Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В системе действует программа «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой.
В программе объединяются два учебных курса:
– «Естествознание»,
– «Обществоведение».
Цель программы – формирование основ научного мышления младших школьников в области природы и социума.
Учебным предметом данной программы является не картина мира, а способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Курс окружающего мира построен на принципах теории учебной деятельности. Курс предусматривает необходимость постановки перед детьми и последовательно решения ими учебных задач. Формирование конкретных научных понятий является вторичным. В процессе изучения окружающего мира развиваются как общеучебные, так и специальные умения:
– умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений,
– умение устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами,
– умение ориентироваться на местности и т.д.
Основной задачей курса «Естествознание» является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Учащиеся должны спланировать ход эксперимента, представить и зафиксировать результаты исследования, построить объяснительную гипотезу как модель и т.д.
Программа включает 4 года обучения и в ней отражена структура научного исследования.
В 1-ом классе перед детьми ставится задача получения знаний о естественных объектах. Разделы курса знакомят детей с эмпирическим этапом познания природы:
– ролью ощущений и восприятий в выделении свойств и состояний природных объектов,
– значением наблюдений в изучении природных процессов (сезонных изменений, физических и химических явлений).
Одновременно дети учатся описывать и фиксировать свои наблюдения, строить простейшие шкалы, записывать процессы с помощью символов.
Таким образом, уже в первом классе начинает развиваться логическое мышление.
Во 2-ом классе дети знакомятся с экспериментом как основным способом решения научных споров:
– в первых двух темах на материале простых физических опытов школьники учатся изменять условия эксперимента и планировать опыт на материале поведения животных;
– в третьей теме ученикам дается представление о проблеме объективности в оценке состояний объекта;
– четвертая тема знакомит младших школьников с приемами измерения различных величин на материале погодных явлений (дети учатся построению и чтению температурных шкал – Цельсия, Фаренгейта, Реомюра). В эту тему включены исторические представления о времени, календарях, родословных основных событиях в истории России;
– пятая тема предполагает освоение учащимися эксперимента на примере роста и развития растений.
В 3-ем классе дети знакомятся со способами описания объектов и процессов. Они узнают о плане и карте как способах двухмерного изображения пространства и учатся ориентироваться на местности. Ученикам дается представление об изолиниях как способах изображения высоты на карте, а также способах описания метеорологических и фенологических явлений. Дети учатся строить и анализировать шкалы и графики количества осадков, температурных кривых и т.д. Ученики знакомятся с разрезом как способом двухмерного изображения земной коры, получают представление о палеонтологических исследованиях и способах образования горных пород. Здесь вводится представление о диаграмме как способе выражения зависимости двух факторов. Но в программе не указан материал, на основе которого дети научатся строить, читать и анализировать диаграммы. На примере создания моделей оврага, образования родника, выветривания ученики узнают о формах земной поверхности. Заканчивается курс 3-го класса темой, в которой дети учатся анализировать карты, планы, разрезы и диаграммы как возможности связать разнородные явления через гипотезы о движении плит земной коры и внутреннем строении земли.
В 4-ом классе раскрываются способы построения объяснительных гипотез. На примере движения небесных тел, формы Земли, причины смены дня и ночи, сезонов и природных зон на планете, фаз Луны, земного притяжения создаются и проверяются альтернативные гипотезы и модели.
Формирование теоретического мышления у младших школьников процесс безусловно сложный. Многие темы будут усвоены детьми только в том случае, если учитель сам хорошо владеет логическим мышлением и сможет подобрать соответствующий материал, на котором будут формироваться учебные умения.
Содержание большинства программ ежегодно меняется. К сожалению это не дает возможности учителю хорошо отработать методику их изучения.
Помимо рассмотренных программ в школах реализуются такие естественно-научные курсы (программы) как:
– «Экология и диалектика» Л.В. Тарасов,
– «Человек и окружающая среда» Л.П. Симонова – Салеева.
Учитель должен выбрать программу, которая наилучшим образом реализует задачу развития личности младшего школьника через естественно-научное содержание.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общедидактические принципы
При отборе содержания школьного учебного предмета необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников (дети не могут самостоятельно добывать знания и правильно воспринимать услышанное и прочитанное). Задача школы содействовать всестороннему развитию ученика в целях общего образования. Поэтому серьезное внимание должно уделяться подбору материала, методам его обработки и приемам изложения.
