Статья 18. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

1. удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

2. содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

3. повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

4. создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Статья 19. Принципы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Статья 20. Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

обязательной сертификации.


Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в российской федерации

ФЗ об охране окр среды

Оценка воздействия на окружа­ющую среду (ОВОС) представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планиру­емой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществле­ния. Обязательность ОВОС при принятии решений об осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности является одним из законодательно закрепленных принципов охраны окружающей среды. Деятельность но оценке воздействия является для России относительно новой. Предписание об обязательности представления в составе материалов для государственной экологической экспертизы документов об ОВОС было установлено в 1995 г. Федеральным зако­ном «Об экологической экспертизе».

Целями ОВОС является выявление и анализ всех воз­можных воздействий намечаемой деятельности на окру­жающую среду, а также прогнозирование и оценка измене­ний окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления наме­чаемой деятельности. Данная процедура позволяет не до­пустить введение в действие объектов с нарушением эколо­гического законодательства.

Проведение ОВОС необходимо на всех этапах подго­товки проектной документации. Оценку проводит либо сам субъект намечаемой хозяйственной деятельности (за­казчик), либо для ее проведения может привлекаться тре­тье лицо (исполнитель). Объектами являются проекты хо­зяйственной и иной деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат представлению на государ­ственную экологическую экспертизу или на государствен­ную экспертизу проектной документации и результатов ин­женерных изысканий.

Правовое регулирование оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду осуществляется Зако­ном об охране окружающей среды (ст. 32), где зафиксирова­ны общие нормы об обязательности ее проведения, а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен- ной и иной деятельности на окружающую среду, утвержден­ным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.

Проведение ОВОС основано на следующих принципах:

— обязательность проведения ОВОС при планировании хозяйственной и иной деятельности;

— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность рассмотрения хозяйствующим субъ­ектом альтернативных вариантов достижения целей наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности, включая отказ от таковой;

— обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС. Лицо, осуществля­ющее ОВОС (заказчик либо исполнитель), обязан прово­дить мероприятия по информированию общественности о намечаемой деятельности и проведении оценки.

При проведении ОВОС при необходимости обсужда­ются:

— намечаемый проект;

— достоверность и научная обоснованность материалов, включаемых в материалы по оценке воздействия;

— обязанность заказчика предоставить всем участникам ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации;

— учет положений Европейской экологической конвен­ции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, если намечаемая хозяйствен­ная и иная деятельность может иметь трансграничное воз­действие.

Порядок проведения оценки воздействия на окружа­ющую среду. В соответствии с Положением об оценке воз­действия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности ее проведение проходит в следующем порядке.

1. Предварительная оценка и составление технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС. При предварительной оценке заказчик документирует информацию о намечаемой деятельности, включая цель ее реализации и сроки осуществления, соответствие территориальным и отраслевым программам, предполагаемое место размещения объекта, а также о состоянии окружающей среды, возможном воз­действии на нее при реализации намечаемой деятельности.

В ходе предварительной оценки заказчик (исполнитель):

— информирует общественность о планируемой хозяй­ственной деятельности. Информация публикуется в офи­циальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов, по которым затем будет проводиться государственная экологическая экспертиза федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ (в отношении объектов государствен­ной экологической экспертизы уровня субъекта РФ) и орга­нов местного самоуправления, на территории которых наме­чается реализация объекта, а также на территории которых намечаемая деятельность может оказать воздействие;

— производит предварительную оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, включая анализ намечаемой деятельности, оценку состояния терри­тории, возможное воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду;

— определяет круг участников предстоящей процедуры ОВОС.

2) На основании предварительной оценки составляют ТЗ. ТЗ рассылают участникам процесса ОВОС, оно доступ­но для общественности в течение всего времени ее прове­дения.

3) На основании предварительной оценки и ТЗ прово­дят саму оценку воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В ходе ОВОС заказчик (исполнитель):

— определяет характеристики намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности и возможные ее альтернативы (в том числе отказ от нее);

— анализирует состояние территории, на которую может оказать воздействие намечаемая хозяйственная и иная дея­тельность;

— выявляет возможное воздействие проекта на окружа­ющую среду и оценивает его;

— определяет мероприятия, посредством которых бу­дет возможно уменьшение, смягчение или предотвраще­ние негативного воздействия, оценивает их эффективность и возможности реализации;

— ­разрабатывает предложения по программе экологиче­ского мониторинга и контроля на всех этапах реализации проекта;

— в завершение готовит предварительный вариант мате­риалов по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности.

4. Субъект хозяйственной деятельности или испол­нитель ОВОС представляет предварительный вариант материалов оценки для ознакомления общественности. Материалы должны быть представлены не менее чем за две недели до окончания общественных обсуждений. Принятие от граждан и общественных организаций пись­менных замечаний и предложений, документирование этих предложений и приложение их к материалам по ОВОС осуществляется заказчиком в течение 30 дней после окон­чания общественных обсуждений.

5. С учетом поступивших замечаний и предложений со­ставляется окончательный вариант материалов (комплекта документов) ОВОС. Заказчик обеспечивает доступ обще­ственности к окончательному варианту материалов в тече­ние всего срока с момента утверждения последнего и до при­нятия решения о реализации намечаемой деятельности.

К сожалению, в настоящее время процедура ОВОС в ряде случаев является всего лишь формальной процеду­рой. Многие нормы Положения являются декларативными. При этом нередки случаи, когда ОВОС не проводится над­лежащим образом, что затем порождает у заказчика пробле­мы при представлении документации на государственную экологическую экспертизу или государственную экспер­тизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Материалы оценки воздействия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду являются обязательной составной частью документации, представ­ляемой заказчиком на экологическую экспертизу.

Наши рекомендации