Канд.биол.наук, ст.преподаватель кафедры музеологии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Котенева Наталья Олеговна
Разработка экологической тропы на примере Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское
Курсовая работа
Студентки 2 курса очной формы обучения
специальности 51.03.04 «Музеология и охрана культурного и природного наследия»
Научный руководитель
Канд.биол.наук, ст.преподаватель кафедры музеологии
РГГУ, ООО « Экокультура»
_______________ Зайцева Г.А..
(личная подпись) (расшифровка личной подписи)
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................................................................3
Глава 1. Экологическая тропа как педагогическая реальность..........................8
1.1. . Экскурс в прошлое – история …………………………….....................………………..….....8
1.2. Обоснование маршрута экологической тропы.................................................................8
1.3. Подготовительный этап создания экологической тропы........................................12
1.3.1. Методика создания тропы..........................................................................................................12
1.3.2. Сооружения и оборудования на тропах...........................................................................14
1.3.3. Правила поведения на тропе....................................................................................................14
Глава 2. Проект «Экологическая тропа на территории музея-заповедника «Коломенское»..............................................................................................................17
2.1. Основные этапы становления музея-заповедника «Коломенское».................17
2.2. Экологическая тропа как составная часть музея-заповедника «Коломенское».................................................................................................................................................23
3.3. Проект создания экологической тропы музея-заповедника «Коломенское».................................................................................................................................................25
Заключение........................................................................................................................................................29
Список литературы……………………………........................................................................................31
Приложения……………………………..........................................................................................................34
Введение
Эколого-просветительский потенциал многих музеев-заповедников чрезвычайно велик. Природно-ландшафтные ресурсы музеев-заповедников, таких как - «Михайловское», «Тарханы», «Щелыково», Коломенское,позволяют демонстрировать посетителям красоту и богатство культурных ландшафтов, сложившихся в результате сотворчества человека и природы (включая парки и сады, пруды), а также привлекать местное население к непосредственной природоохранной деятельности.
В музеях-заповедниках должен проводиться экологический мониторинг культурного ландшафта, а сам процесс экологических наблюдений и получаемая полноценная научная информация необходимы для полноценных экологических занятий со школьниками и студентами..
Как правило в своей деятельности сотрудники ландшафтно-экологических отделов используют разносторонние формы работы, среди которых – экскурсии в природу, экологические акции и праздники, квесты ( игры-путешествия), студенческий экомониторинг, научно-практические конференции и семинары эколого-образовательного профиля. Их цель - создать условия для развития экологического мировоззрения, привить живой интерес к природе, традиционному природопользованию, парковому искусству. Организация экологической тропы представляет собой комплексное использование ряда названных и других форм.
Для экологического просвещения во многих музеях-заповедниках создана специализированная материально-техническая база.
Система формирования экологического мировозрения должна отвечать следующим принципам:
- предоставление информации в простой, логичной и доступной форме;
- вовлечение посетителей в активную и разнообразную деятельность, позволяющую найти практическое применение полученной информации (например: правила поведения в природе);
- расширение и укрепление коммуникативных связей со специалистами и другими организациями, работающими в сфере экологического просвещения , что даёт возможность совершенствовать и развивать новые формы экологического просвещения.
Цели создания экологических троп в музеях-заповедниках и национальных парках
Экологические тропы способствуют решению задач просвещения, обучения и воспитания, позволяют регулировать поток посетителей и осуществлять контроль за выполнением посетителями установленных правил. Каждая экологическая тропа помогает устанавливать и поддерживать природоохранный режим на определенной территории. Основные цели создания экологической тропы, таким образом можно ранжировать на две группы:
- Эколого-просветительская, которая направлена на формирование экологической культуры и
- Природоохранная, позволяющая сохранять природное наследие путем регулярования рекреационных нагрузок посетителей.
Создание экологических троп на на историко-культурных (музеи-заповедники) и особо охраняемых природных территориях ( национальные парки, заповедники и другое) является комплексной работой, которая требует
- гуманитарных знаний (информационное насыщение, специфика работы с различными целевыми группами посетителей),
-инженерно-строительных ( технических) знаний, таких как устройство дорожек, изготовление и установка стендов, указателей);
- и художественно-дизайнерских решений при оформлении тропы ( форма стендов и их оформление, включая цвет, шрифт и др.) .
Актуальность темы.
Эколого-просветительский потенциал многих музеев-заповедников чрезвычайно велик. Природно-ландшафтные ресурсы музеев-заповедников, таких как - «Михайловское», «Тарханы» «Щелыково», Коломенское, позволяют демонстрировать посетителям красоту и богатство культурных ландшафтов, сложившихся в результате сотворчества человека и природы (включая парки и сады, пруды), а также привлекать местное население к непосредственной природоохранной деятельности.
В музеях-заповедниках должен проводиться экологический мониторинг культурного ландшафта, а сам процесс экологических наблюдений и получаемая полноценная научная информация необходимы для полноценных экологических занятий со школьниками и студентами.
Как правило в своей деятельности сотрудники ландшафтно-экологических отделов используют разносторонние формы работы, среди которых – экскурсии в природу, экологические акции и праздники, квесты ( игры-путешествия), студенческий экомониторинг, научно-практические конференции и семинары эколого-образовательного профиля. Их цель - создать условия для развития экологического мировоззрения, привить живой интерес к природе, традиционному природопользованию, парковому искусству. Организация экологической тропы представляет собой комплексное использование ряда названных и других форм.
Для экологического просвещения во многих музеях-заповедниках создана специализированная материально-техническая база.
Система формирования экологического мировозрения должна отвечать следующим принципам:
- предоставление информации в простой, логичной и доступной форме;
- вовлечение посетителей в активную и разнообразную деятельность, позволяющую найти практическое применение полученной информации (например: правила поведения в природе);
- расширение и укрепление коммуникативных связей со специалистами и другими организациями, работающими в сфере экологического просвещения , что даёт возможность совершенствовать и развивать новые формы экологического просвещения.
Цели создания экологических троп в музеях-заповедниках и национальных парках
Экологические тропы способствуют решению задач просвещения, обучения и воспитания, позволяют регулировать поток посетителей и осуществлять контроль за выполнением посетителями установленных правил. Каждая экологическая тропа помогает устанавливать и поддерживать природоохранный режим на определенной территории. Основные цели создания экологической тропы, таким образом можно ранжировать на две группы:
- Эколого-просветительская, которая направлена на формирование экологической культуры и
- Природоохранная, позволяющая сохранять природное наследие путем регулярования рекреационных нагрузок посетителей.
Создание экологических троп на на историко-культурных (музеи-заповедники) и особо охраняемых природных территориях ( национальные парки, заповедники и другое) является комплексной работой, которая требует
- гуманитарных знаний (информационное насыщение, специфика работы с различными целевыми группами посетителей),
-инженерно-строительных ( технических) знаний, таких как устройство дорожек, изготовление и установка стендов, указателей);
- и художественно-дизайнерских решений при оформлении тропы ( форма стендов и их оформление, включая цвет, шрифт и др.) .
Объект исследования: музей-заповедник «Коломенское».
Предмет исследования: построение экологической тропы как элемента музея-заповедника «Коломенское».
Цель данной работы: создать экологическую тропу музея-заповедника «Коломенское» для проведения занятий по предметам из школьной программы, экскурсий для родителей, населения, чтобы способствовать воспитанию экологической культуры взаимоотношений человека и природы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
– рассмотреть историю создания экологической тропы;
– провести обоснование маршрута экологической тропы;
– выявить подготовительный этап создания экологической тропы;
– охарактеризовать основные этапы становления музея-заповедника «Коломенское»;
– проанализировать экологическую тропу как составную часть музея-заповедника «Коломенское»;
– разработать проект создания экологической тропы музея-заповедника «Коломенское».
