Проект создания экологической тропы музея-заповедника «Коломенское»
В работе по разработке музея-заповедника необходимо учитывать некоторые факторы, которые влияют на заинтересованность общественности. Представительность, доступность и информативность – это те критерии, по которым можно судить об уровне организации.
В работу можно вовлекать волонтеров. Благодаря Интернету заинтересованных и желающих помочь растет не по дням, а по часам.
Экологические тропы рассчитаны на людей разного возраста, пола, материального достатка, уровня знаний и с разными физическими возможностями.
Принято считать, что экологические тропы, как и музеи-заповедники- это атрибуты национальных парков или иных территорий, которые занимает нетронутая природа. Но примеры музеев-заповедников в Коломенском, в Нижнем Тагиле и т.д. показывают, что и в городском пространстве места такого рода пользуются популярностью. Маршрут экологической тропы круговой. Таким образом вход и выход в одном месте, это сократит расходы на устройстве подъездных/ подходных путей. К тому же, объекты расположены таким образом, что у посетителя есть выбор в какую сторону пойти, не нарушив никакой последовательности. Кроме того, информация на стендах не делает акцент на связи объектов, находящихся на тропе, непосредственно по принципу их расположения. (см. Приложение 2). Тропа длиной примерно 1 км рассчитана на 2-2,5 часа, включая пункты- остановки. Определенная задача экологической тропы – предоставление возможности расслабиться в естественной среде в комбинации с изучением природных объектов. Информация, предоставляемая на тропе, разнообразная по типу: зоологическая, ботаническая и историческая справки.
Перед входом установлен стенд с общими сведениями о тропе. На нем можно ознакомиться со схемой маршрута, местами остановок и краткой информацией о данном месте.
Впоследствии по маршруту будут установлены стенды, которые несут сообщения о представителях животного мира на территории: насекомых, птицах, зверях. Также посетителей ждет занимательный учебный материал по растениям. Существенная доля информации, представленной на стендах, оформлена в стихотворной форме. Доказано, что рифма способствует лучшему запоминанию. Как сказал один известный канадский деятель, культурное наследие – важный инструмент определения национальной идентичности. Так, например, французы любят готовить, а их национальная кухня знаменита на весь мир, поэтому у них много поговорок с овощами: «морковки сварены» значит нет пути назад и т.д. А русские поговорки замечательны использованием названий животных: ворон считать, медведь на ухо наступил и т.д. Используем пословицы или другие вещи нематериальной культуры чтобы ощутить страну. Стенд с информацией о соловье может иметь содержания следующего вида:
1. Основной текст: «Мал соловей, да голос велик» (русская поговорка) Соловей – один из самых голосистых птиц- певцов. Чаще всего он дает концерты «из-за кулис», так как за листвой в кустарнике его не видно. Пение этой птицы можно услышать в мае и июне. Многие, слыша трели соловья, представляют его пестрым и ярким, но на самом деле он серо-бурого цвета. Хвост темный с рыжим отблеском. Размером не больше 20 см, весит около 25 гр. В рацион птицы входят насекомые, семена и ягоды. Так как соловьи- птицы перелетные, то на зиму они улетают на юг.
2. Интеллектуальный досуг.
Стихотворение: Загадка:
Соловей-соловушка, Светлая головушка. Только солнышко взойдет, Звонко песню пропоёт.
Громко заливается. Для друзей старается. Оживает все кругом.
С песней счастье входит в дом. Он весной поет красиво, Звонко, весело, игриво! Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ... (Соловей)
Экскурсия по экотропе- не только пропаганда бережного отношения к природе, но и отдых. Чтобы разнообразить его посетителям предложены следующие элементы тропы:
1. «Тропу чувств» – это разбитая на сегменты и заполненная различным субстратом:
желудями, каштанами, песком, галькой и др. дорожка, по которой проходят без обуви и по желанию с закрытыми глазами (см. рис. 2.1). Это необычный способ знакомства с окружающей средой
Рис. 3.1. «Тропа чувств».
1. «Говорящие кольца жизни» – это стенд, на котором помещены спилы стволов деревьев с табличками, содержащими их названия. По кольцам на срезе определяют возраст дерева. Одно кольцо равняется одному году жизни. Помимо возраста кольца сообщают о температурных колебания х воздуха, количествах осадков, нашествии вредителей, лесных пожарах (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. «Говорящие кольца жизни».
2. «Птичий городок» – площадка, на которой будут развешаны кормушки и домики для зимующих в лесопарке птиц.
На маршруте предусмотрены лавочки для передышки или медитации. Дорога будет выложена из природных материалов: камня, дерева. Это прекрасно впишется в окружающий пейзаж.
