Статья 18. Цели подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
1. удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
2. содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
3. повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
4. создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Статья 19. Принципы подтверждения соответствия
1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
· защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Статья 20. Формы подтверждения соответствия
1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
обязательной сертификации.
Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в российской федерации
ФЗ об охране окр среды
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности является одним из законодательно закрепленных принципов охраны окружающей среды. Деятельность но оценке воздействия является для России относительно новой. Предписание об обязательности представления в составе материалов для государственной экологической экспертизы документов об ОВОС было установлено в 1995 г. Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Целями ОВОС является выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, а также прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемой деятельности. Данная процедура позволяет не допустить введение в действие объектов с нарушением экологического законодательства.
Проведение ОВОС необходимо на всех этапах подготовки проектной документации. Оценку проводит либо сам субъект намечаемой хозяйственной деятельности (заказчик), либо для ее проведения может привлекаться третье лицо (исполнитель). Объектами являются проекты хозяйственной и иной деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат представлению на государственную экологическую экспертизу или на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Правовое регулирование оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду осуществляется Законом об охране окружающей среды (ст. 32), где зафиксированы общие нормы об обязательности ее проведения, а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен- ной и иной деятельности на окружающую среду, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.
Проведение ОВОС основано на следующих принципах:
— обязательность проведения ОВОС при планировании хозяйственной и иной деятельности;
— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
— обязательность рассмотрения хозяйствующим субъектом альтернативных вариантов достижения целей намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая отказ от таковой;
— обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС. Лицо, осуществляющее ОВОС (заказчик либо исполнитель), обязан проводить мероприятия по информированию общественности о намечаемой деятельности и проведении оценки.
При проведении ОВОС при необходимости обсуждаются:
— намечаемый проект;
— достоверность и научная обоснованность материалов, включаемых в материалы по оценке воздействия;
— обязанность заказчика предоставить всем участникам ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации;
— учет положений Европейской экологической конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие.
Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду. В соответствии с Положением об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности ее проведение проходит в следующем порядке.
1. Предварительная оценка и составление технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС. При предварительной оценке заказчик документирует информацию о намечаемой деятельности, включая цель ее реализации и сроки осуществления, соответствие территориальным и отраслевым программам, предполагаемое место размещения объекта, а также о состоянии окружающей среды, возможном воздействии на нее при реализации намечаемой деятельности.
В ходе предварительной оценки заказчик (исполнитель):
— информирует общественность о планируемой хозяйственной деятельности. Информация публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов, по которым затем будет проводиться государственная экологическая экспертиза федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ (в отношении объектов государственной экологической экспертизы уровня субъекта РФ) и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта, а также на территории которых намечаемая деятельность может оказать воздействие;
— производит предварительную оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, включая анализ намечаемой деятельности, оценку состояния территории, возможное воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду;
— определяет круг участников предстоящей процедуры ОВОС.
2) На основании предварительной оценки составляют ТЗ. ТЗ рассылают участникам процесса ОВОС, оно доступно для общественности в течение всего времени ее проведения.
3) На основании предварительной оценки и ТЗ проводят саму оценку воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В ходе ОВОС заказчик (исполнитель):
— определяет характеристики намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможные ее альтернативы (в том числе отказ от нее);
— анализирует состояние территории, на которую может оказать воздействие намечаемая хозяйственная и иная деятельность;
— выявляет возможное воздействие проекта на окружающую среду и оценивает его;
— определяет мероприятия, посредством которых будет возможно уменьшение, смягчение или предотвращение негативного воздействия, оценивает их эффективность и возможности реализации;
— разрабатывает предложения по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации проекта;
— в завершение готовит предварительный вариант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности.
4. Субъект хозяйственной деятельности или исполнитель ОВОС представляет предварительный вариант материалов оценки для ознакомления общественности. Материалы должны быть представлены не менее чем за две недели до окончания общественных обсуждений. Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений, документирование этих предложений и приложение их к материалам по ОВОС осуществляется заказчиком в течение 30 дней после окончания общественных обсуждений.
5. С учетом поступивших замечаний и предложений составляется окончательный вариант материалов (комплекта документов) ОВОС. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
К сожалению, в настоящее время процедура ОВОС в ряде случаев является всего лишь формальной процедурой. Многие нормы Положения являются декларативными. При этом нередки случаи, когда ОВОС не проводится надлежащим образом, что затем порождает у заказчика проблемы при представлении документации на государственную экологическую экспертизу или государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Материалы оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду являются обязательной составной частью документации, представляемой заказчиком на экологическую экспертизу.