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Методика создания тропы
Следом за подготовительным этапом наступает время, когда наработанная база для строительства тропы вступает в силу, и действия со стороны инициаторов организации самой тропы ложатся в практическую плоскость. Одной из главных задач является Важным условием эффективного создания и использования тропы является выбор объектов, которые будут включены в экскурсию. Ими могут быть естественные природные, специфические и искусственно привнесённые объекты [11].
Естественные природные объекты. Такие объекты становятся непосредственным участником рассказа и является наглядным примером проявления законов природы: обугленное дерево- свидетельство молнии или пожара. Здесь уместно рассказываться о правилах разжигания костров в лесу или отработать способы спасения жизни во время грозы в лесу. А корни дерева, лежащие над землей показывают, как устроена корневая система дерева.
Очень популярны у посетителей любых возрастов объекты биологические: грибы, сообщества растений, животные. Редко удача улыбается, и можно увидеть самих животных, поэтому следует использовать в качестве примера для объяснения их жизни гнезда, остатки пищи, следы лап, выбросы почвы из норок и т.п.
Специфические объекты – памятники природы. Они обычно привлекательны и имеют большое воспитательное значение. На тропе должны быть представлены не только необычные объекты, но и характерные для местной природы. Пояснительный текст поможет понять их незаменимость в жизни людей и природы, привить любовь к самым скромным цветам, деревьям, ландшафтам.
С открытых участков тропы может открыться вид на преобразованную человеком местность: дороги, электропровода и т.д. На их примере сопровождающий группу экскурсовод может рассказать о природопользовании вообще и конкретно в данном регионе (последствия добычи полезных ископаемых, результаты отдыха людей на свежем воздухе, правильное и неправильное складирование материалов, прокладывание дорог и т. п.) [12].
Искусственно привнесенные объекты. Такими могут быть образцы птичьих гнезд (покинутые хозяевами, но хорошо сохранившиеся) специально подсаженные коллекции деревьев, ботанические площадки с наборов цветов и трав, типичных для данной местности и т. п. Органически впишутся в окружение тропы искусственные нерестилища для рыб, гнездовья для полезных насекомых, птичьи домики и кормушки. Создание и переноска объектов возможна только при квалифицированной помощи специалистов.
Дорогу для пешеходов поможет зафиксировать природным материалом: камнями, сеном, листвой. Такие меры заодно послужат укреплением тропы. Такая предприимчивость не должна бросаться в глаза, тогда ощущение непосредственной связи с природой усиливается у посетителя. Для более увлекательного маршрута турист может выбрать мост или крупные камни чтобы перебраться на противоположную сторону. Хорошо, если эти приспособления естественно вписываются в пейзаж [13].
Когда все элементы будущей тропы выявлены, их начинают снабжать информационными стендами, знаками и т.д. . В них может содержаться призывы, правила, цитаты из произведений поэтов, что безусловно скрасит время пребывания, или просто полезный для развития и доходчивый материал.
Размер экскурсионной группы варьируется в зависимости от того, что позволяет местность и на какую категорию граждан рассчитана прогулка: люи с ограниченными возможностями, школьники и т.д.
Перед входом должен стоять стенд с изображением карты-схемы тропыс обозначением остановок, главных достопримечательностей, краткая информация о сущности и целях тропы.
Любая информация должна быть подана логично- тема стенда, знака соответствовать обстановке: у воды напомнить о загрязнении рек, озер и т.д. Расстояние между щитами определяется частотой объектов и протяженностью пути.
Каждый пункт снабжается стендами с общей информацией, местом для отдыха, например, скамейками.
Правила поведения на тропе
Можно провести параллель между отношением к природе и родителям. Она нас кормит, поит, предоставляет другие средства существования безвозмездно, и в ответ мы должны следить за ее состоянием, а при необходимости принимать серьезные меры по спасению.
