Ответственность за нарушение водного законодательства

Согласно ст. 68 ВК лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен­ности на воды;

- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на во­досборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вред­ные явления;

- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений и устройств;

- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;

Уголовная ответственность предусмотрена за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств;

- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды.

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязне­ние, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подоб­ных же административных проступков осуществляется по квалифицирую­щим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне эко­логического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда.

Лес как объект использования и охраны. Лесное законодательство

Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий. В число этих мер входят лесовосстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаждений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок, лесомелиоративных мероприятия и т. п.

Важными правовыми мерами являются лицензирование лесопользования, сертификация лесной продукции и юридическая ответственность за лесонарушения.

К числу широко осуществляемых организационно-правовых мер охраны лесов относятся:

- лесоразведение и гидролесомелиорация,

- воспроизводство лесных ресурсов с помощью выращивания в лесных питомниках сеянцев и саженцев,

- заготовка семян для последующей репродукции и др.

Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является ЛК РФ, принятый 04.12.2006г. Нормы ЛК конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (ФЗ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.

Управление лесами

Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы - Федеральная служба лесного хозяйства РФ, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др.

Цель: сбалансированное регулирование прав и обязанностей лесовладельцев для сохранения лесных ресурсов.

Государственное управление лесами - обязательный элемент внутренней политики любой страны.

Государственное управление лесами заключается в проведении единой национальной лесной политики, защищающей интересы лесного сектора своей страны. При этом главнейшими считаются вопросы государственного регулирования лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также самые многообразные аспекты организации ведения лесного хозяйства, охраны природы, лесоинвентаризации и лесоустройства в лесах, находящихся в государственной, корпоративной и частной собственности.

В РФ государственное управление в области охраны, защиты, употребления и воспроизводства лесов реализовывается на основании Конституции РФ и системы федерального законодательства. Лесной кодекс РФ - устанавливает правовые основы целесообразного употребления, охраны, защиты и воспроизводства лесов, увеличения их экологического и ресурсного потенциала, регулирования лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, звериного мира и др. компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Наши рекомендации