Детский досуг: в поисках новых форм
Деятельность по организации детского досуга в библиотеках всегда занимала значительное место и этот факт вполне естественен и объясним.
Библиотека ориентируется на те группы пользователей, которые, в первую очередь, социально значимы для общества и государства, а так же которые менее защищены экономически и социально, на практике каждый филиал выбирает себе приоритетную группу, с которой работает непосредственно, и как показывает опыт, в основном такой группой становятся дети.
Организация массового обслуживания каждой целевой группы имеет свои особенности. Специфика детства состоит в том, что в этот период человек еще не в полной мере управляет собой, своими психическими состоянием, еще и не усвоил способы соотнесения собственных интересов с интересами окружающих его людей. В то же время, ребенок является источником творчества, неожиданных, нетривиальных решений.
Мы с вами сегодня говорим о каникулярном досуге в летний период; каникулярный досуг – это период, свободный от учебы или основной деятельности и предоставляемый всем школьникам одновременно. По длительности свободного от учебного процесса времени наша страна превосходит многие европейские страны и США. То есть самые длинные каникулы в мире необходимо наполнить развивающим-образовательным содержанием.
Библиотеки, относятся к площадкам некоммерческого использования, т.е. качественная организация досуговых мероприятий для детей очень сильно повышает конкурентоспособность библиотек.
Итак, среди наиболее характерных сейчас для массового библиотечного обслуживания тенденций – одновременное использование традиционных методов и форм и инновационных. Библиотека не может жить без постоянного поиска и обновления массовых форм обслуживания. У разных форм разная судьба, разный запас прочности. Долго живут те формы, которые неизменно обретают новое содержание, новые темы, факты.
Анализ публикаций профессиональной печати показывает, что библиотекарями выбран путь сохранения традиционных, апробированных временем, а так же их модернизации, приспосабливания к современным требованиям в сочетании с новыми, нетрадиционными формами, возникающими как ответ на культурно-информационные потребности общества.
Приспособление формы к изменяющемуся содержанию услуг модно последить на примере выставок – самой популярной и одной из базовых библиотечных форм доведения информации до пользователей. Новаторство нашло отражение в возникновении большого количества разновидностей современных библиотечных выставок: выставка-вопрос, выставка-кроссворд, выставка-спор, выставка-плакат, выставка-путешествие, выставка-хобби; выставки: предмет, гербарий, призыв, праздник, откровение, приветствие. Все чаще библиотеки организуют выставки картин, изделий народных промыслов, цветов – все зависит от вашей фантазии.
Прослеживается трансформация и других привычных библиотечных форм. Например, то, что раньше мы называли «громкие чтения» во многих библиотеках введены в практику, как комментированное чтение, развивающее с младшего возраста навыки исследовательской деятельности. Многие нынешние формы хорошо забытые старые, получившие новое дыхание и иные названия «Устный журнал» стал «библиошоу», беседа, дискуссия – «ток-шоу», обзор - премьера книги.
Одним из вариантов освоения новшеств является заимствование форм деятельности из сопредельных общественных сфер. Так в детских библиотеках открываются театры книги, театры кукол, кружки по изучению иностранных языков, народного творчества. При этом заимствование выступает как творческий акт, позволяющий использовать отработанный опыт или алгоритм действия в новой ситуации.
Особенностью массового обслуживания в детской библиотеке стало многообразие игровых форм, прочно вошедших в практику. Игра не позволяет библиотеке захлестнуть себя рутиной, будит фантазию, становится мощным импульсом творческого развития личности. Игра выступает в качестве средства организации эмоционального читательского общения, целью которого является не само развлечение, сколько увлечение общим интересом, рождающимся в процессе игры.
В игре моделируются ситуации, например, путешествие пресс-бой, суд, экскурсия. Игры в библиотеках ориентированы на получение новых знаний, информации. Самыми распространенными играми в библиотеке являются многообразные конкурсы – конкурс на лучшего читателя, лучшее знание книги, литературные конкурсы, семейные конкурсы. Больше в современных библиотеках стало использоваться театрализованных форм. В основе театрализации, как раз и лежит игровое поведение. Наиболее доступная форма театрализации – театры книги, к возникновению приводит творческий потенциал библиотекарей и читателей.
В профессионально литературе часто встречается опыт применения информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии традиционную библиотеку превращают в библиотеку без стен. Сегодня в нашей ЦБС практически каждая библиотека при желании может организовать видеомост посредством Скайпа.
Библиотечные мероприятия – явление динамичное, развивающееся. Одни из них, не утрачивают своего значения и места в практике работы, другие – имеют интересную историю, но в настоящее время мало востребованы библиотеками.
Осокина И. В., ведущий методист МБУК ЦБС г. Белорецк