Выкидывайте мусор в специально отведенные места. В пакете может задохнуться зверек, осколки могут поранить не только животных. Помните, что упавшая бумага лежит, не превращаясь в перегной, очень долго. Важно помнить, что живем мы не только ради себя, но и для потомков. Было бы замечательно, если бы они даже через сотню лет тоже могли любоваться красотой природы. Традиция- это крепкая вещь, преходящая из поколения в поколение. Парадигма природного разнообразия должна превратиться в традицию. Старайтесь не вытаптывать растения и не нарушать травяной покров, он является незаменимой частью цепи питания.
Лес - это островок свободы от суеты и загрязненного городского воздуха. Также это земля понимания: выслушает и не возразит. Относиться с любовью к ней все равно что заботиться о самих себе. Не ломайте ветки. Не разжигайте костры. Во-первых, это может привести к катастрофе. Во-вторых, место со следами костра обезобразит вид на несколько лет.
Не забывайте, что жизнь животных не подчинена расписанию экскурсий, поэтому относитесь с уважением и пониманием к их режиму. Не пытайтесь догнать и погладить животное, если только оно само этого не хочет.
Идя по тропе, вы можете увидеть жилище животных этого леса. Не трогайте его- любые изменения могут сбить с толку животных или обнажить их укрытие.
Не подбирайте беспомощных маленьких животных. Поблизости, наверное, его родители, которые спешат на помощь. Берегите птиц- они унижтожают вредителей леса.
Если хотите услышать пение птиц, увидеть лося или белку, по-настоящему отдохнуть в лесу – видите себя тихо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследований можно сформулировать в виде следующих выводов:
Экологическая тропа – это обустроенный и особо охраняемый прогулочно-познавательный маршрут, ориентированный на природоохранное образование и воспитание в течение одного или нескольких дней. Он должен проходить через разные экосистемы, природные объекты и архитектурные памятники.
Главной целью этих троп является выработка нового стандарта отношений с окружающей средой через приближение к ней посредствам оснащенных информативными стендами дорожек. Для процветания экологических троп необходимо соблюдать базовые принципы организации: доступность и иметь хорошую репутацию. Маршрут должен прокладываться по уже сложившейся тропиночной сети, а окружающий ландшафт должен иметь разнообразие – например, смена открытых местностей узкими дорожками, ровного и пересеченного рельефа, чередование девственной природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию необходимо. Указатели, знаки и стенды с информацией должны присутствовать в достаточном количестве, чтобы удовлетворить интеллектуальные запросы посетителей.
Нужно отметить, что в Москве существует много экологических троп. Тенденция их создания выходит за рамки столицы и попадает в область.
В проектах есть ряд экотроп, но точной информация о планах пока отсутствует, несмотря на то, что еще в 2012 году заявлялось, что в Подмосковье в 5 новых общедоступных зонах отдыха в лесах появятся как экологические тропы, так и школы выживания. Тем не менее, на настоящий момент в Подмосковье уже существует ряд экотроп.
Сохранившиеся до наших дней постройки в Коломенском составляют уникальный комплекс зданий, демонстрирующих мастерство русских зодчих.
Удивительна природа Коломенского – здесь и многовековые дубы, и яблоневые сады, и экологическая тропа в ущелье, на которой лежат причудливой формы большие камни. Река Москва обрамляет одну сторону Коломенского. По ее набережной приятно иногда прогуляться.
В структуру экотропы входят природный ландшафт и художественное оформление маршрута. Посетителями становятся люди разного возраста, пола, с разым уровнем знаний, и неодинаковыми физическими возможностями.
Каждый проект испытывает потребность быть осуществленным. Возникновение экотропы в этой лесопарковой зоне привлекает все новых посетителей ежегодно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – с. 165-166
2. Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – с. 208
3. Бешко, Н., Иботова, К., Умарходжаева, У. Экологическая тропа [Текст]: методическое пособие для учителей/ Н. Бешко, К. Иботова, У. Умарходжаева. – Ташкент, 2010. – 59 с.
4. Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности. Учебное пособие / Н.Ю. Веселова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 256 c.
5. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник / Е.А. Джанджугазова. – М.: Academia, 2014. – 272 c.
6. Добрина Н. А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 288 с.
7. Жулина М. А., Нехаева Н. Е., Емельянова Н. А. и др. Приоритетные виды развития туризма в Республике Мордовия // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 4 (16). – С. 47-55.
8. Каримов А.В., Пчельникова Т.И. Формирование экологической культуры личности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 7 – С. 156-156
9. Комова Г.А. Экологические тропы как один из способов сохранения биоразнообразия // Растения в муссонном климате: Мат. IV межд. конф. Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2007 [Электронный ресурс – Режим доступа. – URL: botsad.ru/p_papers32.htm (дата обращения 19.04.2012)
10. Куприянова, Т.С., Несговорова, Н.П., Савельев, В.Г. Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5
11. Методические рекомендации по вопросам создания и информационного обеспечения экологических образовательных центров и экологических троп на особо охраняемых природных территориях: учеб.-метод. Пособие для внешкольной работы учащихся средних общеобразовательных школ. Минск: Изд-во В.И.З.А. ГРУПП, 2010. – 90 с.
12. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Академия, 2010. – 208 c.
13. Оборин М. С., Непомнящий В.В. Разработка экологических троп в особо охраняемых природных территориях различных природных регионов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. – 2010. – № 13. – С. 174 – 180.
14. Пугина Е.В. Видовой состав растений особо охраняемой природной территории «Омский областной дендрологический сад» // Человек и природа: сборник материалов студенческой научно-практической конференции (19 апреля 2012 г., Омск). Омск: Изд-во ОмГПУ, – 2012. – Ч. 3. – С. 37 – 39.
15. Скобельцына А. С., Шарухин А. П. Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 192 с.
16. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
17. Материалы Чижова В. П. Экологические тропы как форма туризма и обучения: технология и организация (на примере проектируемой тропы «Лесо-болотная азбука» в национальном парке «Смоленское поозерье») // Российский журнал устойчивого туризма. – 2013. – № 3. – С. 13-20.
18. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. Учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.Л. Жукова. – М.: КноРус, 2015. – 416 c.
19. Шаруненко, Ю. М. Рекреационный туризм / Ю.М. Шаруненко. – М.: Академия безопасности и выживания, 2014. – 104 c.
20. Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – 54 с.
21. Электронная энциклопедия «Wikipedia». ru.wikipedia.org/, 2010 г.
ИСТОЧНИКИ
1. Электронный портал «Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник» 2010 г.
2. Туринец Е.В. Экологические тропы г. Москвы: анализ современного состояния/ Е.В. Туринец, А.И. Довганюк – Вестник конференции ландшафтной архитектуры: материалы Международной научно-практической, посвященной 190-летия со дня рождения Р.И. Шредера / Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. – М.: «Сам Полиграфист», 2013. с. 92-96
3. Распоряжение Правительства Москвы № 245-РП от 22 марта 1995 года Об утверждении Устава Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское
Приложение 1
Рис. Мосты через водные преграды простых конструкций:
а) - мост из двух бревен через реку; б) - мост с
перилами и настилом через реку
Рис. 1. Экологическая тропа
Приложение 2
Рис. 2. Картосхема экологической тропы.
Приложение 3
Рис. 3. Экологическая тропа в Коломенском
"Тропа в гармонии с природой" Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.
1.2. Критерии выбора маршрута.
Используемая терминология:
Собственно экологическая тропа– поверхность, по которой идет посетитель.
Полоса отчуждения– расчищенная для безопасности и примыкающая не посредственно к тропе природная территория.
Маршрутный коридор– комбинация всех элементов, которые посетитель может видеть на экологическом маршруте и которые влияют на его восприятие в целом (сама экологическая тропа, полоса отчуждения и вся территория, которая просматривается с тропы).
Буферная или защитная зона– территория, примыкающая к экологической тропе и скрывающая все, чему не следует попадать в поле зрения посетителей: например, строительство зданий, проведение горнодобывающих работ и лесоразработок. Кроме того, эта зона может служить для защиты уязвимых ландшафтов от посетителей.