В основу естественно-научных программ для начальной школы положен принцип интеграции, т.е объединения знаний различных дисциплин. В современной дидактике под интеграцией знаний принято понимать взаимопроникновение знаний, выводящие ученика на понимание единой научной картины мира. По мнению Е.В. Григорьевой, в начальной школе не может быть сформировано данное представление, так как в основе построения научной картины мира лежат такие категории как материя, движение, пространство, время. Данные категории недоступны для усвоения младшими школьниками, поэтому правильнее всего говорить о формировании первоначальных представлений о целостности мира.
Идеи интеграции знаний выдвигались еще А. Дистервегом, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским. А.Я.Герд считал, что в начальной школе нет места отдельным естественным наукам. По мнению ученого здесь нужно изучать единую науку о неорганическом и органическом мире.
В современном стандарте начального образования интегрируются образовательные области «Естествознание» и «Обществознание» в один образовательный компонент «Окружающий мир».
В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности.Но это не означает, что школьный предмет должен стать точной копией науки в сжатом виде. Научность предполагает отбор проверенного фактического материала и его обработку, а также его исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины. Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов. Учитель обязан выбирать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже известным. Например, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак – три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе.
Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа доступности.
Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Каменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей.
К важнейшим из них относятся:
· От простого – к сложному, от известного – к неизвестному. Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование.
· От близкого – к далекому. Это правило лежит в основе краеведческого принципа.
· От конкретного – к отвлеченному. Это правило требует, чтобы обобщению выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира.
Одним из старейших в дидактике является принцип наглядности, который был обоснован Я.А. Каменским еще в 18 веке. (наглядные средства и методы обучения)
наглядные средства обучения:
1. натуральные:
– объекты живой природы (комнатные растения, животные уголка живой природы);
– объекты неживой природы (гербарии, коллекции, влажные препараты)
2. Искусственные и изобразительные:
– объемные (макеты: глобус, теллурий (движение Земли вокруг Солнца), формы рельефа (гора, холм, овраг); муляжи (слепки): грибы, овощи, фрукты);
плоскостные (таблицы, карты)
3. Аудиовизуальные средства обучения: диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, аудиокассеты и грамзаписи, компьютерные программы
4. Вспомогательные средства обучения:
– лабораторное оборудование для демонстрации опытов (стаканы, спиртовка, пробирки, колбы, воронки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, предметные стекла, лупа и т.д.)
– экскурсионное оборудование (компас, планшет – с географическим содержанием, для сезонных экскурсий – термометры, линейка для измерения высоты снежного покрова, пакеты и папки для сбора природоведческого материала, для биологических и экологических – воздушные и водные сачки, лупы, копалки, коробочки для образцов почв, стеклянные баночки).
При изложении материала необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности.Данный принцип отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего.
Принцип преемственности знаний. Данный принцип требует:
· последовательного перехода от одного курса к другому,
· усложнения методов изучения предмета,
· последовательного развития понятий и практических умений,
· возрастания требований к уровню подготовки школьников,
· углубления и укрепления межпредметных связей.
В современной дидактике выделен принцип сознательности и активности учащихсяв обучении. Согласно данному принципу учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность. Согласно этому принципу в содержание предмета необходимо вводить материал, помогающий развивать учебную деятельность младших школьников:
· наличие умений ставить цель,
· мотивировать и планировать свою работу,
· самостоятельно добывать знания,
· осуществлять самоконтроль и самооценку.
В то же время нельзя недооценивать и роль учителя в организации познавательной деятельности учащихся. Активности учащихся можно добиться при условии:
· учета их познавательных интересов;
· создания проблемных ситуаций на уроке;
· использовании дидактических игр и учебных дискуссий;
· организации групповых форм работы, развивающих коммуникативную деятельность детей.
