Яковлева Галина Владимировна
Яковлева Галина Владимировна
Вопросы для диагностики экологической образованности
Детей младшего дошкольного возраста
I блок - сведения о домашних животных
1. Каких домашних животных ты знаешь?
2. Предложить ребенку из нескольких картинок выбрать знакомых домашних животных.
3. Чем покрыто тело домашних животных? (на конкретном примере)
4. Какого цвета шерсть?
5. Какая она на ощупь?
6. Как передвигается домашнее животное? (или С помощью чего передвигается?)
7. Чем отличаются лапки кошки от ног коровы?
8. Кто как кричит?
9. Какими словами можно сказать о кошке, собаке, корове и т.д.?
10. Чем питается домашнее животное? (конкретное)
11. Кто кормит кошку, собаку, корову?
12. Как еще человек ухаживает за домашними животными?
Сведения о растениях
1. Как ты думаешь, это дерево или цветок? (предлагаются ребенку предметные картинки)
2. Чем отличается дерево от куста?
3. Чем отличается куст от других растений?
4. Чем отличается трава от других растений?
5. Чем отличается цветок от других растений?
6. Какие цветы ты знаешь?
7. Для чего человеку нужны растения?
8. Что нужно для того, чтобы растения росли?
9. Что будет, если растение не поливать?
10. Живое ли растение?
11. Как догадался, что растение живое?
Сведения о диких животных
1. Каких диких животных ты знаешь?
2. Предложить ребенку из серии картинок выбрать те, где изображены дикие животные.
3. Чем покрыто тело диких животных?
4. Какого цвета бывает шерсть у диких животных?
5. Как передвигается медведь? Заяц? Лиса? Волк?
6. Что есть на лапах у диких животных?
7. Чем питаются дикие животные?
8. Где они добывают себе пищу?
II блок – среда обитания
1. Какие разные животные живут на земле?
2. Какие растения растут на земле?
3. Какие животные живут в воде?
4. Каких обитателей воздуха ты знаешь?
5. Каких птиц ты знаешь?
6. Каких насекомых ты знаешь?
7. Почему заяц летом серый, а зимой белый?
8. Каким становится мех лисы, зайца, белки, волка зимой?
9. Как зимуют медведь, еж, барсук?
10. Как другие звери готовятся к зиме?
Приспособление растений
1. Как деревья готовятся к зиме?
2. Что случилось с травой с наступлением холодов?
3. Почему исчезли цветы с нашей клумбы?
III блок – экосистемы
Размножение животных и птиц
1. Как называют детенышей кошки? Собаки? Коровы? Лошади?
2. Как называют детенышей лисы? Зайчихи? Волчицы?
3. Как называют детенышей курицы? Утки? Индюка?
4. Чем животные и птицы кормят своих детенышей?
5. Как называется это растение?
6. Что будет, если растение не поливать?
7. Каких насекомых ты знаешь?
IV блок – сообщества
1. Кто живет в лесу?
2. Какие растения леса ты знаешь?
3. Какие овощи растут на грядках в огороде?
V блок – отношение к природе
1. Почему ты любишь бывать на природе (в лесу, в парке, на озере)?
2. Как ты помогаешь природе?
3. Как нужно вести себя на природе, чтобы не погубить все живое?
4. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
5. Что нужно для того, чтобы не погибали животные?
Дополнение к инструментарию по оцениванию
Инструментарий оценивания экологической образованности детей
Вопросы для диагностики экологической образованности детей
Старшего дошкольного возраста
I блок - сведения о домашних животных
1. Каких домашних животных ты знаешь?
2. Предложить ребенку из нескольких картинок выбрать домашних животных. Почему ты выбрал именно этих животных?
3. Чем покрыто тело домашних животных?
4. Какого цвета шерсть?
5. Какая она на ощупь?
6. Чем отличаются домашние животные друг от друга?
7. Как передвигаются домашние животные?
8. Чем отличается лапка кошки от ноги коровы?
