Методы охраны атмосферного воздуха
Основные методы охраны атмосферного воздуха:
· Правовые методы (международные соглашения, национальное законодательство);
· Технологические решения (переоборудование предприятий);
· Технические решения (очистные сооружения);
· Экономический метод (стимулирующие меры: налоговые льготы, кредиты на строительство очистных сооружений и модернизацию оборудования);
Например, для автотранспорта технологических решений:
· Архитектурно-планировочные мероприятия (специальные развязки и объезды, улучшение качества дорог, сокращение участков ненужного торможения, высадка зеленых насаждений вдоль дорог);
Отказ от использования этилированного бензина ( исключит выбросы соединений свинца и снизит долю непредельных углеводородов) Это возможно при переводе автомобилей на газ или неэтилированный бензин.
32РАЗДЕЛ III
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 12. Обязанности предприятий, учреждений, организаций в области охраны атмосферного воздуха
Предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием на него физических и иных факторов, обязаны:
соблюдать законодательство об охране атмосферного воздуха и действующие в этой области нормы и правила;
обеспечивать выполнение республиканских и местных программ в области охраны атмосферного воздуха и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха;
информировать государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, которые могут вызвать загрязнение атмосферного воздуха и создать угрозу здоровью населения;
проводить обучение работников по вопросам охраны и рационального использования атмосферного воздуха;
проводить работы по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, изменению объема и профиля действующих производств, технологий и видов сырья только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
обеспечивать контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями вредного физического и иного воздействия на него;
принимать необходимые меры по соблюдению технологических процессов и выполнению требований по охране атмосферного воздуха, рациональному его потреблению;
обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества атмосферного воздуха на основе соблюдения технологических процессов, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля;
производить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по разрешению, выдаваемому республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их компетенции. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха и здоровье человека;
обеспечивать соблюдение правил транспортирования и хранения веществ и материалов с целью недопущения загрязнения ими атмосферного воздуха;
приостанавливать или полностью прекращать производство в случае невозможности соблюдения нормативов и обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА:
1) Граждане Республики Беларусь имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха и связанных с ним объектов окружающей среды.
2) Граждане Республики Беларусь имеют право на получение от государственных органов, осуществляющих охрану атмосферного воздуха, достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха на территории их проживания, действующих нормах и правилах, а также принимаемых мерах по его охране.
3) Государственные органы, осуществляющие охрану атмосферного воздуха, обязаны через средства массовой информации своевременно оповещать население об авариях и о стихийных бедствиях, которые повлекли или могут повлечь неблагоприятные изменения качества атмосферного воздуха и оказать отрицательное воздействие на здоровье и жизнь населения.
4) Граждане Республики Беларусь имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.
5) Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха и действующих в этой области норм и правил, возмещают ущерб потерпевшим в порядке,
установленном законодательством Республики Беларусь.
6) Граждане Республики Беларусь имеют право непосредственно или через свободно избранных представителей и общественные объединения участвовать в разработке и обсуждении проектов программ и решений, направленных на улучшение состояния атмосферного воздуха.
7) Граждане Республики Беларусь обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха, а также выполнять установленные настоящим Законом требования
должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
33РАЗДЕЛ V
НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 15. Нормативы в области охраны атмосферного воздуха:
1. Нормирование в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, обеспечения экологической безопасности.
2. Нормирование в области охраны атмосферного воздуха заключается в разработке, утверждении и введении в действие.
3. Нормативы в области охраны атмосферного воздуха устанавливаются в порядке, определенном настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемическом благополучии населения.
Статья 16. Нормативы качества атмосферного воздуха:
1. К нормативам качества атмосферного воздуха относятся:
1.1. нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;
1.2. нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.
Статья 17. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух:
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух устанавливаются для областей, районов, городов, их территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.
Статья 18. Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нормативы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов:
Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов исходя из наилучших доступных технических методов и обязательств по международным договорам Республики Беларусь.
Статья 19. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых в соответствии с законодательством.
Статья 20. Зоны воздействия:
Размеры и граница зоны воздействия определяются на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и того, что за пределами этих зон содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысит нормативы качества атмосферного воздуха.
Статьей 21 Закона об охране атмосферного воздуха, кроме прочего, прописана обязанность получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — разрешение) или комплексного природоохранного разрешения.
В разрешении или в комплексном природоохранном разрешении устанавливаются:
· нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — нормативы выбросов);
· условия осуществления выбросов загрязняющих веществ.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных в разрешении нормативов выбросов либо нарушение указанных условий запрещаются.
СПРАВОЧНО
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух —максимальные величины поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух (т/год, г/с, мг/м3), при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества атмосферного воздуха.