Методика проведения фенологических наблюдений.
Сезонные изменения в жизни растений и животных (рас-
пускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) – на-
зывают фенологическими явлениями.
В обязательном минимуме содержания начального обра-
зования рекомендуется проводить регулярные наблюдения
за погодой и сезонными изменениями в природе.
Проведение фенологических наблюдений является необ-
ходимым условием изучения курса естествознания. Наблю-
дения за погодой и фазами развития растений и животных
продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому
очень важно в подготовительном курсе познакомить детей
с правилами проведения наблюдений, выработать у них
первоначальные умения по отбору объектов и фиксации ре-
зультатов наблюдений.
На педагогическую ценность учета сезонных изменений
в природе при работе с младшими школьниками указывал
еще К.Д. Ушинский: «Если учение не хочет быть сухим, от-
влеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы
развивать дитя во всей его гармоничной природной целост-
ности, то не должно никогда терять из вида места и времени...
Я не нахожу... лучшего средства как взять предметом для чтений и бесед ту местность, которая окружает дитя и то
время года, когда учение происходит, чтобы впечатления...
были в ребенке живы и могли быть проверены его собствен-
ным опытом и чувствами» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1968. – С.142.).
Большое значение проведению фенологических наблюдений придавал
А.Я. Герд. Он писал: «Весной дети делают ежедневные на-
блюдения над пробуждающейся растительностью, развитием
почки, прилетом птиц, осенью – над увяданием цветов, из-
менениями цвета листвы, созреванием плодов, над муравь-
иной кучей или пчелиным ульем и пр.» (Герд А.Я.Избранные пед. труды/ Под. Ред. Б.Е. Райкова. – М., 1953 – С. 78).
В начале ХХ века методику проведения школьных феноло-
гических наблюдений разрабатывал Д.Н. Кайгородов. Если вы отмети-
ли день, когда впервые закуковала кукушка, запел жаворонок,
появились первые ласточки ...,зазеленела береза, ...прошла
первая весенняя гроза, покрылась льдом река... – вы произ-
вели уже целый ряд фенологических наблюдений, писал
он в книге «О школьных фенологических наблюдениях».
И.И. Полянский считал, что если проводить такие наблюде-
ния из года в год, то они « ...в конце концов втягивают наблюда-
теля, обращаются в потребность... Сближая с окружающей
природой, они весьма ценны и тем, что... заставляют вниматель-
но всматриваться в окружающее, предвидеть, ... какое явление
следует ожидать в ближайшую очередь ...Изучение последова-
тельности и связи явлений дает возможность предвидения. На-
пример, весенний прилет черных стрижей почти безошибочно
указывает на приближение теплого воздушного течения... » (Полянский И.И. Сезонные явления в природе. – Спб., 1910 – С.6).
Фенологические наблюдения содержат много ценных пе-
дагогических элементов, дают простор исследовательской
работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблю-
дательности, памяти, логического мышления детей – ка-
честв, необходимых при изучении естественных наук.
Для организации наблюдений за сезонными явлениями в при-
роде учителю нужно знать основные правилаих проведения:
1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
должен быть расположен недалеко от школы или от места
жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни
и те же фенологические явления (например, зацветание че-
ремухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на
окраине, в южной и северной части города.
2. Выбранный участок по своему рельефу и составу расти-
тельности должен быть характерным для окружающей ме-
стности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
растущих по соседству друг с другом и в достаточном коли-
честве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
сезонных изменений условия, в которых находятся растения
(освещенность солнцем, возвышенный или низменный уча-
сток), и их возраст.
3. Определите названия деревьев, кустарников и травяни-
стых растений вашего участка. Это могут быть: тополь чер-
ный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, ши-
повник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
распространенные растения. По каждому виду ведите отдель-
ные записи.
4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осе-
нью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
зависит от их частоты.
5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими жи-
вотными проводите в полной тишине. Не берите животных
в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого орга-
низма вне условий его существования.
6. Наступление того или иного фенологического явления
соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это по-
может вам установить закономерности в развитии неживой
и живой природы.
7. Все записи происходящих в природе явлений делайте
в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
дату их наступления.
8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с ро-
дителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
В классе должен быть «Фенологический уголок», который
чаще всего имеет следующие рубрики:
а) наблюдения за погодой (на месяц);
б) план фенологических наблюдений (за неживой природой, растения-
ми, животными);
в) народный календарь;
г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных
объектах и явлениях);
д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с кон-
вертом для ответов; детей). Сведения, помещенные в этих
рубриках должны обновляться каждую неделю.
Рубрики могут меняться. В фенологический уголок может
помещаться дополнительный материал к текущему уроку
естествознания; делаться обзор периодических изданий о при-
роде; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию
или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.
Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное раз-
витие природы в нашей местности». Он может иметь сле-
дующий вид:
Фенологические наблюдения не
могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют
свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное
(летнее) время. Результаты таких наблюдений должны фик-
сироваться в специальных фенологических дневниках.