9. Кто как кричит?
10. Какими словами можно сказать о домашнем животном (конкретном), какой он?
11. Чем питается домашнее животное (конкретное)?
12. Кто кормит домашних животных?
13. Как еще человек ухаживает за домашними животными?
Сведения о растениях
1. Как ты думаешь, это дерево или куст?
2. Чем отличается дерево от других растений?
3. Чем отличается куст от других растений?
4. Чем отличается трава от других растений?
5. Чем отличается цветок от других растений?
6. Какие деревья ты знаешь?
7. Какие кустарники растут на территории детского сада?
8. Какие цветы ты знаешь?
9. Для чего человеку нужны растения?
10. Можно ли назвать цветок травянистым растением?
11. Что нужно, чтобы растения росли и развивались?
12. Живое ли растение? Как это можно доказать?
Сведения о диких животных
1. Каких диких животных ты знаешь?
2. Выбери из предложенных картинок только диких животных.
3. Чем покрыто тело дикого животного?
4. Какого цвета шерсть бывает у дикого животного (на конкретном примере).
5. Какая на ощупь шерсть?
6. Чем отличаются дикие животные друг от друга?
7. Как передвигаются дикие животные (на конкретном примере)?
8. Почему птица летает, а заяц не может летать?
9. Где дикие животные находят себе пищу?
II блок – среда обитания
I. Вода:
1) Где могут жить животные, растения и рыбы?
2) Где может жить вода?
II. Земля и ее обитатели:
1) Какие животные живут на земле?
2) Какие растения растут на земле?
III. Вода и ее обитатели:
1) Какие животные могут жить в воде?
2) Какие растения живут в воде?
IV. Воздух и его обитатели:
1) Каких обитателей воздуха ты знаешь? (птицы и насекомые)
2) Каких птиц ты знаешь?
3) Каких насекомых ты знаешь?
V. Приспособление к среде обитания:
1) Как дикие животные приспособились к жизни в лесу?
VI. Приспособление растений:
1) Как ты понимаешь «этажи леса»?
2) Почему деревья в лесу такие высокие, а трава низкая?
3) Почему низкая трава может жить в тени деревьев?
4) Как называют растения, которые очень любят свет и растут только на освещенных солнцем участках леса?
5) Как называют растения, которые могут расти в тени
VII. Сезонные изменения в приспособлении животных:
1) Почему заяц летом серый, а зимой белый?
2) Каким становится мех белки, лисы, волка с наступлением зимы?
3) Как зимуют медведь, еж, барсук?
4) Почему они так зимуют?
5) Как другие звери готовятся к зиме?
VIII. Приспособление растений:
1) Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
2) Почему это происходит?
3) Как растения готовятся к зиме?
III блок - экосистемы
II. Размножение животных и птиц:
1) Назовите детенышей домашних животных.
2) Назовите детенышей диких животных.
3) Назовите детенышей домашних птиц.
4) Чем взрослые животные и птицы кормят своих детенышей?
III. Размножение растений:
1) Как можно получить новые растения?
2) Что нужно, чтобы растение росло и развивалось?
IV. Размножение насекомых:
2) Каких насекомых ты знаешь?
3) Как появляются насекомые (бабочка, муравьи, лягушка)?
IV блок - сообщества
1. Кто живет в лесу?
2. Какие лесные растения ты знаешь?
3. Кто живет на лугу?
4. Какие луговые растения ты знаешь?
5. Каких обитателей водоема ты знаешь?
6. Чем отличается лес от парка?
7. Какие растения люди высаживают в парках?
8. Зачем нужны в городах парки?