Каждый проект требует осуществления. Организация экологической тропы в этом месте сделает более комфортным прогулки по лесопарковой зоне и привлечет новых посетителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследований можно сформулировать в виде следующих выводов:
Экологическая тропа – это обустроенный и особо охраняемый прогулочно-познавательный маршрут, ориентированный на природоохранное образование и воспитание в течение одного или нескольких дней. Он должен проходить через разные экосистемы, природные объекты и архитектурные памятники.
Главной целью этих троп является выработка нового стандарта отношений с окружающей средой через приближение к ней посредствам оснащенных информативными стендами дорожек. Для процветания экологических троп необходимо соблюдать базовые принципы организации: доступность и иметь хорошую репутацию. Маршрут должен прокладываться по уже сложившейся тропиночной сети, а окружающий ландшафт должен иметь разнообразие – например, смена открытых местностей узкими дорожками, ровного и пересеченного рельефа, чередование девственной природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию необходимо. Указатели, знаки и стенды с информацией должны присутствовать в достаточном количестве, чтобы удовлетворить интеллектуальные запросы посетителей.
Нужно отметить, что в Москве существует много экологических троп. Тенденция их создания выходит за рамки столицы и попадает в область.
В проектах есть ряд экотроп, но точной информация о планах пока отсутствует, несмотря на то, что еще в 2012 году заявлялось, что в Подмосковье в 5 новых общедоступных зонах отдыха в лесах появятся как экологические тропы, так и школы выживания. Тем не менее, на настоящий момент в Подмосковье уже существует ряд экотроп.
Сохранившиеся до наших дней постройки в Коломенском составляют уникальный комплекс зданий, демонстрирующих мастерство русских зодчих.
Удивительна природа Коломенского – здесь и многовековые дубы, и яблоневые сады, и экологическая тропа в ущелье, на которой лежат причудливой формы большие камни. Река Москва обрамляет одну сторону Коломенского. По ее набережной приятно иногда прогуляться.
В структуру экотропы входят природный ландшафт и художественное оформление маршрута. Посетителями становятся люди разного возраста, пола, с разым уровнем знаний, и неодинаковыми физическими возможностями.
Каждый проект испытывает потребность быть осуществленным. Возникновение экотропы в этой лесопарковой зоне привлекает все новых посетителей ежегодно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – с. 165-166
2. Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – с. 208
3. Бешко, Н., Иботова, К., Умарходжаева, У. Экологическая тропа [Текст]: методическое пособие для учителей/ Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. – Ташкент, 2010. – 59 с.
4. Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности. Учебное пособие / Н.Ю. Веселова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 256 c.
5. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник / Е.А. Джанджугазова. – М.: Academia, 2014. – 272 c.
6. Добрина Н. А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 288 с.
7. Жулина М. А., Нехаева Н. Е., Емельянова Н. А. и др. Приоритетные виды развития туризма в Республике Мордовия // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 4 (16). – С. 47-55.
8. Каримов А.В., Пчельникова Т.И. Формирование экологической культуры личности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 7 – С. 156-156
9. Комова Г.А. Экологические тропы как один из способов сохранения биоразнообразия // Растения в муссонном климате: Мат. IV межд. конф. Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2007 [Электронный ресурс – Режим доступа. – URL: botsad.ru/p_papers32.htm (дата обращения 19.04.2012)
10. Куприянова, Т.С., Несговорова, Н.П., Савельев, В.Г. Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5
11. Методические рекомендации по вопросам создания и информационного обеспечения экологических образовательных центров и экологических троп на особо охраняемых природных территориях: учеб.-метод. Пособие для внешкольной работы учащихся средних общеобразовательных школ. Минск: Изд-во В.И.З.А. ГРУПП, 2010. – 90 с.
12. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Академия, 2010. – 208 c.
13. Оборин М. С., Непомнящий В.В. Разработка экологических троп в особо охраняемых природных территориях различных природных регионов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. – 2010. – № 13. – С. 174 – 180.
14. Пугина Е.В. Видовой состав растений особо охраняемой природной территории «Омский областной дендрологический сад» // Человек и природа: сборник материалов студенческой научно-практической конференции (19 апреля 2012 г., Омск). Омск: Изд-во ОмГПУ, – 2012. – Ч. 3. – С. 37 – 39.
15. Скобельцына А. С., Шарухин А. П. Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 192 с.
16. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
17. Материалы Чижова В. П. Экологические тропы как форма туризма и обучения: технология и организация (на примере проектируемой тропы «Лесо-болотная азбука» в национальном парке «Смоленское поозерье») // Российский журнал устойчивого туризма. – 2013. – № 3. – С. 13-20.
18. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. Учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.Л. Жукова. – М.: КноРус, 2015. – 416 c.
