Что необходимо сделать, чтобы освоить методику как науку?

· Выбрать алгоритм (матрицу, подход) изучения методики.

· Выработать отношение (осмысленное, оптимистическое и т.д ) к методике.

· Информационное сопровождение (таблицы, вопросы, учебники и умение работать сними).

Методика естествознания – это самостоятельная наука, а не частная дидактика. Значит у нее есть:

· Свой предмет изучения – процесс овладения младшими школьниками системой ЗУН есте­ственно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».

· История развития (см. лекцию «История развития отечественной методики преподавания естествознания»),

· Научный аппарат,

· Свои ученые (см. лекцию «История развития отечественной методики преподавания естествознания»).

Методика преподавания естествознания имеет:

· свой особый объект исследования. Объектом изучения методика преподавания естествознания является процесс преподавания курса естествознания в начальной школе.

· присущую только ей систему научных понятий;

· определенные методологические основы;

· специфи­ческие методы исследования.

Методика преподавания естествознания наука интегративная, связанная с:

– дидактикой (опирается на основные дидакти­ческие принципы),

– педагогикой (теорией воспитания),

– психологией,

– естественными науками (биологией, географией, экологией, астрономией, геологией),

– другими методиками.

Методика отвечает на три вопроса:

· Чему учить (содержание),

· Как учить (формы, методы, приемы, средства),

· Почему так учить, а не иначе.

Таким образом, изучая методику необходимо придерживаться следующих вопросов и рекомендаций:

1. Какова цель?

2. Рассмотри, осмысли содержание (перечень ЗУН) – смотри программы и учебники, соотноси их с государственным стандартом.

3. Ученые

4. Формы, методы, приемы, дидактические средства.

Современная методика, раскрывая эти вопросы, анализирует вариативное начальное образование.

На каждом этапе развития общества перед всеми сущест­вующими науками встают определенные нерешенные про­блемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоят следую­щие актуальные проблемы:

■ определение обязательного минимума знаний, умений и навыков, входящих в содержание образовательной области «Естествознание» Государственного образова­тельного стандарта;

■ выделение федеральной и национально-региональной составляющей начального естественно-научного обра­зования по годам обучения; выбор оптимальных форм, методов и средств препода­вания курса естествознания в начальной школе;

■ разработка эффективных механизмов интеграции есте­ственно-научных и обществоведческих знаний;

■ издание учебно-методических комплектов, обеспечи­вающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;

■ разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественно-научного цикла.

Это далеко не полный перечень проблем, стоящих в на­стоящее время перед методикой естествознания. Они реша­ются в процессе проведения научных исследований.

Методы исследования методики

Преподавания естествознания

Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке опреде­лились свои методы научного исследования.

Под методами исследования понимаются способы реше­ния научно-исследовательских задач.

Научное обоснование методов исследования дает методо­логия, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

К методологическим принципам относятся:

· системный подход, позволяющий рассматривать от­дельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изоли­рованно, а во взаимосвязи и взаимодействии;

· личностный подход, который требует ориентации учеб­ного процесса на отдельную личность, признание ее уни­кальности, интеллектуальной и нравственной свободы;

· деятелъностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

· культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.

Теоретические методыоснованы на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Эти методы помогают определить проблему исследования. К теоретическим методам относятся:

Сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы. Анализ позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.

Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить ти­пичные ошибки в преподавании.

Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. К ним относится педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.

Педагогическое наблюдение — один из основных мето­дов эмпирического исследования. Он определяется как непо­средственное восприятие исследователем изучаемого педаго­гического процесса. Различаются непосредственное и опо­средованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (на­пример, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневни­ках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.

Педагогический эксперимент относят к основным ме­тодам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествозна­ния обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций. Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — кон­статирующий этап — помогает выявить типичные недос­татки и затруднения в обучении школьников основам есте­ственных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором — формирующем этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап эксперимента протекает в естественных условиях образова­тельного процесса, для которого харак­терно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных). На третьем — контрольном этапе — исследуется эффектив­ность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализа­ции учебных целей по сравнению с заданными, т.е. обеспе­чивает соответствие между запроектированными и получен­ными результатами.

Социологические методыприменяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирования учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся.

Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, кон­трольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят стати­стическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.

Математические методы основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа. К ним относятся:

· регистрация – запись с целью учета и систематизации количественных данных о наличии или отсутствии исследуемого параметра. Например, числа учеников, выполнивших задание правильно или неправильно;

· ранжирование – расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо показателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду. Например, составление перечня трудных понятий;

· шкалирование – введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведения опроса испытуемых. Например, о трудности изучения определенных тем курса;

· определение средних величин – среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), дисперсии (степени рассеивания около среднего показателя) и др.;

· сравнение полученных результатов с нормой, при котором выявляются отклонения от заданных показателей.

Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:

■ принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с при­родой исследуемого явления;

■ принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть по­лучен.

Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправдан­ности нововведений. Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образо­вания. Тем не менее даже отрицательные результаты экспе­римента обогащают науку.

Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обу­чать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

К.Д. Ушинский предупреждал: «Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине». (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1945. — С. 514.).

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом. Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное со­держание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.

Наши рекомендации