Методы формирования экологических знаний
Методы формирования экологических знаний
Наблюдение - это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Цель: установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения объектов природы, причин изменения и развития окружающих объектов, сезонных явлений.
Рассказ - последовательное, повествовательное изложение познавательной информации. Рассказ применяется в тех случаях, когда изучаемый материал мало знаком детям, когда они не могут принять активного участия в его обсуждении. Рассказ используется в процессе наблюдений, при постановке опытов, при знакомстве с устройством и принципом работы приборов, во время проведения экскурсий.
Беседа - вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации познавательной деятельности детей в процессе приобретения новых знаний (способов действий) или повторения и закрепления полученных ранее. Суть ее состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов побудить детей к актуализации и усвоению знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа служит средством диагностики усвоенных знаний и умений, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Демонстрация - метод обучения, который связан с показом натуральных объектов - живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, и служит для ознакомления детей с внешним видом природных объектов, изучения их свойств и внешних проявлений, раскрытия динамики изучаемых явлений. Она позволяет значительно оживить и активизировать познавательный процесс.
Метод иллюстраций связан с использованием изобразительных пособий - рисунков, карт, фотографий, схем, репродукций, моделей, макетов, таблиц и способствует выявлению сущности предметов и явлений, установлению взаимосвязей между ними, теоретическому обоснованию природных явлений. Он активизирует процесс мышления, облегчает процесс формирования понятий.
Познавательные игры. Игра - активный метод обучения, суть которого в освоении информации, деятельности, социальной роли через особую имитационную форму ее трансформации.
Методы формирования субъективного отношения к природе:
Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения»в образы животных, растений, действия от их имени. Большую опору в поиске приёмов «вживания в образ» можно получить, обращаясь к фольклору - народным сказкам, песням, загадкам.
Метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам. Эмпатия - способ постижении эмоционального состояния другого человека, предмета, явления, путем соотнесения, проникновения, уподобления, вчувствования.
Диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности.
Методы формирования практических видов:
Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержательным, творческим, интересным, научить детей самостоятельнорешать трудовые задачи.
Экологические упражнения - постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой. В процессе упражнений с природными материалами происходит развитие экологических установок личности, коррекция целей взаимодействия ребенка с природными объектами, обучение умениям и навыкам такого взаимодействия, расширение индивидуального экологического пространства. Упражнения развивают также исследовательские умения.
Метод экологических проектов - способ обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. (исследовательские, игровые, творческие, информативные).
Виды наблюдений.
В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы. Выделяют следующие виды наблюдений:
В процессе ознакомления дошкольников с природой исполь-уются следующие виды наблюдений:
I. По характеру познавательных задач:
1. Распознающие /анализирующие/ (используются во всех возрастных группах; в ходе этого наблюдения отмечается, что представляет собой объект непосредственно в момент наблюдения).
2. За развитием и изменением (средний, старший возраст, например, наблюдения за посадкой лука, редиса).
3. Воссоздающие (старший, дошкольный возраст, в ходе этого наблюдения надо по части воссоздать целое, например, по листу узнать дерево).
II. По цели:
1. Первичное
во всех возрастных группах
2.Вторичное
3. Итоговое - в старшем возрасте.
III. По длительности:
1. Эпизодические - преимущественно в младшем возрасте.
2. Длительные - средний, старший, дошкольный возраст.
IV. По степени самостоятельности:
1. Под руководством воспитателя (во всех возрастных груп-пах).
2. Самостоятельные (старший, дошкольный возраст).
V. По организации детей:
1. Индивидуальные.
2. Групповые.
3. Фронтальные.
VI. По планированию:
1. Плановые.
2. По инициативе детей.
VII. По объектам наблюдения:
1. За объектами и явлениями природы.
2. За трудом взрослых и детей в природе.
Фронтальными называются такие наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.
Подвижные игры.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе используют не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.
Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила, определяются движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия, исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.
С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях
Игра "Змейка" (бег с препятствиями, координация движений) Игра "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание) Игра "Лягушки" (прыжки)
Экологическая сказка.
Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологические сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления о природе. Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.
Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
К таким произведениям относятся сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Корноушка» Э. Сетон-Томпсона; «Русачёк», «Подземный путешественник» Н. Романовой и другие. Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Методы формирования экологических знаний
Наблюдение - это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Цель: установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения объектов природы, причин изменения и развития окружающих объектов, сезонных явлений.
Рассказ - последовательное, повествовательное изложение познавательной информации. Рассказ применяется в тех случаях, когда изучаемый материал мало знаком детям, когда они не могут принять активного участия в его обсуждении. Рассказ используется в процессе наблюдений, при постановке опытов, при знакомстве с устройством и принципом работы приборов, во время проведения экскурсий.
Беседа - вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации познавательной деятельности детей в процессе приобретения новых знаний (способов действий) или повторения и закрепления полученных ранее. Суть ее состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов побудить детей к актуализации и усвоению знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа служит средством диагностики усвоенных знаний и умений, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Демонстрация - метод обучения, который связан с показом натуральных объектов - живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, и служит для ознакомления детей с внешним видом природных объектов, изучения их свойств и внешних проявлений, раскрытия динамики изучаемых явлений. Она позволяет значительно оживить и активизировать познавательный процесс.
Метод иллюстраций связан с использованием изобразительных пособий - рисунков, карт, фотографий, схем, репродукций, моделей, макетов, таблиц и способствует выявлению сущности предметов и явлений, установлению взаимосвязей между ними, теоретическому обоснованию природных явлений. Он активизирует процесс мышления, облегчает процесс формирования понятий.
Познавательные игры. Игра - активный метод обучения, суть которого в освоении информации, деятельности, социальной роли через особую имитационную форму ее трансформации.
Методы формирования субъективного отношения к природе:
Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения»в образы животных, растений, действия от их имени. Большую опору в поиске приёмов «вживания в образ» можно получить, обращаясь к фольклору - народным сказкам, песням, загадкам.
Метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам. Эмпатия - способ постижении эмоционального состояния другого человека, предмета, явления, путем соотнесения, проникновения, уподобления, вчувствования.
Диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности.
Методы формирования практических видов:
Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержательным, творческим, интересным, научить детей самостоятельнорешать трудовые задачи.
Экологические упражнения - постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой. В процессе упражнений с природными материалами происходит развитие экологических установок личности, коррекция целей взаимодействия ребенка с природными объектами, обучение умениям и навыкам такого взаимодействия, расширение индивидуального экологического пространства. Упражнения развивают также исследовательские умения.
Метод экологических проектов - способ обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. (исследовательские, игровые, творческие, информативные).