Тема 2. Живая и неживая природа – 6 часов
Пояснительная записка
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «В экологию через игру» ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности детей и подростков, направлена на формирование интереса к научно-исследовательской деятельности, расширение знаний в области школьных программ: природоведение, основы экологии, ботаники, биологии, географии и элементы прикладного эколого-биологического направления - охрана природы.
Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения у подрастающего поколения экологической культуры, повышением уровня восприятия человеком экологических проблем как личностно значимых, развития потребности практического участия в природоохранной деятельности. Практический блок в рамках программы направлен на повышение уровня понимания взаимоотношений человека и окружающей среды, содействие в выработке у детей способности анализировать факты и материалы, выявлять причинно-следственные связи, формирование практических умений по анализу различных экологических ситуаций.
Цель программы: развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного и оценочного отношения детей к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи программы:
- формирование представления о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственного отношения личности и общества к природе, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;
- развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к природе как среде жизнедеятельности человека.
Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования и просвещения требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается формам обучения, которые: стимулируют к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (познавательные ролевые игры, викторины); способствуют развитию творческого мышления, умению анализировать, сравнивать, предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (исследовательская деятельность); вовлекают в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (пропаганда экологических знаний, путей и способов сохранения природы через СМИ).
Для достижения дидактических целей и решения познавательных задач, как способа организации учебной деятельности детей, используются следующие методы: приобретения новых знаний (информация, объяснение с иллюстрированием материала); поиск и способы решения проблем (задание через включение в творческую исследовательскую деятельность); формирование навыков общения с природой (наблюдение, вывод, оценивание, эмоциональный отклик - выражение впечатлений через рисунок, фотографию); трудовые действия - очистка территории от мусора; проверка и оценка знаний, умений и навыков (познавательные и ролевые игры, викторины, конкурсы, экскурсии, групповые и индивидуальные творческие экологические проекты).
Возрастной диапазон освоения программы: 6-14 лет.
Продолжительность освоения программы: 18 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
По результатам реализации программы дети:
должны знать (6-10 лет):
· основные понятия, термины и определения («Словарь юного эколога»);
· правила здорового образа жизни;
· методы наблюдения, основы исследовательской деятельности;
должны уметь:
· описывать и анализировать результаты наблюдений за происходящими процессами в окружающей природе;
· участвовать в оздоровлении окружающей среды;
· выполнять правила поведения в природе;
· решать простейшие экологические задачи;
должны знать(11-14 лет):
· понятия, термины и определения в области экологической культуры;
· правила здорового образа жизни;
· методы проектной деятельности и последовательность работы над проектом;
· способы организации социально-значимой деятельности в области защиты окружающей среды;
должны уметь:
· самостоятельно приобретать и демонстрировать свои знания (описывать и анализировать экологические проблемы, находить возможные пути и способы их решения);
· решать несложные экологические задачи;
· правильно вести себя в окружающей природе.
Виды и этапы аттестации учащихся:
Образовательный процесс предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом реализации программы и предназначен для повторения и закрепления знаний, умений и навыков, изученных в рамках учебных предметов «Окружающий мир» - младший школьный возраст; «Биология», «Обществознание», «ОБЖ» - средний и подростковый возраст (тест);
- текущий, проводится в ходе занятия, закрепление знания по данной теме (индивидуальные результаты экологических викторин, турниров);
- итоговый, проводится после завершения реализации программы (защита индивидуального или коллективного творческого проекта).
Способы фиксации результатов: результаты тестовых заданий, рейтинговая система (групповые и индивидуальные достижения), самооценка и рефлексия (отзывы детей).
Ожидаемые результаты:
- обогащение знаниями и опытом общения с природой;
- овладение формами и методами поиска знаний, практических умений, расширение кругозора, повышение уровня экологической грамотности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- практическая значимость: участие в познавательных мероприятиях, приобретение опыта участия в экологических проектах, конкурсах, социально-значимых акциях и др.
Форма подведения итогов реализации программы -защита группового экологического проекта «Наш дом - зеленая планета», выставка творческих работ «Вторая жизнь», выпуск экспресс-газеты «Экологический вестник».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Введение. Что такое экология? | - | «Экоазбука» - вводный тест | |||
2. | Живая и неживая природа | «Удивительный мир природы» - викторина | ||||
3. | Взаимосвязь живой и неживой природы | «Экологическое лото» - познавательная игра | ||||
4. | Пути и способы решения экологических проблем | «Это земля – твоя и моя» - квест-игра (дневник юного эколога) | ||||
5. | Итоговая аттестация | - | «Наш дом - зеленая планета» - защита творческих проектов | |||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Введение – 1 час
Знакомство с целями и задачами программы, правилами поведения во время занятий, экскурсий. Обзор творческих площадок, правила участия в экологических проектах.
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Практика. «Экоазбука» - вводный тест.
Интернет-ресурсы
1. Интернет-ресурсы: http://www.klass.by/ekolog.html, http://kladraz.ru, http://сезоны-года.рф
2. Викторина «Земля планета - наш зеленый дом». Производство ООО «Задира-плюс», Россия.
3. Настольная игра – викторина «ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности». Производство ООО «Задира-плюс», Россия.
4. Викторина «Россия». Производство ООО «Издательский Дом «Проф-Пресс».
Пояснительная записка
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «В экологию через игру» ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности детей и подростков, направлена на формирование интереса к научно-исследовательской деятельности, расширение знаний в области школьных программ: природоведение, основы экологии, ботаники, биологии, географии и элементы прикладного эколого-биологического направления - охрана природы.
Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения у подрастающего поколения экологической культуры, повышением уровня восприятия человеком экологических проблем как личностно значимых, развития потребности практического участия в природоохранной деятельности. Практический блок в рамках программы направлен на повышение уровня понимания взаимоотношений человека и окружающей среды, содействие в выработке у детей способности анализировать факты и материалы, выявлять причинно-следственные связи, формирование практических умений по анализу различных экологических ситуаций.
Цель программы: развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного и оценочного отношения детей к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи программы:
- формирование представления о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственного отношения личности и общества к природе, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;
- развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к природе как среде жизнедеятельности человека.
Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования и просвещения требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается формам обучения, которые: стимулируют к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (познавательные ролевые игры, викторины); способствуют развитию творческого мышления, умению анализировать, сравнивать, предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (исследовательская деятельность); вовлекают в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (пропаганда экологических знаний, путей и способов сохранения природы через СМИ).
Для достижения дидактических целей и решения познавательных задач, как способа организации учебной деятельности детей, используются следующие методы: приобретения новых знаний (информация, объяснение с иллюстрированием материала); поиск и способы решения проблем (задание через включение в творческую исследовательскую деятельность); формирование навыков общения с природой (наблюдение, вывод, оценивание, эмоциональный отклик - выражение впечатлений через рисунок, фотографию); трудовые действия - очистка территории от мусора; проверка и оценка знаний, умений и навыков (познавательные и ролевые игры, викторины, конкурсы, экскурсии, групповые и индивидуальные творческие экологические проекты).
Возрастной диапазон освоения программы: 6-14 лет.
Продолжительность освоения программы: 18 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
По результатам реализации программы дети:
должны знать (6-10 лет):
· основные понятия, термины и определения («Словарь юного эколога»);
· правила здорового образа жизни;
· методы наблюдения, основы исследовательской деятельности;
должны уметь:
· описывать и анализировать результаты наблюдений за происходящими процессами в окружающей природе;
· участвовать в оздоровлении окружающей среды;
· выполнять правила поведения в природе;
· решать простейшие экологические задачи;
должны знать(11-14 лет):
· понятия, термины и определения в области экологической культуры;
· правила здорового образа жизни;
· методы проектной деятельности и последовательность работы над проектом;
· способы организации социально-значимой деятельности в области защиты окружающей среды;
должны уметь:
· самостоятельно приобретать и демонстрировать свои знания (описывать и анализировать экологические проблемы, находить возможные пути и способы их решения);
· решать несложные экологические задачи;
· правильно вести себя в окружающей природе.
Виды и этапы аттестации учащихся:
Образовательный процесс предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом реализации программы и предназначен для повторения и закрепления знаний, умений и навыков, изученных в рамках учебных предметов «Окружающий мир» - младший школьный возраст; «Биология», «Обществознание», «ОБЖ» - средний и подростковый возраст (тест);
- текущий, проводится в ходе занятия, закрепление знания по данной теме (индивидуальные результаты экологических викторин, турниров);
- итоговый, проводится после завершения реализации программы (защита индивидуального или коллективного творческого проекта).
Способы фиксации результатов: результаты тестовых заданий, рейтинговая система (групповые и индивидуальные достижения), самооценка и рефлексия (отзывы детей).
Ожидаемые результаты:
- обогащение знаниями и опытом общения с природой;
- овладение формами и методами поиска знаний, практических умений, расширение кругозора, повышение уровня экологической грамотности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- практическая значимость: участие в познавательных мероприятиях, приобретение опыта участия в экологических проектах, конкурсах, социально-значимых акциях и др.
Форма подведения итогов реализации программы -защита группового экологического проекта «Наш дом - зеленая планета», выставка творческих работ «Вторая жизнь», выпуск экспресс-газеты «Экологический вестник».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Введение. Что такое экология? | - | «Экоазбука» - вводный тест | |||
2. | Живая и неживая природа | «Удивительный мир природы» - викторина | ||||
3. | Взаимосвязь живой и неживой природы | «Экологическое лото» - познавательная игра | ||||
4. | Пути и способы решения экологических проблем | «Это земля – твоя и моя» - квест-игра (дневник юного эколога) | ||||
5. | Итоговая аттестация | - | «Наш дом - зеленая планета» - защита творческих проектов | |||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Введение – 1 час
Знакомство с целями и задачами программы, правилами поведения во время занятий, экскурсий. Обзор творческих площадок, правила участия в экологических проектах.
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Практика. «Экоазбука» - вводный тест.
Тема 2. Живая и неживая природа – 6 часов
Природа - это все то, что нас окружает и все, что создано без участия человека. В этом множестве прекрасно взаимосуществуют объекты живой и неживой природы.
Живая природа - все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться - микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы), растения, животные, человек.
Неживая природа первична, именно из нее зародилась жизнь на Земле. Твердые (горные породы и минералы, планеты, кометы, снежинки и град), жидкие (роса и капли дождя, туман и облака, вулканическая лава и река) и газообразные тела (воздушные массы, водяной пар, звезды).
Практика. «Удивительный мир природы» - викторина, «Экологическая тропа» - пешая прогулка в городской лесопарк, «Животные и растения Мурманской области» - выездная экскурсия в Мурманский краеведческий музей, «Тропинками родного края» - экскурсия на подворье агродеревни «Олений берег».