Традиционно экологические тропы прокладываются по рекреационным зонам национальных и природных парков, а также по территориям природных и природно-исторических заказников. Однако встречаются такие тропы и на неохраняемых территориях: в городских парках, вблизи поселков, на пришкольных участках и т.д.
Выделяемая рядом с экологическими тропами защитная зона выполняет не только те задачи, что изложены выше (сокрытие неэстетических элементов пейзажа и сохранение особо уязвимых ландшафтов), но также призвана не допустить преобразования прилежащей к тропе территории хозяйственной деятельностью человека. Ширина ее может быть разной.
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
Целесообразно объединять отдельные экологические тропы в единые сети, что позволяет регулировать поток посетителей во времени и пространстве, во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков.
Выбор маршрутов экологических троп основывался на следующих принципах, изложенных в «Методических рекомендациях по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы»:
· минимизация ущерба природным и историческим объектам парка;
· доступность, удобство и безопасность посетителей;
· информативность и эмоциональная насыщенность маршрута.
3. Рабочий проект обустройства трассы экологической тропы:
· Топографический план местности (М 1:2000 и мельче), включающий трассу экологической тропы.
· Генеральный план экологической тропы (М 1:1000 или 1: 500) – с указанием размещения площадок отдыха, видовых точек, информационных стендов, со схемами строения дорожного полотна, планом санитарно-оздоровительных мероприятий. Часть информации может быть вынесена на отдельные чертежи.
· Фрагменты отдельных участков экологической тропы в более крупных масштабах (1:200, 1:100), показывающие план точного размещения малых архитектурных форм (МАФ), детальной планировки лестниц, видовых площадок и т.п.
· Информационные стенды экологической тропы и МАФ: перечень, эскизы информационной части стендов, чертежи конструкций стендов и МАФ.
[1] Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – с. 165
[2] Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
[3] Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
[4] Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – с. 165
[5] Чижова В. П. Экологические тропы как форма туризма и обучения: технология и организация (на примере проектируемой тропы «Лесо-болотная азбука» в национальном парке «Смоленское поозерье») // Российский журнал устойчивого туризма. – 2013. – № 3. – С. 13
[6] Чижова В. П. Экологические тропы как форма туризма и обучения: технология и организация (на примере проектируемой тропы «Лесо-болотная азбука» в национальном парке «Смоленское поозерье») // Российский журнал устойчивого туризма. – 2013. – № 3. – С. 14
[7] Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – С.11
[8] Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – С.12
[9] Экологическая тропа – как одна из форм учебно-воспитательного процесса. – г. Бирюч: МОУ ДОД СЮН, 2011. – С.13
[10] Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – С. 36
[11] Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – С. 37
[12] Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3 . – С. 38
[13] Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности. Учебное пособие / Н.Ю. Веселова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – С. 91
[14] Распоряжение Правительства Москвы № 245-РП от 22 марта 1995 года Об утверждении Устава Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Котенева Наталья Олеговна
Разработка экологической тропы на примере Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское
Курсовая работа
Студентки 2 курса очной формы обучения
специальности 51.03.04 «Музеология и охрана культурного и природного наследия»
Научный руководитель
канд.биол.наук, ст.преподаватель кафедры музеологии
РГГУ, ООО « Экокультура»