9. Какие огородные растения ты знаешь? (культурные и сорные)
Трудовых компетенций
Для организации индивидуальной работы с детьми, выявления уровня имеющихся у детей трудовых компетенций педагогу необходим специальный инструментарий. На сегодняшний день педагогическая теория не располагает инструментальным обеспечением оценивания трудовых компетенций ребенка дошкольного возраста. Автором в рамках экспериментальной работы было создан и апробирован такой инструментарий. В содержание инструментария вошли карты оценивания трудовых компетенций детей всех возрастных групп. В содержание карты включены признаки компетенций детей по трудовому воспитанию и описание возможных уровней развития этих компетенций. В содержании трудовых компетенций описаны специальные и общетрудовые умения. Для воспитателя даны описания каждого из возможных уровней: оптимальный, достаточный, критический, недопустимый. На основании соотнесения выявленных компетенций ребенка с предложным описанием уровня педагог определяет этот уровень. Далее строится коррекционная и индивидуальная работа по устранению имеющихся у ребенка проблем в освоении трудовых компетенций.
Инструкция для эксперта
Уважаемый эксперт! Пользуясь предложенной экспертной картой оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста, оцените степень выраженности каждой трудовой компетенции ребенка, перечень которых дан в столбце № 1 (бланк 1) и отметьте уровень соответствующим цветным кружком на бланке №3 напротив фамилии каждого ребенка по горизонтали.
Предложенные вопросы для обследования (приложение № 4) помогут Вам объективно оценить уровень трудовых компетенций ребенка дошкольного возраста.
Бланк 1
Карта оценивания уровня трудовых компетенций у детей второй младшей группы
№ п/п | Признаки компетенций детей по трудовому воспитанию | Возможные уровни выраженности признака | |||
Оптимальный | Достаточный | Критический | Недопустимый | ||
1. | Знание детьми профессий взрослых, работающих в детском саду (воспитатель, музыкальный руководитель, помощник воспитателя, воспитатель по ИЗО, инструктор по ф/к) | Специальные умения: Ребенок знает, что в д/с делает воспитатель и т. д, отвечает на вопросы о значимости труда каждого из перечисленных взрослых. С помощью вопросов взрослого может объяснить, зачем нужны эти профессии, составив простейший описательный рассказ. Понимание значения каждой профессии. Использование знаний о профессиях взрослых в д/с в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. | Специальные умения: Правильно называет профессию взрослого в д/с, её значение для организации жизни детей. При помощи вопросов взрослого объясняет их обязанности, определяет, как можно помочь человеку этой профессии со стороны детей (убрать игрушки на место, вымыть кубики, полить цветы, расставить столовые приборы) Не может связно рассказать о значении профессии взрослого в д/с. | Специальные умения: Называет объект, знает его профессиональные обязанности (воспитатель играет и занимается с детьми, инструктор по ф/к занимается зарядкой и упражнениями, помощник воспитателя – приносит еду, убирает в группе, помогает детям одеваться на прогулку), понимает назначение каждой профессии взрослого в д/с. Но не может рассказать о значении каждой профессии, выделив самое главное. Редко использует знания о профессиях взрослых в д/с в самостоятельной сюжетно-ролевой игре | Специальные умения: Знает объект, но не может без наводящих вопросов взрослого назвать его обязанности. Не называет и не знает значимость каждой из профессий взрослых для организации жизни детей в детском саду. |
2. | КГН и навыки самообслуживания | Ребенок самостоятельно следит за опрятностью во внешнем виде. Правильно и аккуратно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой. Умеет пользоваться зубной щеткой. Своевременно использует носовой платок. Аккуратен во время еды, умело пользуется столовыми приборами. | Ребенок следит за опрятностью во внешнем виде после напоминания взрослого. Правильно и аккуратно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, но не всегда делает это качественно. Умеет пользоваться зубной щеткой. Пользуется носовым платком после напоминания взрослого Аккуратен во время еды, умело пользуется столовыми приборами. | Ребенок не всегда следит за опрятностью во внешнем виде, только после напоминания взрослого. Моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, но не всегда делает это качественно и самостоятельно. Пользуется носовым платком после напоминания взрослого Недостаточно аккуратен во время еды, неумело пользуется столовыми приборами (вилкой). | Ребенок не всегда следит за опрятностью во внешнем виде, даже после напоминания взрослого. Ждет со стороны взрослого помощи. Неуверенно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, не всегда делает это качественно и самостоятельно. Редко пользуется носовым платком даже после напоминания взрослого Недостаточно аккуратен во время еды, неумело пользуется столовыми приборами (вилкой). |
3. | Дежурства | Ребенок понимает схематическое изображение последовательности дежурства, самостоятельно раскладывает ложки, хлебницы и тарелки в определенной последовательности, аккуратно, по количеству детей. Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного. | С небольшой помощью взрослого проговаривает последовательность накрывания на стол (сначала в цент ставится хлебница и подставка с салфетками, затем раскладываются тканевые салфетки для каждого ребенка, тарелки и ложки с правой стороны). Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного. | Действует по подсказке взрослого или сверстника при выполнении обязанностей дежурного, с трудом рассказывает о последовательности выполнения действий по предложенной модели, не уверен в своем правильном поведении, действует вслед за справившимся сверстником, ждет одобрения или подсказки | Неуверен в своих действиях по дежурству по столовой, не знает содержания предложенной модели последовательности действий дежурных, теряется в нестандартной ситуации (чужой взрослый спрашивает о том, чем он занят), действует только после подсказки. |
4. | Хозяйственно-бытовой труд | Ребенок вполне самостоятельно выполняет поручения взрослых: убирает игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собирает листья и мусор, обметает скамейки от снега и песка. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках. По собственной инициативе старается помочь взрослому (убрать посуду со стола, собрать в подставки кисточки после занятия, собрать после еды салфетки). | Ребенок выполняет поручения взрослых: убирает игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собирает листья и мусор, обметает скамейки от снега и песка, но не всегда самостоятельно и последовательно. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках. Помогает взрослому (убрать посуду со стола, собрать в подставки кисточки после занятия, собрать после еды салфетки). | Ребенок не проявляет желания и активности при выполнении поручений взрослых: убрать игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собрать листья и мусор, обмести скамейки от снега и песка. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках. Ребенок не самостоятелен. | Ребенок безынициативен при выполнении поручений взрослых: убрать игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собрать листья и мусор, обмести скамейки от снега и песка. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках, но не всегда последовательно и качественно. Ребенок не самостоятелен. |
5. | Труд в природе | Ребенок с интересом и желанием участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. Может по модели рассказать последовательность выполнения ряда трудовых действий: последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян, осторожно и тщательно протирает крупные листья растений. Проявляет некоторую самостоятельность в осуществлении труда в природе. | Ребенок участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. Может по модели рассказать последовательность выполнения ряда трудовых действий: последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян, осторожно и тщательно протирает крупные листья растений. Проявляет некоторую самостоятельность в осуществлении труда в природе. | Ребенок без интереса и желания участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. С трудом по модели рассказывает о последовательности выполнения ряда трудовых действий: последовательности ухода за растениями, посадки крупных семян. При помощи взрослого и при его наблюдении протирает крупные листья растений. Не проявляет самостоятельность в осуществлении труда в природе. | Ребенок без интереса и желания участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. С трудом даже при помощи по модели рассказывает о последовательности выполнения ряда трудовых действий. Без видимых объективных причин отказывается от выполнения поручений взрослого. При помощи взрослого и при его наблюдении протирает крупные листья растений. Не проявляет самостоятельность в осуществлении труда в природе. |
