уровне организмов, выработались различные способы устойчивости к стрессовым нагрузкам. Все многообразие данных реакций осуществляется на основе 2-х вариантов повышения устойчивости: 1) избегание стресса: бегство, биоритмы, особые жизненные циклы; 2) толерантность к стрессу. Толерантность бывает врожденной и и приобретенной. Благодаря более высокой врожденной толерантности отдельных особей формируется основа для появления новых популяций и дальнейшего видообразия, так как механизмы устойчивости к стрессу заключается в виде наследуемых признаков. Приобретенная толерантность является результатом адаптации особи, популяции или сообщества к стрессовым воздействиям. Адаптация- комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий им успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями и устойчивость к воздействию экофакторов. Возможны 2 варианта поддержания стабильности гомеостаза биосистемы: 1) резистентная устойчивость – способность оставаться в устойчивом, стабильном состоянии под нагрузкой с поддержанием неизменных состава, структуры и функции. 2) упругая устойчивость- способность быстро восстанавливаться на новом стабилизированном функциональном уровне после того, как состав, структура или функция были нарушены.
Варианты поддержания стабильности гомеостаза биосистемы. Перестройка гомеостаза в процессе адаптации.
Перестройка гомеостаза в процессе адаптацииВ любой биосистеме возможно формирование стабилизированного состояния не на одном, а на нескольких уровнях гомео-статического плато, то есть состояние гомеостаза может достигаться путем его смещения по определенной шкале, свойственной конкретному уровню организации биологической системы. Подобная перестройка происходит благодаря обратным кибернетическим связям (отрицательным и положительным), поддерживающим любую биосистему в состоянии подвижного динамического равновесия.
Вопрос №2. Цели и задачи общей (фундаментальной), частной и прикладной экологии.
Цель общей экологии – поиск закономерностей в структурно-функциональной организации и развитии биосистем. Задачи общей экологии:
1) изучение закономерностей организации биосистем на организменном, популяционном и межвидовом уровнях;
2) изучение функционирования биосистем и регуляторных механизмов, обеспечивающих их структурно-функциональное равновесие;
3) исследование внешней среды;
4) разработка проблем стресса и адаптации биосистем различных уровней;
5) поиск закономерностей эволюции биосистем.
Цель прикладной экологии – применение знаний, полученный общей экологией для решения проблем, связанных со средой обитания человека. Задачи прикладной экологии: 1) оценка последствий антропогенного вмешательства в естественные экосистемы различных уровней организации; 2) биоиндикация и мониторинг тех антропогенных воздействий, которые могут иметь негативные последствия для отлельного человека, человеческого общества и др. живых существ; 3) прогнозирование отдаленных последствий воздействия факторов малой интенсивности; 4) управление экологической ситуацией; 5) решение частных практических задач ( сохранение редких видов, борьба с вредителями)
Цель частной экологии ограничена изучением конкретных групп определенного ранга — экология растений, экология животных, экология микроорганизмов.