Что необходимо сделать, чтобы освоить методику как науку?
· Выбрать алгоритм (матрицу, подход) изучения методики.
· Выработать отношение (осмысленное, оптимистическое и т.д ) к методике.
· Информационное сопровождение (таблицы, вопросы, учебники и умение работать сними).
Методика естествознания – это самостоятельная наука, а не частная дидактика. Значит у нее есть:
· Свой предмет изучения – процесс овладения младшими школьниками системой ЗУН естественно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».
· История развития (см. лекцию «История развития отечественной методики преподавания естествознания»),
· Научный аппарат,
· Свои ученые (см. лекцию «История развития отечественной методики преподавания естествознания»).
Методика преподавания естествознания имеет:
· свой особый объект исследования. Объектом изучения методика преподавания естествознания является процесс преподавания курса естествознания в начальной школе.
· присущую только ей систему научных понятий;
· определенные методологические основы;
· специфические методы исследования.
Методика преподавания естествознания наука интегративная, связанная с:
– дидактикой (опирается на основные дидактические принципы),
– педагогикой (теорией воспитания),
– психологией,
– естественными науками (биологией, географией, экологией, астрономией, геологией),
– другими методиками.
Методика отвечает на три вопроса:
· Чему учить (содержание),
· Как учить (формы, методы, приемы, средства),
· Почему так учить, а не иначе.
Таким образом, изучая методику необходимо придерживаться следующих вопросов и рекомендаций:
1. Какова цель?
2. Рассмотри, осмысли содержание (перечень ЗУН) – смотри программы и учебники, соотноси их с государственным стандартом.
3. Ученые
4. Формы, методы, приемы, дидактические средства.
Современная методика, раскрывая эти вопросы, анализирует вариативное начальное образование.
На каждом этапе развития общества перед всеми существующими науками встают определенные нерешенные проблемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоят следующие актуальные проблемы:
■ определение обязательного минимума знаний, умений и навыков, входящих в содержание образовательной области «Естествознание» Государственного образовательного стандарта;
■ выделение федеральной и национально-региональной составляющей начального естественно-научного образования по годам обучения; выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса естествознания в начальной школе;
■ разработка эффективных механизмов интеграции естественно-научных и обществоведческих знаний;
■ издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;
■ разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественно-научного цикла.
Это далеко не полный перечень проблем, стоящих в настоящее время перед методикой естествознания. Они решаются в процессе проведения научных исследований.
Методы исследования методики
Преподавания естествознания
Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке определились свои методы научного исследования.
Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач.
Научное обоснование методов исследования дает методология, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.
К методологическим принципам относятся:
· системный подход, позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;
· личностный подход, который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;
· деятелъностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
· культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.
Теоретические методыоснованы на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Эти методы помогают определить проблему исследования. К теоретическим методам относятся:
Сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы. Анализ позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.
Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. К ним относится педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.
Педагогическое наблюдение — один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (например, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневниках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.
Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествознания обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций. Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — констатирующий этап — помогает выявить типичные недостатки и затруднения в обучении школьников основам естественных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором — формирующем этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап эксперимента протекает в естественных условиях образовательного процесса, для которого характерно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных). На третьем — контрольном этапе — исследуется эффективность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализации учебных целей по сравнению с заданными, т.е. обеспечивает соответствие между запроектированными и полученными результатами.
Социологические методыприменяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирования учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят статистическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.
Математические методы основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа. К ним относятся:
· регистрация – запись с целью учета и систематизации количественных данных о наличии или отсутствии исследуемого параметра. Например, числа учеников, выполнивших задание правильно или неправильно;
· ранжирование – расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо показателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду. Например, составление перечня трудных понятий;
· шкалирование – введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведения опроса испытуемых. Например, о трудности изучения определенных тем курса;
· определение средних величин – среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), дисперсии (степени рассеивания около среднего показателя) и др.;
· сравнение полученных результатов с нормой, при котором выявляются отклонения от заданных показателей.
Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:
■ принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;
■ принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.
Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправданности нововведений. Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образования. Тем не менее даже отрицательные результаты эксперимента обогащают науку.
Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обучать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.
К.Д. Ушинский предупреждал: «Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине». (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 1945. — С. 514.).
Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом. Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное содержание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.