6. | Знание ребенком стихов, загадок и пословиц о труде взрослых и предметах для труда | Знает достаточное количество стихов, загадок, пословиц в соответствии с программой и календарным планом, уверенно, громко и четко их декламирует, оказывает помощь при рассказывании другим детям | Знает стихи, загадки, пословицы, но не в полном объеме. Читает громко и выразительно, отвечает на вопросы по содержанию стихотворения | Усвоенный объем стихов, загадок, пословиц меньше, ребенок затрудняется в декламации, ждет подсказки со стороны взрослого | Очень малый объем стихов, загадок и пословиц, освоенный ребенком. Слабо знает содержание стихов, рассказывает вяло, вслед за взрослым или сверстником |
7. | Использование полученных знаний о труде взрослых в дидактических играх | Самостоятельно использует полученные знания в дидактической игре, помогает выполнять правила игр по трудовому процессу ( «Кому нужны эти предметы», «Разложи по парам», «Доктор Айболит») сверстникам | Знаний о трудовых процессах достаточно, но ребенок по собственной инициативе редко организует такого рода игры и использует эти знания в дидактической игре | Ребенок не уверен в собственных знаниях о трудовых процессах, использует эти знания с подсказки взрослого, ждет одобрения в своих действиях | Действует в дидактической игре только при напоминании или после подсказки взрослого |
8. | Использование знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевой игре | Ребенок самостоятельно использует полученные ранее знания в сюжетно-ролевой игре «Музыкальное занятие», «Детский сад», Магазин», «Больница», «Кухня», ведет игровые диалоги. | Сюжетно-ролевую игру «Детский сад», «Музыкальное занятие» чаще организует при помощи взрослого или включается в игру других детей. Знания о профессиональных действиях взрослого использует в игре самостоятельно, уверенно, достаточно грамотно | В сюжетно-ролевую игру «Детский сад или «Музыкальное занятие» включается только во второстепенной роли, действует при напоминании или при подсказке взрослого, неуверенно использует ранее полученные знания | Не использует ранее полученные знания о профессиях взрослых в детском саду в сюжетно-ролевой игре. Игровые действия не развернутые |
9. | Общетрудовые умения | Понимает и принимает цель, поставленную взрослым в труде (покорить голодных рыбок), положительно настроен на труд, при помощи взрослого отбирает необходимые инструменты и оборудование для труда, наводит порядок на рабочем месте (вешает на крючок фартук после дежурства, и т.п.) | Понимает и принимает цель, поставленную взрослым в труде (покорить голодных рыбок), но не всегда положительно настроен на труд, при помощи взрослого отбирает необходимые инструменты и оборудование для труда, только после напоминания наводит порядок на рабочем месте (вешает на крючок фартук после дежурства, и т.п.) | Не всегда понимает и принимает цель, поставленную взрослым в труде (покорить голодных рыбок), но не всегда положительно настроен на труд, при помощи взрослого отбирает необходимые инструменты и оборудование для труда, не наводит порядок на рабочем месте (вешает на крючок фартук после дежурства, и т.п.) | : Не всегда понимает и принимает цель, поставленную взрослым в труде (покорить голодных рыбок), но не всегда положительно настроен на труд, при помощи взрослого отбирает необходимые инструменты и оборудование для труда, не наводит порядок на рабочем месте (не вешает на крючок фартук после дежурства и т.п.), часто отказывается от выполнения трудовых поручений |
Бланк № 3
Результаты оценивания трудовых компетенций детей младшей группы
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Знание детьми профессий взрослых, работающих в детском саду | КГН и навыки самообслуживания | Дежурства | Хозяйственно-бытовой труд | Труд в природе | Знание ребенком стихов, загадок и пословиц о труде взрослых и предметах для труда |
УРОВЕНЬ компетенций | Оптимальный – Достаточный – Критический – Недопустимый - | Оптимальный – Достаточный – Критический – Недопустимый - | Оптимальный – Достаточный – Критический – Недопустимый - | Оптимальный – Достаточный – Критический – Недопустимый - | Оптимальный – Достаточный – Критический – Недопустимый - | Оптимальный – Достаточный – Критический – Недопустимый - |
Карта оценивания уровня трудовых компетенций детей средней группы
№ п/п | Признаки компетенций детей по трудовому воспитанию | Возможные уровни выраженности признака | |||
Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Критический уровень | Недопустимый уровень | ||
Знание детьми профессий взрослых (продавец, повар, врач, парикмахер, учитель) | Специальные умения: Ребенок знает, чем занимается на работе каждый из перечисленных взрослых. С помощью вопросов взрослого может объяснить, зачем нужны эти профессии, составив простейший описательный рассказ. Понимает значение каждой из перечисленных профессий. Использует знания о профессиях взрослых в д/с в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, передавая последовательно их трудовые действия. | Специальные умения: Правильно называет перечисленные профессии взрослых их значение в жизни других людей. При помощи вопросов взрослого объясняет их обязанности, определяет, как можно помочь человеку этой профессии со стороны детей (убрать игрушки на место, вымыть кубики, полить цветы, расставить столовые приборы) Не может связно рассказать о значении профессии взрослого в д/с. Использует знания о профессиях взрослых в д/с в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, передавая последовательно их трудовые действия. | Специальные умения: Называет профессии с опорой на иллюстративный материал, знает профессиональные обязанности (воспитатель играет и занимается с детьми, инструктор по ф/к занимается зарядкой и упражнениями, помощник воспитателя – приносит еду, убирает в группе, помогает детям одеваться на прогулку, продавец продает покупателям необходимые продукты и вещи, парикмахер стрижет взрослых и детей, врач – лечит больных, выписывает рецепты), понимает назначение каждой профессии взрослого. Но не может рассказать о значении каждой профессии, выделив самое главное. Редко использует знания о профессиях взрослых в д/с в самостоятельной сюжетно-ролевой игре | Специальные умения: С опорой на иллюстративный материал называет профессии взрослых, но не может без наводящих вопросов взрослого назвать их обязанности. Не называет и не знает значимость каждой из профессий взрослых для организации жизни детей в детском саду. По предложению воспитателя использует знания о профессиях взрослых в самостоятельной сюжетно-ролевой игре | |
КГН и навыки самообслуживания | Ребенок самостоятельно следит за опрятностью во внешнем виде. Правильно и аккуратно моет руки и лицо по мере необходимости, пользуется мылом, полотенцем, расческой. Умеет пользоваться зубной щеткой. Своевременно использует носовой платок. Аккуратен во время еды, умело пользуется столовыми приборами, использует салфетки по необходимости и по окончанию еды. | Ребенок следит за опрятностью во внешнем виде после напоминания взрослого. Правильно и аккуратно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, но не всегда делает это качественно. Умеет пользоваться зубной щеткой. Пользуется носовым платком после напоминания взрослого Аккуратен во время еды, умело пользуется столовыми приборами, салфеткой пользуется чаще после напоминания взрослого. | Ребенок не всегда следит за опрятностью во внешнем виде, только после напоминания взрослого. Моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, но не всегда делает это качественно и самостоятельно. Пользуется носовым платком после напоминания взрослого Недостаточно аккуратен во время еды, неумело пользуется столовыми приборами (вилкой). салфеткой пользуется чаще после напоминания взрослого. | Ребенок не всегда следит за опрятностью во внешнем виде, даже после напоминания взрослого. Ждет со стороны взрослого помощи. Неуверенно моет руки и лицо, пользуется мылом, полотенцем, расческой, не всегда делает это качественно и самостоятельно. Редко пользуется носовым платком даже после напоминания взрослого Недостаточно аккуратен во время еды, неумело пользуется столовыми приборами (вилкой). | |
Дежурства | Ребенок понимает схематическое изображение последовательности дежурства и выполняет эту последовательность в ходе дежурства, самостоятельно раскладывает ложки, вилки, ножи, хлебницы и тарелки в определенной последовательности, аккуратно, по количеству детей. Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного. При подготовке к занятию раскладывает карандаши, пособия, кисти, краски и убирает их после занятия в специально отведенное место. Доводит начатое дело до конца. | С небольшой помощью взрослого проговаривает последовательность накрывания на стол (сначала в цент ставится хлебница и подставка с салфетками, затем раскладываются тканевые салфетки для каждого ребенка, тарелки и ложки с правой стороны). Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного. При подготовке к занятию раскладывает карандаши, пособия, кисти, краски и убирает их после занятия в специально отведенное место. Но не всегда доводит начатое дело до конца. | Действует по подсказке взрослого или сверстника при выполнении обязанностей дежурного, с трудом рассказывает о последовательности выполнения действий по предложенной модели, не уверен в своем правильном поведении, действует вслед за справившимся сверстником, ждет одобрения или подсказки. По поручению взрослого и под его контролем (или с его помощью) готовит необходимые предметы для занятия. Не всегда доводит начатое дело до конца. | Неуверен в своих действиях по дежурству по столовой, не знает содержания предложенной модели последовательности действий дежурных, теряется в нестандартной ситуации (чужой взрослый спрашивает о том, чем он занят), действует только после подсказки. По поручению взрослого и под его контролем (или с его помощью) готовит необходимые предметы для занятия. Не всегда доводит начатое дело до конца. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Ребенок самостоятельно поддерживает порядок в групповой комнате: убирает игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собирает листья и мусор, обметает скамейки от снега и песка; с помощью наглядной модели стирает кукольное бельё, протирает пыль со стульев и столов. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках. По собственной инициативе старается помочь взрослому (убрать посуду со стола, собрать в подставки кисточки после занятия, собрать после еды салфетки). | Ребенок выполняет поручения взрослых: убирает игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собирает листья и мусор, обметает скамейки от снега и песка, но не всегда самостоятельно и последовательно. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках. С помощью наглядной модели стирает кукольное бельё, протирает пыль со стульев и столов. По просьбе взрослого помогает взрослому (убрать посуду со стола, собрать в подставки кисточки после занятия, собрать после еды салфетки). | Ребенок не проявляет желания и активности при выполнении поручений взрослых: убрать игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собрать листья и мусор, обмести скамейки от снега и песка. Под контролем и по поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках. Ребенок не самостоятелен. | Ребенок безынициативен при выполнении поручений взрослых: убрать игрушки на свои места, коробки с карандашами после занятия, собрать листья и мусор, обмести скамейки от снега и песка. По поручению взрослого наводит порядок в игровых уголках, но не всегда последовательно и качественно. Ребенок не самостоятелен. | |
Труд в природе | Ребенок с интересом и желанием участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. Может по модели рассказать последовательность выполнения ряда трудовых действий: последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян, осторожно и тщательно протирает крупные листья растений. Проявляет самостоятельность в осуществлении труда в природе. Ребенок с интересом участвует в посадке «огорода на окне», с помощью наглядной модели сажает семена овощных и цветочных культур, в пересадке комнатных растений. Участвует в работе на огороде (поливает грядки, рыхлит почву, собирает урожай). Активен в уборке инвентаря. | Ребенок участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. Может по модели рассказать последовательность выполнения ряда трудовых действий: последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян, осторожно и тщательно протирает крупные листья растений. Проявляет самостоятельность в осуществлении труда в природе, но не всегда доводит начатое дело до конца. | Ребенок без интереса и желания участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. С трудом по модели рассказывает о последовательности выполнения ряда трудовых действий: последовательности ухода за растениями, посадки крупных семян. При помощи взрослого и при его наблюдении протирает крупные листья растений. Не проявляет самостоятельности в осуществлении труда в природе. Не доводит начатое дело до конца. | Ребенок без интереса и желания участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке. С трудом даже при помощи по модели рассказывает о последовательности выполнения ряда трудовых действий. Без видимых объективных причин отказывается от выполнения поручений взрослого. Только при помощи взрослого и при его наблюдении протирает крупные листья растений. Не проявляет самостоятельность в осуществлении труда в природе. | |
Знание ребенком стихов, загадок и пословиц о труде взрослых и предмет Наши рекомендации
|