«Дневники наблюдений над природой и трудовой деятель-
ностью человека» для учащихся 1 – 4 классов были созданы
Е.А. Валериановой, а впоследствии – З.А. Клепининой и
Г.Н. Аквилевой. Их основу составляют задания для наблю-
дений в природе, сгруппированные по сезонам. План наблю-
дений соответствует традиционному построению программ
по природоведению. Внутри сезона задания распределены
согласно определенной логике: сначала даны задания для
наблюдений за неживой природой, затем – за растениями,
за животными и, наконец, за трудом людей. Такой порядок
отражает естественные взаимосвязи в природе. В каждом
сезоне есть таблицы наблюдений за погодой (облачностью,
осадками, температурой, ветром). Для фиксации таких на-
блюдений в дневнике приводятся условные знаки, обозна-
чающие погодные явления.
В середине 90-х годов прошлого века федеральные «Днев-
ники наблюдений» перестали издаваться. Во втором номере
журнала «Педагогика» за 1995 г. была помещена статья Д.
И. Трайтака «Естествознание, каким ему быть в начальной
школе». В ней автор сетовал: «В обучении природоведению
заметно нарушился контакт учащихся с природой. Ее стали
изучать преимущественно по учебникам... Удивительно,
в последнее время учителя не побуждают учащихся запол-
нять «Дневники наблюдений». Приходится горевать, с какой
легкостью с ними расстались».
В настоящее время в различных регионах страны издают-
ся «Дневники наблюдений» с краеведческим содержанием.
Так, например, в ходе эксперимента, проводившегося в шко-
лах Челябинской области в 1996 – 1997 учебном году, были
апробированы различные методические варианты заданий
для проведения фенологических наблюдений с младшими
школьниками. Наиболее интересными для выполнения деть-
ми оказались задания, требующие сравнения средних мно-
голетних сроков наступления фенологических явлений на
Южном Урале с текущими наблюдениями учащихся в кон-
кретной местности.
С появлением краеведческой информации наблюдения
детей стали более осмысленными. Учащиеся уже не просто
замечали, что, например, зацвела черемуха, а делали вывод,
что наступило предлетье и могли сравнить, раньше или поз-
же, чем обычно, наступило это явление в текущем году.
По отзывам учителей внесение в «Дневник наблюдений»
региональной фенологической информации, объяснение,
почему необходимо наблюдать за определенными явлениями
в природе, привело к повышению познавательной активности
детей и даже их.родителей.
Регулярные внеурочные наблюдения за сезонными изме-
нениями в природе начинаются в 1 классе и ведутся на
протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задания
для наблюдений на предстоящий отрезок времени (чаще,
на неделю) выбираются учителем из «Дневников наблюде-
ний» с учетом вероятности наступления в это время опре-
деленных сезонных явлений. Намечаются задания по на-
блюдениям за неживой природой, жизнью растений, жи-
вотных, трудом людей. Учащимся разъясняется, на каких объектах и явлениях следует сосредоточить внимание, объ-
ясняются правила определения дат наступления ожидаемых
явлений.
Например, учащиеся должны определить даты наступле-
ния следующих осенних изменений в жизни растений: нача-
ло осенней окраски листьев (необходимо подметить первые
случаи частичного изменения окраски листьев у деревьев и
кустарников, намеченных вами для наблюдений); полная
осенняя окраска листьев (среди наблюдаемых растений поя-
вилось больше половины деревьев и кустарников с вполне
измененной окраской листьев); начало листопада (листья при
тихой погоде начинают опадать при легком потряхивании
ветвей); массовый листопад (с большинства деревьев и кус-
тарников данного вида листва опадает в заметном количест-
ве); конец листопада (подавляющее число деревьев наблю-
даемого вида сбросило листву, оставшиеся на отдельных
ветвях листья в расчет не принимаются).
Учитель должен сообщить ученикам средние сроки насту-
пления конкретных фенологических явлений в данной мест-
ности и объяснить, что речь идет лишь о вероятности их на-
ступления, и это вовсе не означает, что в указанное время
данное явление должно наступить. Вместе с тем, ученики
должны понять, что наблюдая за определенными объектами,
они могут заметить другие явления, даже маловероятные для
данного отрезка времени (например, повторное цветение
осенью некоторых растений). Если наблюдаются большие
отклонения от средних для конкретной местности сроков, то
анализируются их причины.
Итоги наблюдений подводятся на «Минутке календа-
ря» – особом этапе каждого урока естествознания. Итоги подводятся по
плану:
· характеристика погоды за неделю;
· анализ сезонных изменений в неживой природе;
· фенологические явления в жизни растений и жи-
вотных;
· установление причинно-следственных связей между
сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· участие детей в сезонных работах и природоохранной
деятельности.
В конце каждого месяца подводятся итоги наблюдений за
месяц, а в конце сезона – за сезон.
Для более красочного и образного описания фенологиче-
ских явлений на «Минутках календаря» могут использоваться натуральные и изобразительные наглядные пособия,
стихи, народные приметы и др. Этот этап обычно занимает
3 — 5 мин и проводится в начале урока.
В начале учебного года «Минутки календаря» проводит
учитель, постепенно подключая к анализу погоды и сезонных
изменений в природе «дежурных фенологов». К концу
1 класса дети сами подводят итоги наблюдений, учатся под-
бирать дополнительный материал для проведения «Минуток
календаря».
«Дежурные фенологи» назначаются на неделю, в течение
которой заполняют общеклассный «Фенологический уго-
лок». Это дает возможность всем учащимся контролировать
правильность личных наблюдений. В течение сезона каждый
ученик должен побывать в роли «дежурного фенолога».
Очень важен контроль учителя за выполнением заданий
«Дневника наблюдений». Ежемесячно проводится их фрон-
тальная проверка и выставляются оценки.
Внеурочные наблюдения непосредственно связаны с до-
машней работой учащихся.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Домашняя работаесть форма организации учащихся для
самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных
с уроками.
Домашнее задание только тогда носит развивающий ха
рактер, когда активизирует мысль ученика, побуждает его
к самостоятельной работе.
Выделяют несколько групп домашних заданий:
· по содержанию:
– задания по формированию общих понятий. Например,
после изучения темы «Тела, вещества, частицы» в учебнике
природоведения А.А. Плешакова дается задание: «Обрати
внимание, какие твердые, жидкие и газообразные тела и
вещества окружают тебя дома»;
– задания, связанные с отработкой умений и навыков.
Например, изучив свойства воды, дети дома выполняют за-
дание: «С помощью опытов установи, какое из перечислен-
ных веществ растворяется в воде, а какое – нет. Речной песок,
питьевая сода, крахмал».
· по дидактической цели:
– закрепление полученных знаний. Например, после изу-
чения темы «Разнообразие растений» учащиеся должны
подготовить устный ответ на вопрос: «Для чего на Земле
нужны растения?»;
– систематизация знаний. Например,: изучив тему «Кто
чем питается», дети дома выполняют задание: «Распредели
животных по группам в зависимости от способа их питания:
ворона, тушканчик, стрекоза, лягушка»;
– подготовка к восприятию нового. Например, перед изу-
чением темы «Как растения размножаются» ученики долж-
ны дома подумать над вопросом: «Какие условия необходимы
для прорастания семян?» Для этого им нужно вспомнить,
как они выращивали растения из семян на уроках трудового
обучения.
· по характеру деятельности:
– репродуктивные. В этих заданиях требуется воспроиз-
вести виды деятельности, которые дети выполняли на уроке.
Например, чтение и пересказ статьи учебника;
– творческие. Они требуют использование знаний и уме-
ний, полученных на уроке, в новых условиях. Например,
в учебнике «Природоведение» для третьего класса А.А. Пле-
шакова после знакомства с охраняемыми растениями пред-
лагается задание: «Оформи для своих младших товарищей
книжку-малышку «Берегите растения». На первой странице
напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли
говорить».
· по способу выполнения:
– устные. Это чтение текстов учебника и дополнительной
литературы, устные ответы на вопросы, пересказ статьи по
плану и т.п.;
– письменные задания и графические работы, которые
чаще всего выполняются в рабочих тетрадях или в «Дневни-
ках наблюдений»;
– практические задания. Это могут быть задания, тре-
бующие постановки простейших опытов или наблюдений
за предметами и явлениями природы. Например, после
знакомства с видами и органами растений по учебнику
А.А. Плешакова выполняется следующее домашнее задание:
«Выясни, какие растения встречаются возле твоего дома.
Найди растения одного вида, разных видов. Рассмотри ор-
ганы растений. Сравни их у растений одного вида, разных
видов».
Давая ученикам домашнее задание, учитель должен руко-
водствоваться следующими требованиями:
· целевая установка перед заданием. Учащиеся должны
понимать, с какой целью им требуется выполнить то или иное
задание;
· специально отведенное на уроке время на инструктаж.
Учитель обязан подробно объяснить, как следует выполнить
каждое задание и добиться, чтобы каждый ученик это
понял;
· фиксация домашних заданий учащимися. Учитель
должен записать домашнее задание на доске и проследить,
чтобы дети переписали его в дневник.
Домашние задания должны носить индивидуальный ха-
рактер.Подбирая задания, следует учитывать уровень под-
готовки младших школьников и их интерес к предмету.
Отстающим учащимся даются задания, требующие повто-
рения основных вопросов курса. Ученикам, проявляющим
особый интерес к естествознанию, следует подобрать твор-
ческие задания, расширяющие их кругозор. Например,
подготовить и представить обзор литературы по определен-
ной теме.
Методически грамотно организованная домашняя работа
помогает учителю эффективно провести урок естество-
знания.