_______________ Зайцева Г.А..
(личная подпись) (расшифровка личной подписи)
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................................................................3
Глава 1. Экологическая тропа как педагогическая реальность..........................8
1.1. . Экскурс в прошлое – история …………………………….....................………………..….....8
1.2. Обоснование маршрута экологической тропы.................................................................8
1.3. Подготовительный этап создания экологической тропы........................................12
1.3.1. Методика создания тропы..........................................................................................................12
1.3.2. Сооружения и оборудования на тропах...........................................................................14
1.3.3. Правила поведения на тропе....................................................................................................14
Глава 2. Проект «Экологическая тропа на территории музея-заповедника «Коломенское»..............................................................................................................17
2.1. Основные этапы становления музея-заповедника «Коломенское».................17
2.2. Экологическая тропа как составная часть музея-заповедника «Коломенское».................................................................................................................................................23
3.3. Проект создания экологической тропы музея-заповедника «Коломенское».................................................................................................................................................25
Заключение........................................................................................................................................................29
Список литературы……………………………........................................................................................31
Приложения……………………………..........................................................................................................34
Введение
Эколого-просветительский потенциал многих музеев-заповедников чрезвычайно велик. Природно-ландшафтные ресурсы музеев-заповедников, таких как - «Михайловское», «Тарханы», «Щелыково», Коломенское,позволяют демонстрировать посетителям красоту и богатство культурных ландшафтов, сложившихся в результате сотворчества человека и природы (включая парки и сады, пруды), а также привлекать местное население к непосредственной природоохранной деятельности.
В музеях-заповедниках должен проводиться экологический мониторинг культурного ландшафта, а сам процесс экологических наблюдений и получаемая полноценная научная информация необходимы для полноценных экологических занятий со школьниками и студентами..
Как правило в своей деятельности сотрудники ландшафтно-экологических отделов используют разносторонние формы работы, среди которых – экскурсии в природу, экологические акции и праздники, квесты ( игры-путешествия), студенческий экомониторинг, научно-практические конференции и семинары эколого-образовательного профиля. Их цель - создать условия для развития экологического мировоззрения, привить живой интерес к природе, традиционному природопользованию, парковому искусству. Организация экологической тропы представляет собой комплексное использование ряда названных и других форм.
Для экологического просвещения во многих музеях-заповедниках создана специализированная материально-техническая база.
Система формирования экологического мировозрения должна отвечать следующим принципам:
- предоставление информации в простой, логичной и доступной форме;
- вовлечение посетителей в активную и разнообразную деятельность, позволяющую найти практическое применение полученной информации (например: правила поведения в природе);
- расширение и укрепление коммуникативных связей со специалистами и другими организациями, работающими в сфере экологического просвещения , что даёт возможность совершенствовать и развивать новые формы экологического просвещения.
Цели создания экологических троп в музеях-заповедниках и национальных парках
Экологические тропы способствуют решению задач просвещения, обучения и воспитания, позволяют регулировать поток посетителей и осуществлять контроль за выполнением посетителями установленных правил. Каждая экологическая тропа помогает устанавливать и поддерживать природоохранный режим на определенной территории. Основные цели создания экологической тропы, таким образом можно ранжировать на две группы:
- Эколого-просветительская, которая направлена на формирование экологической культуры и
- Природоохранная, позволяющая сохранять природное наследие путем регулярования рекреационных нагрузок посетителей.
Создание экологических троп на на историко-культурных (музеи-заповедники) и особо охраняемых природных территориях ( национальные парки, заповедники и другое) является комплексной работой, которая требует
- гуманитарных знаний (информационное насыщение, специфика работы с различными целевыми группами посетителей),
-инженерно-строительных ( технических) знаний, таких как устройство дорожек, изготовление и установка стендов, указателей);
- и художественно-дизайнерских решений при оформлении тропы ( форма стендов и их оформление, включая цвет, шрифт и др.) .
Актуальность темы.
Эколого-просветительский потенциал многих музеев-заповедников чрезвычайно велик. Природно-ландшафтные ресурсы музеев-заповедников, таких как - «Михайловское», «Тарханы» «Щелыково», Коломенское, позволяют демонстрировать посетителям красоту и богатство культурных ландшафтов, сложившихся в результате сотворчества человека и природы (включая парки и сады, пруды), а также привлекать местное население к непосредственной природоохранной деятельности.
В музеях-заповедниках должен проводиться экологический мониторинг культурного ландшафта, а сам процесс экологических наблюдений и получаемая полноценная научная информация необходимы для полноценных экологических занятий со школьниками и студентами.
Как правило в своей деятельности сотрудни