Урок – основная форма организации учебной работы по природоведению. Современные функции урока.
Урок — форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.
Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
Современный урок природоведения выполняет следующие функции:
1. Обучающая, познавательная функция связана с приобретением учащимися систематизированных знаний, умений и навыков по курсу природоведения. Для этого учитель при отборе материала выделяет ведущие, главные, и второстепенные понятия, обеспечивает их развитие из урока в урок, повышает качество знаний учащихся.. К основным критериям качества природоведческих знаний относятся их полнота, объективность, осознанность, глубина, прочность, действенность (применяемость), системность. К обучающей функции урока относится также формирование у младших школьников, системы общеучебных и специальных практических умений и навыков.
Общеучебные умения и навыки - работа с учебником, тетрадью; схематическая зарисовка на доске и в тетрадях и т. п. Специальные умения и навыки — ведение фенологических наблюдений в природе, наблюдений за сезонной трудовой деятельностью людей; работа с «Дневником наблюдений»; умения ориентироваться на местности, пользоваться простейшими приборами, распознавать части растения, оформлять коллекции, гербарии и т.. д.
2. Воспитательная функция урока заключается в формировании у младших школьников в процессе изучения и понимания основных законов развития природы и общества атеистического воспитания и диалектико-материалистического мировоззрения. Природоведческий материал должен использоваться учителем для предупреждения возникновения предрассудков, суеверий и преодоления тех из них, которые успели уже появиться в сознании детей. Содержание природоведческого материала позволяет решать задачи патриотического, экологического, трудового и эстетического воспитания учащихся. На уроках природоведения учитель рассказывает школьникам о деятельности природоохранительных органов по охране и восстановлению природных ресурсов, заботе о здоровье человека: и улучшении условий его жизни, учит детей правилам поведения в природе, бережному отношению к ней. На уроках, обобщая индивидуальные наблюдения школьников за трудом людей, учитель показывает значение его для повышения уровня жизни советского народа, формирует уважение к труду и людям труда, приобщает детей к общественно полезному труду, формирует у них трудовые умения и навыки.
3. Развивающая функция урока включает в себя развитие у младших школьников личностных качеств, связанных с их умственными и познавательными способностями. На уроках природоведения учитель развивает мышление учащихся, тренирует их память, вырабатывает внимание, наблюдательность. С этой целью продумывается специальная система заданий, направленных на решение таких задач, как обучение учащихся умениям описывать объекты природы, выделять главные признаки, второстепенные, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе наблюдения, постановки простейших опытов.
4. Стимулирующая функция урока предполагает такое обучение, которое вызывает у всех учащихся устойчивую потребность в знаниях, интерес к изучению природы, активизирует познавательную деятельность.
Школьный курс природоведения, его содержание, процесс обучения и материальная база обладают целой системой стимулов, способствующих развитию у. детей интереса к учению. Это новизна изучаемого материала, связь его с ранее усвоенным, опора на жизненные наблюдения, практическая значимость изучаемого материала, использование краеведческого проблемного подхода к обучению, организация познавательной деятельности детей, развитие их самостоятельности, работа с натуральными объектами природы, простейшими приборами, использование в; учебном процессе технических средств обучения и т. п.
5. Самообразовательная функция урока связана с обучением школьников приемам и методам самостоятельной работы: с учебником природоведения, «Дневником наблюдений», глобусом, картой, таблицами и рисунками. Осуществляется она на разных этапах урока, а закрепляется в домашней работе.