III Механизм реализации программы
ПРОГРАММА
детского летнего экологического лагеря
дневного пребывания
«Марья Моль»
Составили: Моторина Надежда Николаевна,
учитель биологии МОУ»СОШ»с.Подъельск,
Моторина Ева Ивановна,
учитель географии МОУ»СОШ»с.Подъельск
2017г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа детского пришкольного экологического лагеря дневного пребывания «Марья Моль» |
Разработчики программы | Учителя биологии, географии, заместитель директора по ВР |
Участники программы | Учащиеся МОУ «СОШ» с. Подъельскв возрасте 11-14 лет |
Цель программы | Способствовать:формированию экологической культуры учащихся посредством вовлечения в деятельность по изучению природных экосистем и отдельных природных объектов, формированию бережного отношения к природе, оздоровлению и физическому совершенствованию ребят |
Задачи программы | Обучающие: - расширить знания о закономерностях функционирования экосистем Развивающие: - развивать экологическое сознание - развивать творческие и коммуникативные умения и способности - развивать мотивацию на природоохранную деятельность Воспитательные: - воспитывать ценностное отношение ко всем природным объектам и формам жизни -организовать активный отдых и оздоровление детей |
Принципы реализации программ | · Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру · Принцип творческого отношения к делу · Принцип добровольности участия в делах · Принцип учета возрастных особенностей детей · Принцип доступности выбранных форм работы |
Формы и методы | - тематические программы - познавательные игры и викторины - спортивные игры и соревнования - психологические игры - беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов - занятия на природе - изготовление поделок, выпуск школьной «газеты» - концерты, фестивали, акции |
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – апрель – май 2017 г. II этап. Организационный – 05.06. 2017 г. III этап. Основной – 05.06 по 28.06. 2017 г. IV этап. Заключительный – 28.06. 2017 г. |
Основные программные мероприятия Направления: | 1. Моя республика 2. Экологические проблемы и пути их решения 3. Лесные экосистемы 4. Водные экосистемы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Предметные результаты: -расширение объема знаний о закономерностях функционирования экосистем Метапредметные результаты: - способность ориентироваться в современных экологических противоречиях, в мире экологических ценностей - способность к работе в команде, к сотрудничеству Личностные результаты: - способность идентифицировать себя как гражданина России, Республики Коми, как части природы - устойчивое ценностное отношение к природным объектам - укрепление и оздоровление детского организма |
II Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, укрепления здоровь, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и осознать, что удивительное – рядом.
Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
На базе нашего общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ» с. Подъельск этим летом открывается летний экологический лагерь дневного пребывания«МАРЬЯ МОЛЬ».
В современных условиях экологическое воспитание в летних лагерях является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой. Для достижения гармонизации взаимоотношений общества и природы необходимо целенаправленно изменять культуру современного человека в соответствии с гуманистическими и экологическими ценностями, формировать культуру, которая станет способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания сущности природы, формировать культуру устойчивого развития, и первостепенная роль в этом процессе отводится экологическому образованию.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальным.В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. И данная программа направлена на становление у учащихся экологической культуры, экологического стиля мышления, ценностного отношения к природным объектам, на формирование понимания и принятия ценности любых форм жизни, как необходимого условия сохранения биоразнообразия на Земле и условия выживания самого человека. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение повсеместно. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в насыщенности разноплановой интересной эколого-туристической деятельности, четким режимом жизнедеятельности и питания.
Цель программы:способствовать формированию экологической культуры учащихся посредством вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность по изучению природных экосистем и отдельных природных объектов, в том числе на особо охраняемых природных территориях, формированию бережного отношения к природе, оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи: Обучающие:
- расширить знания о закономерностях функционирования экосистем;
- расширить знания учащихся об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Республики Коми;
- обучить умению формулировать экологические проблемы разного уровня (глобальные, региональные, локальные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, находить варианты решения данных проблем;
- обучить методам и правилам экологического мониторинга;
- обучить правилам написания отчета, публичного представления и защиты результатов исследовательской работы;
Развивающие:
- развивать экологическое мышление;
- развивать экологическое сознание;
- развивать коммуникативные умения и способности;
- развивать мотивацию на природоохранную деятельность (в т.ч. деятельность по сохранению и улучшению качества ОС и качества жизни человека);
- способствовать внедрению природосберегающих и экологосообразных моделей поведения во все сферы жизнедеятельности;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение ко всем природным объектам и формам жизни;
- воспитывать отношение к качеству окружающей среды как к наивысшей ценности;
-организовать активный отдых и оздоровление детей;
- воспитывать культуру научного исследования;
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
· Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
· Принцип творческого отношения к делу.
· Принцип добровольности участия в делах.
· Принцип учета возрастных особенностей детей.
· Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2017 года из числа учащихся 5-8классов, продолжительность пребывания в лагере 21 день, количество детей 10 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
III. План-график реализации программы
Дни дата | Мероприятия | Ответственный |
1день 05.06(понед) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Торжественное открытие лагеря. Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ. Медосмотр. Подготовка к игре «Чистая планета». 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.), День эколога (с 2007г.)(социальное партнёрство) -второй завтрак Проведение игры «Чистая планета» (для жителей села около ДК). Календарь Природы(Фенологическиеи погодные наблюдения) Обед | Моторина Н.Н. |
2день 06.06 (вторн) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтра Красная книга РК, Национальный парк «Югыд ва», биосферный заповедник –Печоро - Илычский(ООПТ)(стенд) Пазл – игра «Моя республика» (заготовка пазлов (контуры границ МОРК)) -второй завтрак Основы туристской подготовки. Эколого-туристическое краеведение: Географическое положение РК и Корткеросского района, с. Подъельска. Природные условия. Туристические возможности. Обед | Моторина Н.Н. |
3день 07.06 (среда) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Красная книга РКПазл –игра «Красная книга Республики Коми»(заготовка картинок охраняемых животных и растений РК через интернет) - второй завтрак Воспитательная роль туризма. Виды туризма. Выбор маршрута туристического похода и эколого-туристической тропы. Обед | Моторина Н.Н. |
4день 08.06 (четв) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Красная книга Корткеросского района 8 июня - Всемирный день океанов (с 1992г.)(стенд, викторина, рисунки) -второй завтрак Ориентирование на местности. Топографические и спортивные карты. Условные знаки, масштаб. Расстояние на карте и местности. Виды ориентирования. Ориентирование «по выбору». Компас. Конкурс(фестиваль) туристической песни Обед | Моторина Н.Н. |
5день 09.06 (пятн) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Эколого- социальный проект «Кормушка» (из вторсырья). Презентация -второй завтрак Личное и групповое снаряжение. Комплектование группы. Волонтерская помощь ветеранам села. Обед | Моторина Н.Н. |
6день 10.06 (суббо) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Конкурс по Красной книге. Экологическая игра «Ценности» ЭкоАкция «Следы в природу» (лесной массив около могилы И.Т. Чисталева) Обед | Моторина Е.И. |
7день 12.06 (понед) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) Выезд в город Сыктывкар на площадку отдела экологического просвещения ГБУ РК «Республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» | Моторина Е.И. Моторина Н.Н. |
8день 13.06 (втор) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Эколого-социальный проект: учебная «Эколого-туристическая тропа с. Подъельск». ЭкоАкция «Для меня это важно» -второй завтрак Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Питание в турпоходе. Практическое занятие. Установка палатки. Разведение костра. Обед | Моторина Н.Н. |
9день 14.06 (сред) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Эколого-туристическая тропа. Паспортизация. Экологический поход «Я-часть природы!». Следы жизнедеятельности животных. -второй завтрак Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Питание в турпоходе. Конкурс на лучшего кулинара (теоретический, рисунки) Обед | Моторина Е.И |
10день 15.06 (четв) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак 15 июня - День создания юннатского движения в России(стенд) Специалисты Подъельского лесничества (теоретическое занятие) -второй завтрак Практическое занятие. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. Обед | Моторина Е.И |
11день 16.06 (пятн) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -Выезд в РЭБЦ Посещение зоопарка, дендропарка с экскурсией | Моторина Е.И. Моторина Н.Н. |
12день 17.06 (суб) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Продукт – схема учебной Эколого-туристической тропы. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. Медицинская подготовка. Вязка носилок. Личная гигиена. Оказание первой медпомощи. Аптечка. Безопасность в походе 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами (с 1995г.)(стенд) | Моторина Е.И |
13день 19.06 (понед) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Экофестиваль «Экология и мы»: Шляпки из отходов, Экокостюм. Конкурс « Природа и фантазия» -второй завтрак Узлы и их применение, техника вязки. Практическое занятие «Узлы» Обед | Моторина Е.И |
14день 20.06 (вторн) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак ЭкоАкция «Речная лента». Погода. Предсказание. -второй завтрак Индексация чистоты воды (частичный мониторинг биоиндексации водоема) Обед | Моторина Е.И. Моторина Н.Н. |
15день 21.06 (сред) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Практическая работа по водоему(продолжение взятия проб) -второй завтрак Подготовка и проведение походов выходного дня (ПВД). Походная дисциплина Конкурс рисунков «Я здоровый человек» Обед | Моторина Н.Н. |
16день 22.06 (четвер) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Теоретическое занятие специалистов отдела экологического просвещения ГБУ РК «Республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Практическое занятие Обед | Моторина Е.И. Моторина Н.Н. |
17день 23.06 (пятни) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Теоретическое занятие «Луг и почва». Многообразие растений и животных. -второй завтрак Техника движения Обед | Моторина Е.И |
18день 24.06 (суббо) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Почвенный профиль. Экологический поход «Моя малая Родина!». Многообразие животных и Следы их жизнедеятельности. Обед | Моторина Н.Н. |
19день 26.06 (понед) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак ООПТ Республики Коми, Корткеросского района 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом (с 1987г.)(стенд, викторина, СПИД и наркотики) -второй завтрак Практическое занятие «Движение по азимуту». Определение высоты дерева, расстояния до недостающей точки. Обед | Моторина Е.И. |
20день 27.06 (вторн) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Спортивная Квест-игра «Веселый турист» .ПВД (зачетное занятие) 27 июня - Всемирный день рыболовства (с 1985г.) - второй завтрак ПВД (зачетное занятие) Обед | Моторина Е.И. Моторина Н.Н. |
21день 28.06 (сред) | - УИСО (утренний информационный сбор отряда) -завтрак Торжественное закрытие лагеря | Моторина Е.И. Моторина Н.Н. |
Конкурс туристической песни
Каждая группа отряда представляет на конкурс по одной песне. Оценивается в пятибалльной системе: актуальность, качество исполнения, музыкальное сопровождение. За авторскую песню начисляются дополнительные баллы.
Конкурс на лучший дневник отряда
На первых страницах личного дневника необходимо оформить: название, девиз и эмблему отряда, заполнить данные о себе, учет инструктажа по ТБ. Ежедневно в дневник заносятся самые яркие впечатления о прожитом дне. В общий дневник отряда по очереди записывают свои впечатления все члены отряда, подписывая свою фамилию после содержания. Тексты желательно дополнить рисунками, дружескими шаржами, стихами, пожеланиями.
Оценивается в пятибалльной системе: содержание, оформление, участие членов отряда в написании дневника.
Конкурс « Природа и фантазия»
Проводя работы в лесу, каждая группа отряда старается подметить и принести в лагерь поделки из природного материала. К каждому экспонату необходимо прикрепить табличку с названием экспоната и фамилией автора.
Оценивается: оригинальность, соответствие названия предмета, отсутствие или малое количество правок автора. Количество представленных работ не ограничено. Жюри оценивает каждый экспонат или композицию в целом
IV. Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
-интернет-ресурсы
- Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
V. Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно-правовой ресурс:
Закон «Об образовании РФ»
· Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
· Положение о лагере дневного пребывания.
· Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
· Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
· Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
· Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
· Приказы Управления образования.
· Должностные инструкции работников.
· Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
· Заявления от родителей.
· Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
· Акт приемки лагеря.
· Планы работы.
Приказ «Об организации деятельности лагерей с дневным пребыванием при МОУ «СОШ» с. Подъельскв 2017 г».
Положение о летнем лагере дневного пребывания с экологическим направлением детей.
План мероприятий лагеря дневного пребывания МОУ «СОШ» с. Подъельск в 2017 г».
Режим дня летнего экологического лагеря дневного пребывания«Марья Моль»(05.06– 28.06.17. )
8.30. – 8.35. | Мы вам рады! | |
8.35. – 850. | Горн трубит: пора, пора! С добрым утром , детвора! И тотчас же по порядку Все ребята - на зарядку! | Зарядка. |
8.50. – 9.00. | Пора-пора на линейку, ребята! | Линейка. |
9.00. – 9.15. | Все за стол!Узнать пора, Чем богаты повара. | Первый Завтрак. |
9.15 – 11.00. | Кто шагает дружно в ряд? Боевой отряд ребят. Мы экологи-туристы, За собой оставим –чисто! | Мероприятия по плану. |
11.00. – 11.15 | Все за стол! Пришла пора Подкрепиться детвора. | Второй Завтрак |
11.15-13.30 | Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, Только бездельники маются, А все ребята занимаются! | Мероприятия по плану. |
13.30. – 14.00. | Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид, За обедом виден сразу Наш ребячий аппетит. | Обед. |
14.00. – 14.15. | На линейку становись! И делами похвались. | Линейка по итогам дня. |
14.30. | До свиданья! До новых встреч! | Уход домой. |
Инструкции.
1. Должностная инструкция «Начальника пришкольного лагеря дневного пребывания»
2. Должностная инструкция «Воспитателя пришкольного лагеря дневного пребывания»
3. Должностная инструкция «По охране труда при работе на учебно-опытном участке»
4. Инструкция «По пожарной безопасности в учреждении»
5. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
6. Инструкция «По охране труда при занятиях игровыми видами спорта (футбол, волейбол)»
7. Инструкция «Вводного инструктажа при посещении летнего оздоровительного лагеря»
8. Инструкция «Вводного инструктажа при работе в летнем оздоровительном лагере»
9. Инструкция по охране труда «О мерах пожарной безопасности»
Кадровый ресурс:
· В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
· начальник лагеря,
· заместитель директора по ВР;
Кураторы отрядов:
· воспитатели отряда (из числа педагогов школы).
Материально-технический ресурс:
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные | |
Кабинеты | Классный кабинет | Материальная база школы: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Спортивная площадка | Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Пришкольный участок | Занятия на природе, изготовление гербариев | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные экологические мероприятия и концерты | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Медкабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медсестра, Подъельской врачебной амбулатории |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Фонд социального страхования, местный бюджет | Заведующая пищеблоком |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей. | Материальная база школы | Воспитатели |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Туристическое Снаряжение:
· Рюкзак
· Спальный мешок
· Палатка
· Котелок для варки пищи
· Блокнот
· Ручка, карандаш
· Компас
· Верёвка для вязки узлов
· Фотоаппарат
· Топор
· Лопата
· Канистра
· Рукавицы
· Карабины – мин.5шт.
· Восьмёрка – мин. 2шт.
· Туристические верёвки – мин. 2 по 20м.
· Обвязки
VII Ожидаемые результаты
Предполагается, что по окончанию лагеря по данной программе учащиеся достигнут следующих образовательных результатов:
· Предметные результаты:
- расширение объема знаний о закономерностях функционирования экосистем;
- знание классификации ООПТ, понимание их роли;
- умение вычленять экологические проблемы разного уровня (глобальные, региональные, локальные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, находить варианты решения выявленных экологических проблем;
- овладение методиками экологического мониторинга.
· Метапредметные результаты:
- способность ориентироваться в современных экологических противоречиях, в мире экологических ценностей;
- способность к работе в команде, к сотрудничеству;
- способность выстраивать свою жизнедеятельность с учетом норм и правил экологической этики и умение транслировать эти модели на окружающих;
- туристические навыки в походе по родному краю
- способность к работе с источниками информации, описанию, выдвижению гипотез, анализированию, обобщению, моделированию, структурированию знаний в области экологии;
· Личностные результаты:
- способность идентифицировать себя как гражданина России, Республики Коми, как части природы;
- устойчивое ценностное отношение к природным объектам (этическое, эстетическое, когнитивное);
- сформированность основ культуры экоповедения и культуры научного исследования.
- укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены),
развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости),
приобретение ими навыков поведения в лесу, получение знаний по оказанию первой медицинской помощи
- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года
- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях
VIII Список использованной для разработки программы литературы:
1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
5. Социховская О.Н. Заповедная школа. Сыктывкар: ГУДО РК «РЦЭО», 2015.
6. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
ПРОГРАММА
детского летнего экологического лагеря
дневного пребывания
«Марья Моль»
Составили: Моторина Надежда Николаевна,
учитель биологии МОУ»СОШ»с.Подъельск,
Моторина Ева Ивановна,
учитель географии МОУ»СОШ»с.Подъельск
2017г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа детского пришкольного экологического лагеря дневного пребывания «Марья Моль» |
Разработчики программы | Учителя биологии, географии, заместитель директора по ВР |
Участники программы | Учащиеся МОУ «СОШ» с. Подъельскв возрасте 11-14 лет |
Цель программы | Способствовать:формированию экологической культуры учащихся посредством вовлечения в деятельность по изучению природных экосистем и отдельных природных объектов, формированию бережного отношения к природе, оздоровлению и физическому совершенствованию ребят |
Задачи программы | Обучающие: - расширить знания о закономерностях функционирования экосистем Развивающие: - развивать экологическое сознание - развивать творческие и коммуникативные умения и способности - развивать мотивацию на природоохранную деятельность Воспитательные: - воспитывать ценностное отношение ко всем природным объектам и формам жизни -организовать активный отдых и оздоровление детей |
Принципы реализации программ | · Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру · Принцип творческого отношения к делу · Принцип добровольности участия в делах · Принцип учета возрастных особенностей детей · Принцип доступности выбранных форм работы |
Формы и методы | - тематические программы - познавательные игры и викторины - спортивные игры и соревнования - психологические игры - беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов - занятия на природе - изготовление поделок, выпуск школьной «газеты» - концерты, фестивали, акции |
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – апрель – май 2017 г. II этап. Организационный – 05.06. 2017 г. III этап. Основной – 05.06 по 28.06. 2017 г. IV этап. Заключительный – 28.06. 2017 г. |
Основные программные мероприятия Направления: | 1. Моя республика 2. Экологические проблемы и пути их решения 3. Лесные экосистемы 4. Водные экосистемы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Предметные результаты: -расширение объема знаний о закономерностях функционирования экосистем Метапредметные результаты: - способность ориентироваться в современных экологических противоречиях, в мире экологических ценностей - способность к работе в команде, к сотрудничеству Личностные результаты: - способность идентифицировать себя как гражданина России, Республики Коми, как части природы - устойчивое ценностное отношение к природным объектам - укрепление и оздоровление детского организма |
II Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»М. Пришвин
Лето – наилучшая пора для общения с природой, укрепления здоровь, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и осознать, что удивительное – рядом.
Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
На базе нашего общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ» с. Подъельск этим летом открывается летний экологический лагерь дневного пребывания«МАРЬЯ МОЛЬ».
В современных условиях экологическое воспитание в летних лагерях является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой. Для достижения гармонизации взаимоотношений общества и природы необходимо целенаправленно изменять культуру современного человека в соответствии с гуманистическими и экологическими ценностями, формировать культуру, которая станет способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания сущности природы, формировать культуру устойчивого развития, и первостепенная роль в этом процессе отводится экологическому образованию.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальным.В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. И данная программа направлена на становление у учащихся экологической культуры, экологического стиля мышления, ценностного отношения к природным объектам, на формирование понимания и принятия ценности любых форм жизни, как необходимого условия сохранения биоразнообразия на Земле и условия выживания самого человека. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение повсеместно. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в насыщенности разноплановой интересной эколого-туристической деятельности, четким режимом жизнедеятельности и питания.
Цель программы:способствовать формированию экологической культуры учащихся посредством вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность по изучению природных экосистем и отдельных природных объектов, в том числе на особо охраняемых природных территориях, формированию бережного отношения к природе, оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи: Обучающие:
- расширить знания о закономерностях функционирования экосистем;
- расширить знания учащихся об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Республики Коми;
- обучить умению формулировать экологические проблемы разного уровня (глобальные, региональные, локальные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, находить варианты решения данных проблем;
- обучить методам и правилам экологического мониторинга;
- обучить правилам написания отчета, публичного представления и защиты результатов исследовательской работы;
Развивающие:
- развивать экологическое мышление;
- развивать экологическое сознание;
- развивать коммуникативные умения и способности;
- развивать мотивацию на природоохранную деятельность (в т.ч. деятельность по сохранению и улучшению качества ОС и качества жизни человека);
- способствовать внедрению природосберегающих и экологосообразных моделей поведения во все сферы жизнедеятельности;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение ко всем природным объектам и формам жизни;
- воспитывать отношение к качеству окружающей среды как к наивысшей ценности;
-организовать активный отдых и оздоровление детей;
- воспитывать культуру научного исследования;
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
· Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
· Принцип творческого отношения к делу.
· Принцип добровольности участия в делах.
· Принцип учета возрастных особенностей детей.
· Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2017 года из числа учащихся 5-8классов, продолжительность пребывания в лагере 21 день, количество детей 10 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
III Механизм реализации программы
Формы занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 21день
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание– это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентаци<