Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без приме­нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископае­мых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и сква­жин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).

Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуще­ствляется при наличии предварительного согласия органа управления зе­мельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О не­драх»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным зако­нодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению орга­нов исполнительной власти.

Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.

Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предо­ставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аук­циона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Со­глашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также свя­занные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, развед­ки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, перера­ботки, использования и реализации.

Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдель­ных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоак­тивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоцен­ных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собствен­ность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополне­ния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драго­ценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.

18. Правовой режим водных объектов.

Водный объект, в соответствии с Водным кодексом РФ, - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. С поверхностными водными объектами неразрывно связаны прилегающие земельные участки. С подземными водными объектами также неразрывно связаны вмещающие их горные породы. Горные породы относятся к недрам, и право собственности на них должно определяться горным законодательством. Иначе обстоит дело с земельными участками, которые могут включаться в состав водного объекта. Правовой режим земельных участков, примыкающих к водным объектам, и любых иных земельных участков различен и должен определяться нормами водного законодательства с учетом положений земельного законодательства.
Объектом права собственности на поверхностный водный объект, согласно ВК РФ, является водный объект, который включает не только воды, но и покрытые ими и сопряженные с ними земельные участки (дно и берега водного объекта). Ни в земельном, ни в водном законодательстве не указано, какие земельные участки могут являться составной частью водного объекта. Анализ водного законодательства приводит к выводу о том, что право собственности на земельные участки, покрытые поверхностными водами и сопряженные с ними, должно следовать праву собственности на соответствующий водный объект. В известном противоречии с этим находятся нормы земельного законодательства.
В соответствии со ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", основаниями внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, соответственно, земель водного фонда, находящихся в федеральной собственности; собственности субъектов Федерации; земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящихся в муниципальной собственности. Перечисленные основания не влекут, сами по себе, возникновения права собственности на земельные участки у Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Это только основания (предпосылки). Для возникновения права собственности на них необходим акт Правительства России, согласованный с органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления.
С учетом этого необходимо обратить внимание на две проблемы, обусловленные несоответствием земельного и водного законодательства. Во-первых, земельные участки, относящиеся к землям водного фонда, только могут быть (выделено мной. - И.К.) отнесены к собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в указанном порядке. С другой стороны, если земельные участки включаются в состав водного объекта, то право собственности на них уже определено водным законодательством и не требует утверждения Правительством РФ. Во-вторых, ни в водном, ни в земельном законодательстве не дано понятия земельных участков, "сопряженных с поверхностными водами". Это может явиться причиной достаточно произвольного определения границ объектов права собственности как правоприменителем, так и землепользователями и водопользователями. Для разрешения этого вопроса, в отсутствие нормативного регулирования, можно обратиться к одному из водных сервитутов - бечевнику. Согласно Водному кодексу, полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе без использования транспорта пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.
Ширина бечевника не может превышать 20 метров. Можно допустить, что бечевник представляет собой ограниченное право пользования (сервитут) именно водным объектом, а не земельным участком. Полоса суши вдоль водного объекта рассматривается в законе как часть этого водного объекта. Об этом свидетельствует и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. В нем указано, что в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством России. Поэтому можно обоснованно предположить, что предельная протяженность земельного участка, который следует включать в состав водного объекта, не должна превышать 20 метров от границы поверхностных вод, либо 20 метров от берега, если его уклон более 45 градусов.
Земельные участки, относящиеся к землям водного фонда, включают не только участки, покрытые водами, и сопряженные с ними участки. С.А. Боголюбов отмечает, что в ВК РФ не говорится о пределах площади земель берегов водных объектов, которые должны признаваться составной частью этих водных объектов, хотя и предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Из этого он делает вывод, что примыкающие земельные участки - значит участки, сопряженные с водными объектами и, следовательно, входящие в состав водных объектов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ "Об утверждении "Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", а также Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 августа 1998 г. N 198 "Об утверждении "Методических указаний по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос", ширина водоохранной зоны может быть размером от 50 до 500 метров, а ширина прибрежных защитных полос - от 15 до 100 метров. Едва ли будет обоснованным утверждать, что примыкающие к водным объектам земельные участки включают в себя водоохранные зоны, и даже прибрежные защитные полосы. Земельные участки шириной до 500 метров по обе стороны, например, реки, не должны являться частью водного объекта, и право собственности на них следует определять в соответствии с земельным, а не водным законодательством.
Помимо земельных участков, покрытых водами, и сопряженных с ними земельных участков, к землям водного фонда относятся также земли водоохранных зон водных объектов, земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Отношения собственности на такие земли, а также отношения, возникающие в связи с их использованием перечисленных земель, регулируются земельным законодательством. Ограничения их использования установлены водным законодательством.
Сложнее решить вопрос о праве собственности на подземные водные объекты, поскольку подземные воды и вмещающие их горные породы рассматриваются как единый водный объект. Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. ВК РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта. Таким образом, буквальное толкование положений водного законодательства приводит к выводу о том, что в собственности субъектов Федерации могут находиться не только подземные воды, но и участки недр, непосредственно сопряженные с ними. Однако это противоречит горному законодательству.
Оно не предусматривает права собственности субъектов Федерации на участки недр, независимо от того, расположены ли они вблизи подземных вод или нет. Право государственной собственности на участки недр, закрепленное в горном законодательстве, обусловлено, прежде всего, жизненной важностью сосредоточенных в них полезных ископаемых. Сложно ожидать размещения месторождений полезных ископаемых в горных породах, непосредственно примыкающих к подземным водам. С этой точки зрения, в регулировании отношений собственности на подземные водные объекты, рассматриваемые как подземные воды и сопряженными с ними горные породы, приоритет следует отдать водному законодательству. Вместе с тем для исключения коллизии рассматриваемых отраслей законодательства, необходимо внести изменения в горное законодательство. Целесообразно предусмотреть норму, согласно которой участки недр, непосредственно примыкающие к подземным водам, могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации в случае, если подземный водный объект отнесен к собственности соответствующего субъекта Федерации в порядке, предусмотренном водным законодательством.
В частной и муниципальной собственности могут находиться только обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности юридическим и физическим лицам, муниципальным образованиям. (Обособленные водные объекты - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. - И.К.) Обособленные водные объекты имеют специфический правовой режим. Согласно водному и гражданскому законодательству, они относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.
Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством России. Водное законодательство отдает приоритет в правовом регулировании отношений по использованию обособленных водных объектов гражданскому, поэтому их правовой режим необходимо определять путем сравнительного анализа норм обеих отраслей законодательства. Гражданский кодекс РФ относит к недвижимому имуществу земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и др. Поэтому обособленный водный объект является, с точки зрения гражданского законодательства, самостоятельным объектом права собственности. В то же время, в соответствии с водным законодательством, он не может являться самостоятельным объектом гражданско-правового оборота, поскольку является частью земельного участка. О.С. Колбасов также утверждал, что обособленные водные участки по существу не могут считаться водными объектами, так как представляют собой составляющую земельного участка со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями (цит. по: Павлов П. Водное законодательство: настоящее и будущее // Российская юстиция. 1996. N 6) Рассматриваемая коллизия обусловлена тем, что по гражданскому законодательству (ст. 261 ГК РФ) право собственности на земельный участок распространяется на замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения, если иное не предусмотрено законом. Сопоставляя содержание ст.ст. 130 и 261 ГК РФ и учитывая, что водное законодательство применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству, можно прийти к выводу о том, что обособленный водный объект, как недвижимое имущество, является самостоятельным объектом гражданско-правового оборота и может выступать в качестве объекта купли-продажи, залога и иных сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Ни в гражданском, ни в земельном законодательстве нет препятствий к тому, чтобы собственник земельного участка, на котором расположен обособленный водный объект, мог отчуждать этот объект по своему усмотрению без отчуждения самого земельного участка.
Следует обратить внимание еще на один пробел законодательства, регулирующего отношения собственности на водные объекты. Гражданское и водное законодательство признают недвижимостью только обособленные водные объекты, в то время как среди всех водных объектов именно они играют наименьшую роль.
Признаками недвижимого имущества является его прочная связь с землей и невозможность его перемещения без нанесения несоразмерного ущерба его назначению. Следовательно, и иные водные объекты (поверхностные, подземные водные объекты, внутренние морские воды и территориальное море) должны быть признаны недвижимым имуществом.

19. Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика

Правовое регулирование отношений в области охраны

и использования животного мира

Животный мир - один из компонентов при­родной среды, естественных экологических сис­тем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т. д., а также окружающей среды в целом.

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объ­ектом охотничьего и рыбного промысла, источ­ником промышленного, технического, лекарст­венного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освое­ния земель, вырубки лесов, загрязнения окружа­ющей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокра­щению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Поэтому охрана и рациональное использова­ние животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную госу­дарственную задачу, выполнение которой на­правлено на удовлетворение экономических, эко­логических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»).

Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению жи­вотного мира, важное место среди которых зани­мает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчиво­го существования и использования животного мира, сохранения генетичес­кого фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном ми­ре - кодифицированный Федеральный Закон «О животном мире» 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных ак­тов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира: «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и го­сударственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342, «О специально уполномоченных государственных органах по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67, «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма­гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» от 13 августа 1996 № 997, «О Красной книге РФ» от 19 февраля 1996 № 158, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.

Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяй­стве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениями от 23 июня 1993), Постановление Прави­тельства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водо­емах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Поста­новление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 и др.

Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования жи­вотного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском зако­нодательстве.

Животный мир как объект правовой охраны

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).

Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые от­носятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.

Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, кото­рые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашнен­ных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-тре­тьих, животные могут находиться на территории страны временно или посто­янно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.

Под животными понимаются все организмы животного происхожде­ния: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млеко­питающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов мор­ского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы*.

________

* Ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», Федерально­го закона «О континентальном шельфе РФ».

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые орга­низмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широ­ким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономи­ческом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.

Право собственности на животный мир

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), на­рушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственно­сти на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких живот­ных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государствен­ными органами*.

________

* См., например, Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден­ный Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996.

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, мо­гут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объекта­ми регулируется гражданским законодательством.

Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляют­ся совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собст­венности относятся следующие объекты животного мира:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

- обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю­чительную экономическую зону РФ;

- подпадающие под действие международных договоров;

- относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

• мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы - общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные адми­нистрации) и специально уполномоченные органы. Согласно Указу Прези­дента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 № 1142 и Постановлению Правительства РФ «О специаль­но уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регу­лированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67 к ним относятся Госкомэкология России, Минсельхозпрод России (департамент охраны и использования охотничьих ресур­сов), Госкомрыболовства России, Рослесхоз, Федеральная пограничная служба РФ и их территориальные органы.

Государство в лице своих компетентных органов предоставляет живот­ный мир в пользование различным субъектам.

Понятие и виды права пользования животным миром

Право пользования животным миром - это система правовых норм, ко­торые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов оз­начает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отноше­нию к предоставленным им в пользование объектам животного мира.

Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о жи­вотном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).

Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и исполь­зования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользова­ние животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйст­венной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование жи­вотным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).

Объектами права пользования животным миром являются объекты жи­вотного мира - организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).

Право пользования животным миром можно классифицировать на от­дельные виды по срокам, целям и способам пользования.

Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о жи­вотном мире не определяются конкретные сроки пользования или их пре­дельные размеры.

Пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

По целевому назначению выделяются следующие виды пользования жи­вотным миром (ст. 34 Закона о животном мире):

- охота;

- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих;

- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естествен­ной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологичес­ких коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);

- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природ­ной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а поль­зователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);

- изучение, исследование и иное использование животного мира в науч­ных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследо­вания) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В пер­вом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бес­платно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);

- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной сре­ды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 За­кона о животном мире).

Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исклю­чительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользова­ния животным миром - товарное выращивание, искусственное воспроизвод­ство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).

Основания возникновения права пользования животным миром

Основаниями возникновения права пользования животным миром явля­ются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия -разрешение специально уполномоченного государственного органа по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долго­срочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отно­шении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственнос­ти) или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, ви­дах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.

Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в поль­зование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (ак­ватории).

При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.

Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основанииименной разовой лицензии. Она выдается специально уполно­моченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.

Платность пользования животным миром

Право пользования животным миром является платным. Система плате­жей включает в себя:

- плату за пользование животным миром;

- штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания произ­водится по лицензиям или разрешениям, определяются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда Постановлением Правительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира» от 29 сентября 1997 (с дополнениями от 15 ноября 1997 г.). Так, плата за добывание лося установлена в размере 5-10 минимальных размеров оплаты труда, кабана - 1-2, бобра - 0, 4-0, 9 и т. д.

Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания.

Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицен­зии (ст. 53 Закона о животном мире).

Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий.

Содержание права пользования животным миром

Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объек­тами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, ли­цензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о живот­ном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное раз­решение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установлен­ном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязан­ности пользователя животным миром, которые составляют содержание рас­сматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъек­тов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

- пользоваться предоставленными им объектами животного мира;

- пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретен­ными для расселения на закрепленной территории в установленном поряд­ке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;

- собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;

- выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

- заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на исполь­зование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;

- вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, получен­ной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реали­зовывать произведенную продукцию и изделия;

- на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуще­ствления деятельности, связанной с пользованием животным миром;

- предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными дейст­виями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;

- оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользо­вателями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

- осуществлять только указанные в лицензии виды пользования живот­ным миром;

- соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования жи­вотным миром;

- применять при пользовании животным миром способы, не нарушаю­щие целостности естественных сообществ;

- не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;

-

Наши рекомендации