И она для нас - кладовая солнца
С великими сокровищами жизни».
/М. Пришвин./
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Экологический лагерь, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям наряду с отдыхом дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического мышления и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических занятий биолого-экологического цикла с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по биологии, экологии и экологическому краеведению, проведение элементарных экологических полевых исследований, семинары и конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической направленности.
Программа экологической смены для летнего лагеря разработана с учётом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической обстановки Сергиево-Посадского района.
С целью систематизации и обобщения знаний в той или иной области экологическая смена разбита на тематические недели: Неделя земли, Неделя воды и Неделя воздуха.
III. Цель.
Формирование ответственного отношения к природе родного края через организацию практической природоохранной и исследовательской деятельности детей и подростков.
IV. Задачи.
1) Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
2) Формировать представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
3) Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
4) Развивать творческие способности детей через включение в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
V. Принципы:
- принцип научности, предполагающий приобщение детей к новой информации;
- принцип доступности, содержание и формы работы соответствуют особенностям детей разного возраста;
- принцип оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- принцип целесообразного сочетания и взаимосвязи игр, познавательной, практической, художественной деятельности.
VI. Направления работы:
- Включение детей и подростков в исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с их интересами.
- Обучение умению работать с научной литературой, формирование у них основ культуры научного исследования.
- Оказание помощи в проведении исследовательской работы.
- Организация индивидуальных консультаций в ходе мини-исследований.
VII. Предполагаемые результаты реализации программы профильного лагеря:
- создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между разновозрастными участниками смены;
- осознание себя как личности, индивидуальности;
- получение навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;
- формирование целостных, систематизированных знаний по основам эколого-биологических наук, знаний о взаимодействиях природной и социальной сферы;
- понимание и умение объяснять проявления различных экологических процессов в окружающей среде;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- умение осуществлять диагностику и программирование процессов, происходящих в природе, предвидеть последствия своих воздействий на природные объекты;
- формирование твёрдых экологических убеждений у школьников в необходимости охраны окружающей среды своего родного края;
- приобретение навыков публичного выступления, защиты идей;
- формирование следующих качеств:
коммуникативные - слушать и понимать других, выражать себя;
презентационные - построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности;
поисковые - находить информацию по каталогам, справочникам, энциклопедиям.
VIII. Распорядок дня:
9.00. – 9.15. | Линейка. Построение. Мероприятия на день. |
9.15. – 12.00. | Работа в отрядах (проект, экскурсия, игра и т.д.) - РО |
12.00. – 12.30. | Обед. |
12.30. – 13.30. | Заключительный этап подготовки -ЗЭ |
13.30. – 15.00. | Итоговое мероприятие - ИМ |
IX. Содержание программы.
День | Содержание |
Неделя первая: «Неделя Земли» | |
Первый день. Открытие лагеря. | РО - КТД “Экология как наука” ЗЭ - Конкурс экологических плакатов. ИМ - Праздник «Лето – это маленькая жизнь». |
Второй день | РО - Трудовой десант. ЗЭ - Викторина «Сергиево-Посадский район на карте области и России». ИМ - Оформление учебных коллекций «Многообразие листьев». |
Третий день | РО - КТД «Природа в жизни русского человека». ЗЭ - Изучение санитарного состояния древостоя на пришкольном участке. ИМ – Проект «Исследование антропогенного воздействия на природу» |
Четвёртый день | РО - Игра на местности «Тропой успеха». ЗЭ - Работа над проектом «Защита леса от вредителей». ИМ – Защита проектов. |
Пятый день | РО - Экскурсия в хозяйство. ЗЭ - Занятие «Обычаи и традиции природосбережения в хозяйственном цикле». ИМ – Разучивание старинных игр. |
Шестой день | РО - Игра – путешествие «По тропинкам родного края». ЗЭ - Экологический мониторинг почвы. ИМ – Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала. |
Седьмой день | РО - Экологический аукцион «Жители земли» ЗЭ - Подведение итогов недели. ИМ – Дискотека «Дети Земли». |
Неделя вторая: «Неделя Воды» | |
Восьмой день | РО - Операция «Чистый берег». ЗЭ – Репетиция. ИМ – Открытие «Недели воды». |
Девятый день | РО - Экскурсия на Гремячий водопад (с исследованием воды). ЗЭ – Исследование питьевой воды на месте. ИМ – КТД «Берегите воду!» |
Десятый день | РО - КТД «Водоемы нашего района». ЗЭ – Оценка уровня загрязнённости водной среды в реках Кончура и Торгоша. ИМ – Защита проектов. |
Одиннадцатый день | РО - Экскурсия на очистные сооружения микрорайона. ЗЭ – Подготовка фотоотчетов. ИМ – КТД «Правила экологического поведения в общественных местах». |
Двенадцатый день | РО - КТД «Экологическая карусель». ЗЭ - Работа над проектом «Мы – против пластика!» ИМ – Защита проектов. |
Тринадцатый день | РО - КТД «Кто в речке живет?». ЗЭ - Просмотр и обсуждение кинофильма «Живая вода». ИМ – Конкурс сказок-постановок о речных обитателях. |
Четырнадцатый день | РО - Операция «Чистый источник». ИМ – Подготовка и проведение праздничной дискотеки «День Воды». |
Неделя третья: «Неделя Воздуха» | |
Пятнадцатый день | РО - Интеллектуальная игра: «Своя игра». ЗЭ - Изучение запылённости воздуха. ИМ – Соревнования «Весёлые старты». |
Шестнадцатый день | РО - КТД "Огородное эко-пугало" ЗЭ – Викторина-путешествие «Моя малая родина». ИМ – Конкурс рисунков на асфальте «Моя малая родина». |
Семнадцатый день | РО - Экскурсия в ветеринарный пункт «Айболит». ЗЭ – Просмотр видео-роликов о гуманном отношении к животным. ИМ – Шоу-программа «Братья наши меньшие». |
Восемнадцатый день. | РО - КТД «День Берендея». ЗЭ – Разработка и подготовка костюмов из использованных материалов. ИМ – Дефиле костюмов из использованных материалов. |
Девятнадцатый день. | РО - Экологическая тропа в парке «Скитские пруды». ЗЭ – Оформление газет «Экологический вестник» ИМ – Конкурс газет |
Двадцатый день. | РО – Работа над проектами «Экологическая ситуация в Сергиево-Посадском районе». ЗЭ – Создание фотоальбома. ИМ – Творческая защита проектов «Экологическая ситуация в Сергиево-Посадском районе». |
Двадцать первый день. | РО – Экологическая игра «Природа-наш дом». ЗЭ – Конкурс рисунков «Земля – наш общий дом». ИМ – Тематическая дискотека «Я живу в России». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Седьмой день – завершающий для Недели Земли.