Построение учебных программ должно осуществляться с учетом принципа практической направленностиобучения. Учет данного принципа не означает изъятия из содержания предмета материала, который не имеет практического значения. В этом случае естествознание потеряет свой общеобразовательный характер, нарушится систематичность курса. Этот принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал школьников применять полученные знания в решении практических задач. Практическая направленность обучения предполагает, что для построения курса естествознания должен отбираться преимущественно тот материал, который возможно изучать посредством проведения наблюдений, постановки опытов, осуществления практической деятельности учащихся в природе.
С принципом практической направленности тесно связан краеведческий принцип обучения. Этот принцип является специфическим принципом естественно-научного образования. Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение. Это положение должно отражать необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.
Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения:
1 период Идея использования местного материала в преподавании зародилась в городских училищах с момента введения в них естествознания как учебного предмета в 1786 г. Становлением «родиноведения» и «отечествоведения» характеризовались 60-е годы XIX в. В эти годы разрабатывались содержание, методы и формы преподавания начального курса естествознания; У его истоков стояли такие талантливые педагоги, как К.Д. Ушинский, Д.Д.Семенов, Н.И. Вессель. Ими была доказана методическая ценность использования местного материала в обучении, определены принципы его отбора и формы изучения.
2 период Данный период бурного развития школьного краеведения пришелся на 1918 — 1931 гг. В эти годы учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы. Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Н.К. Крупской, П.Л. Блонским, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким. Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время.
3 периодС 1931 г. интерес к краеведению постепенно снижался. Проблема использования краеведческого материала в начальном естественно-научном образовании вновь возникла в 60-е годы ХХ в. в связи с введением в начальную школу нового предмета — природоведения. Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина и др. С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках.
4 период Интерес к краеведению, возникший в последние годы, объясняется вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью повысить уровень патриотического воспитания детей. Краеведческий принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью.
Данный принципдает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом. Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов. Результаты наблюдений при этом необходимо использовать на уроках естествознания для формирования природоведческих понятий.
Следует отделять понятие «краеведческий принцип обучения» от понятия «школьное краеведение». Сущность школьного краеведения, по мнению А.В. Даринского, заключается в комплексном изучении природы, отдельных ее компонентов, важных аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования естественных наук.
Природа края рассматривается как часть природы страны, природной зоны. Поэтому важно определить черты, общие с природой более крупных территорий. В то же время выделяется специфика местных природных комплексов, их территориальных сочетаний, типичных явлений, характеризующих природу данного края, а также уникальные объекты природы и связанные с ними процессы.
Для изучения физико-географических особенностей своего края вычленяются следующие объекты:
· рельеф и полезные ископаемые местности;
· климатические условия;
· гидрологические условия;
· почвенный покров;
· растительность;
· животный мир.
Наравне с этими характеристиками современные программы требуют раскрывать экологические проблемы своего края.
Большое внимание методике использования краеведческого принципа обучения уделено в трудах талантливого педагога из Днепропетровска П.В. Иванова. В учебном пособии «Педагогические основы школьного краеведения» П.В. Иванов предложил десять приемов использования краеведческого материала на уроках:
1. Как основной рабочий материал урока.
2. Иллюстрации местными примерами.
3. Начинать объяснение с приведения местного примера, факта.
4. Подкрепить изложенное местными примерами.
5. Предлагается вспомнить самим такие примеры, которые могут быть взяты как исходные для объяснения.
6. Привести самим примеры при закреплении знаний.
7. Самостоятельное рассмотрение краеведческого материала на уроке, дома.
8. На основе изученного материала подобрать примеры к следующему уроку.
9. Практическая работа на местном материале.
10. Подать мысль о проведении внеклассной краеведческой работы.
Необходимость использования краеведческого принципа можно объяснить тем, что окружающая природа служит для младших школьников источником формирования ярких, конкретных образов, на основе которых образуются естественно-научные представления и понятия.
Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины». На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям. Краеведение — источник экологического образования младших школьников.
В последнее время в методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения. Данный принцмптребует:
· изучать взаимосвязи, существующие в природе,
· учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей,
· развивать доступные природоохранные умения и навыки.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одной из важнейших причин современных экологических бедствий следует считать экологическую неграмотность населения, неумение предвидеть свои последствия вмешательства в природу. Именно поэтому в последние десятилетия в начальной школе усилилось внимание к вопросам экологического образования. Курс естествознания предоставляет для этого наиболее благоприятные возможности.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью.
Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.
К компонентам экологической культуры относятся:
· экологические знания и умения;
· экологическое мышление;
· ценностные ориентации;
· экологически оправданное поведение.
В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
· формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;
· формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
· воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
· формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
· участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Начальная школа является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, поэтому учителю возможно сформировать у них надежные основы ответственного отношения к природе. Б.Т. Лихачев считал, что дети не отделяют себя от внешней среды и ощущают себя естественной частью природы. Он замечал, что между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, поэтому ребенок легко воспринимает и присваивает экологические правила, превращает их в часть своей натуры. По мнению Б.Т. Лихачева младший школьный возраст наиболее сенситивен для экологических воздействий.
Методике формирования знаний об экологических связях в процессе изучения природоведения уделено много внимания в работах А.А. Плешакова. По его мнению у младших школьников еще сохранилась чувствительность ко всякой боли, способность к сопереживанию и поэтому нужно приучать детей уважительно смотреть на все живое, учить их видеть красоту. Следует задавать вопрос: «Чем этот цветок, жук удивителен, необычен?». Вопрос же: «Какая от него польза?» должен отойти на второй план. Причем надо отвечать, что польза как и вред относительны. Человек как нравственное существо должен постоянно стремиться выйти за рамки «всеобщей системы полезности» и выбирать руководством к действию бескорыстные мотивы деятельности.
Эти этические концепции во многом перекликаются с известными идеями Альберта Швейцера о благоговении перед жизнью. «Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком», — писал А. Швейцер. Он утверждал, что человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни», — этот постулат А. Швейцера позволяет придать смысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать ее духовной. Таким образом, основополагающее значение в разработке системы экологического образования приобретает идея духовности и нравственности.
В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания. На этой основе у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека ценности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе и себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.
Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.
Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов-, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.
Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.
Деятельностью аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:
· доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано;
· помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо- нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;
· научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Плешакову).
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
Знакомство с группами живых организмов позволяет развивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях, которые существуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных, обитающих в сходных условиях.
2. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школьника первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирование различных органов, контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор.
3. Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребностями человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
Это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы. Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
5. Охрана и восстановление природных богатств.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний согласуются с содержанием обязательного минимума образовательного компонента «Окружающий мир».
При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).
1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними.
Этот уровень достигается в 1 классе. Дети узнают о компонентах неживой и живой природы (воздухе, воде, Солнце, растениях, животных), о простейшей классификации живых организмов. Учатся распознавать отдельных представителей растительного и животного мира, ухаживать за ними.
2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы.
Эти представления начинают развиваться со 2 класса. Выпускники 4 класса должны уметь объяснять, в чем заключается роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи между растениями и животными:
· по местообитанию (учащиеся должны уметь рассказывать о роли растений в расселении животных);
· по способу питания (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания);
· по участию одного вида в распространении другого (младшие школьники, должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и. семян растений).
Ученики должны уметь находить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.
3-й уровень. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Знание экологических связей помогает детям предсказывать последствия воздействия человека на природу (осушение болот, вырубка дуплистых деревьев, уничтожение комаров в тайге и т.п.), делать экологические прогнозы.
На протяжении изучения начального курса естествознания у младших школьников должны сформироваться представления:
· о сложности, уникальности и хрупкости жизни;
· о взаимозависимости, полезности всех природных объектов;
· о непрерывности жизни.
Выпускники начальной школы должны понимать, что природа — это единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из его звеньев. Например, исчезновение одного вида растений ведет к исчезновению от 10 до 30 видов насекомых. Десять отравленных ядохимикатами червей могут стать причиной гибели одной птицы.
Конечная цель экологического образования — формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе. Это значит необходимо развитие следующих умений:
1) ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов;
2) оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия;
3) действовать в природе так, чтобы не нанести ей ущерб.
Экологические знания и умения должны формироваться на основе известного правила: «Мыслить глобально — действовать локально». Это подчеркивает необходимость отбора экологического материала с учетом краеведческого принципа обучения.