19. Шаруненко, Ю. М. Рекреационный туризм / Ю.М. Шаруненко. – М.: Академия безопасности и выживания, 2014. – 104 c.
20. Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – 54 с.
21. Электронная энциклопедия «Wikipedia». ru.wikipedia.org/, 2010 г.
ИСТОЧНИКИ
1. Электронный портал «Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник» 2010 г.
2. Туринец Е.В. Экологические тропы г. Москвы: анализ современного состояния/ Е.В. Туринец, А.И. Довганюк – Вестник конференции ландшафтной архитектуры: материалы Международной научно-практической, посвященной 190-летия со дня рождения Р.И. Шредера / Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. – М.: «Сам Полиграфист», 2013. с. 92-96
3. Распоряжение Правительства Москвы № 245-РП от 22 марта 1995 года Об утверждении Устава Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское
Приложение 1
Рис. Мосты через водные преграды простых конструкций:
а) - мост из двух бревен через реку; б) - мост с
перилами и настилом через реку
Рис. 1. Экологическая тропа
Приложение 2
Рис. 2. Картосхема экологической тропы.
Приложение 3
Рис. 3. Экологическая тропа в Коломенском
"Тропа в гармонии с природой" Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.
1.2. Критерии выбора маршрута.
Используемая терминология:
Собственно экологическая тропа– поверхность, по которой идет посетитель.
Полоса отчуждения– расчищенная для безопасности и примыкающая не посредственно к тропе природная территория.
Маршрутный коридор– комбинация всех элементов, которые посетитель может видеть на экологическом маршруте и которые влияют на его восприятие в целом (сама экологическая тропа, полоса отчуждения и вся территория, которая просматривается с тропы).
Буферная или защитная зона– территория, примыкающая к экологической тропе и скрывающая все, чему не следует попадать в поле зрения посетителей: например, строительство зданий, проведение горнодобывающих работ и лесоразработок. Кроме того, эта зона может служить для защиты уязвимых ландшафтов от посетителей.
Традиционно экологические тропы прокладываются по рекреационным зонам национальных и природных парков, а также по территориям природных и природно-исторических заказников. Однако встречаются такие тропы и на неохраняемых территориях: в городских парках, вблизи поселков, на пришкольных участках и т.д.
Выделяемая рядом с экологическими тропами защитная зона выполняет не только те задачи, что изложены выше (сокрытие неэстетических элементов пейзажа и сохранение особо уязвимых ландшафтов), но также призвана не допустить преобразования прилежащей к тропе территории хозяйственной деятельностью человека. Ширина ее может быть разной.
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
Целесообразно объединять отдельные экологические тропы в единые сети, что позволяет регулировать поток посетителей во времени и пространстве, во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков.
Выбор маршрутов экологических троп основывался на следующих принципах, изложенных в «Методических рекомендациях по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы»:
· минимизация ущерба природным и историческим объектам парка;
· доступность, удобство и безопасность посетителей;
· информативность и эмоциональная насыщенность маршрута.
3. Рабочий проект обустройства трассы экологической тропы:
· Топографический план местности (М 1:2000 и мельче), включающий трассу экологической тропы.
· Генеральный план экологической тропы (М 1:1000 или 1: 500) – с указанием размещения площадок отдыха, видовых точек, информационных стендов, со схемами строения дорожного полотна, планом санитарно-оздоровительных мероприятий. Часть информации может быть вынесена на отдельные чертежи.
· Фрагменты отдельных участков экологической тропы в более крупных масштабах (1:200, 1:100), показывающие план точного размещения малых архитектурных форм (МАФ), детальной планировки лестниц, видовых площадок и т.п.
· Информационные стенды экологической тропы и МАФ: перечень, эскизы информационной части стендов, чертежи конструкций стендов и МАФ.
[1] Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – с. 165
[2] Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
[3] Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
[4] Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – с. 165
[5] Чижова В. П. Экологические тропы как форма туризма и обучения: технология и организация (на примере проектируемой тропы «Лесо-болотная азбука» в национальном парке «Смоленское поозерье») // Российский журнал устойчивого туризма. – 2013. – № 3. – С. 13
[6] Чижова В. П. Экологические тропы как форма туризма и обучения: технология и организация (на примере проектируемой тропы «Лесо-болотная азбука» в национальном парке «Смоленское поозерье») // Российский журнал устойчивого туризма. – 2013. – № 3. – С. 14
[7] Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – С.11
[8] Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – С.12
[9] Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – С.13
[10] Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – С. 36
[11] Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – С. 37
[12] Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – С. 38
[13] Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности. Учебное пособие / Н.Ю. Веселова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – С. 91
[14] Распоряжение Правительства Москвы № 245-РП от 22 марта 1995 года Об утверждении Устава Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское