Основные положения развития экотуризма
принятые Ассоциацией заповедников и национальных парков Дальнего Востока[3]
1. Совмещайте туризм с охраной окружающей среды.
Как любая другая деятельность, предполагающая использование окружающей среды, туризм должен быть интегрирован в международные, государственные и региональные программы по защите окружающей среды. Способствуйте планированию туризма, который " поддерживает природоохранную деятельность и включает в себя планы по охране окружающей среды. Сотрудничайте с природоохранными организациями и другими группами, стремящимися защитить окружающую среду. Поддерживайте мониторинг и исследования последствий туризма.
2. Поддерживайте сохранение девственной природы и биоразнообразия.
Уникальной особенностью Дальнего Востока являются огромные территории девственной природы либо территории, незначительно затронутые хозяйственной деятельностью человека. Эти территории не только представляют собой ценность с точки зрения сохранения уникального биоразнообразия, но и являются одной из главных причин, почему туристы приезжают на Дальний Восток. Оказывайте поддержку в защите природы Дальнего Востока, в том числе в охране живой природы — естественной среды обитания многих уникальных и редких видов животных. Поддерживайте усилия, направленные на прекращение разрушительного использования природных ресурсов и там, где это возможно, на возврат к прежнему состоянию, так как нарушенные ландшафты снижают качество туризма и ухудшают окружающую среду. Поддерживайте дальнейшее развитие сети охраняемых природных территорий.
3. Рационально используйте природные ресурсы.
Сохранение и рациональное использование природных ресурсов имеют существенное значение для здорового состояния окружающей среды в перспективе. Неосвоенные территории представляют собой невозобновимые ресурсы, т.е. после освоения их невозможно вернуть в прежнее состояние. Поощряйте такое использование природных ресурсов, которое является рациональным, в том числе на неосвоенных территориях. В тех районах, которые уже освоены, поощряйте использование ресурсов методами, которые являются щадящими и экологически безопасными.
Там, где законом разрешена охота[4] и рыбная ловля, соблюдайте все правила и берите только то, что вам необходимо. Позаботьтесь, чтобы ваши клиенты соблюдали законы и инструкции, а также ловили рыбу и охотились таким образом, чтобы не происходило истощения местных ресурсов живой природы. Сотрудничайте с местным населением и Обществами местных охотников. Убедитесь, что ваши клиенты пользуются только соответствующим и исправным охотничьим снаряжением и что они знают, как пользоваться этим снаряжением.
4. Предельно уменьшайте потребление, отходы и загрязнение.
Уменьшение загрязнения и потребления приводит к снижению ущерба окружающей среде. В результате выигрывает туризм и снижается высокая стоимость затрат на очистку окружающей среды. Поддерживайте такие технологии размещения отходов, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду, например системы рециркуляции и контроля за отходами. Там, где имеются системы рециркуляции, применяйте их, если же нет, помогайте создать их. Размещайте отходы надежным и соответствующим способом, например спрессовав свой мусор и забрав его с собой. Знания и положительный опыт позволяют туристам выступать в качестве посланцев в деле охраны окружающей среды Дальнего Востока. Используйте такие виды упаковки пищевых продуктов, которые поддаются биохимическому разложению или рециркуляции. Сводите до минимума использование автотранспорта и не пользуйтесь мототранспортными средствами (снегоходы, мотолодки и т.д.) для других целей, кроме передвижения из одного места в другое. Поддерживайте развитие и использование жилья, обеспечивающего экономию энергии, рециклирование и размещение отходов и мусора соответствующим образом. Поддерживайте усилия, направленные на очистку и восстановление тех территорий, где окружающей среде нанесен ущерб.
5. Уважайте местную культуру и быт.
Туризм не должен изменять образ жизни людей и сообществ, если они этого не хотят. Уважайте права и желания местных и коренных жителей. Спрашивайте разрешение перед тем, как посетить места, регулярно посещаемые местным населением, такие, как церкви и другие святые места, кладбища, стойбища и места рыбной ловли.
6. Уважайте исторические и важные с научной точки зрения места.
Археологические, исторические, доисторические и важные с научной точки зрения места и развалины имеют большое значение для местного наследия и для науки. Вторжение в такие места приводит к снижению их ценности и часто является незаконным. Уважайте ценность этих мест и развалин и способствуйте их охране.
7. Местные сообщества должны получать выгоду от туризма.
Привлечение местных сообществ к планированию туризма дает гарантию, что туризм будет отвечать нуждам сообществ в вопросах окружающей среды и культуры. Вследствие этого выгода для сообщества возрастет, а ущерб будет сведен до минимума. Качество туризма также Должно повыситься. Ищите и поддерживайте участие местных сообществ, а также партнерство в сфере туризма. Способствуйте привлечению, обучению и занятости в сфере туризма местного населения.
8. Обученный персонал — залог вызывающего доверие туризма.
Обучение и подготовка персонала должны охватывать вопросы охраны окружающей среды, а также вопросы, связанные с культурной, социальной и юридической сферами. Такой вид обучения повышает качество туризма. Обученный персонал должен служить образном для туристов. Поощряйте ответственность в поведении Персонала, а также туристов. Знакомьте персонал с соответствующими законами и инструкциями.
9. Туризм должен носить образовательный характер.
Когда туристы получают знания о местных сообществах и окружающей среде, туризм в таком случае приносит максимальную выгоду всем, кто имеет к этому отношение, и наносит минимальный ущерб. Знания и положительный опыт позволяют туристам выступать в качестве посланцев в деле охраны окружающей среды Дальнего Востока. Обеспечивайте информацию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, культурной и социальной сфер, как существенную часть вызывающего доверие туризма. Применяйте Нормы поведения как способ рекламирования позиций и действий вызывающего доверие туризма.
10. Соблюдайте правила безопасности.
Дикая природа Дальнего Востока может оказаться коварной средой, и каждому, кто связан с туризмом, необходимо проявлять осторожность и соблюдать правила и нормы техники безопасности. Их несоблюдение может привести к серьезным травмам и дорогостоящим спасательным работам или медицинскому вмешательству, обременительным для местного сообщества. Позаботьтесь, чтобы ваши действия соответствовали принятым нормам безопасности и подчинялись правилам. Позаботьтесь, чтобы каждый, кто связан с туризмом на Дальнем Востоке, получил информацию и прошел подготовку по правилам безопасности.
Нетрудно заметить, что десять заповедей ACTA и десять положений Ассоциации заповедников и национальных парков Дальнего Востока во многом сходны (если не считать положения об охоте!). Вместе с тем положения ассоциации стилистически и содержательно неоднородны и обращены, по-видимому, и к участникам экологических путешествий, и к организаторам, что снижает их результативность. Дело в том, что эколого-туристские инструкции, рекомендации, кодексы должны иметь четкого адресата и соответствующие ему содержание и язык.
В мировой практике экотуризма сформировались три типа кодексов: для туристов, для ассоциаций, для туриндустрии. Их характерная структура такова [см.: Lindsberg, Hawkins].
Для туристов
· уважение местных традиций и культуры,
· изучение местных традиций и природы,
· соблюдение местных законов,
· бережное использование ресурсов флоры и фауны,
· экономия энергии и воды,
· покупка экологически ответственной продукции.
Для ассоциаций
· безопасность для здоровья туристов,
· управление отходами,
· партнерство в области экологических исследований и обучения,
· предварительная оценка воздействия на окружающую среду,
· последующий экологический аудит,
· формирование экологического сознания туристов,
· вовлечение местных сообществ,
· поддержка аборигенного культурного наследия,
· соблюдение природоохранного (экологического) законодательства,
· улучшение состояния природных местообитаний,
· проектирование экологичных средств обслуживания.
Для туриндустрии
· соблюдение правил упаковки (и ее изготовления),
· то же в отношении приобретения и транспортировки грузов,
· рециклирование неорганических отходов,
· компостирование органических отходов,
· сокращение опасных отходов,
· уменьшение всех отходов, •уменьшение эмиссий,
· сбережение воды,
· сбережение энергии,
· приобретение экологически ответственной продукции,
· проектирование экологичных средств обслуживания,
· соблюдение природоохранных (экологических) правил,
· экологическое обучение клиентов,
· экологический аудит,
· экологически ответственное партнерство.
7.5. Сотрудничество с партнерами
Основные партнеры, с которыми организаторам экотуризма необходимо тесно сотрудничать, — это:
· администрация особо охраняемых территорий,
· обычные (не специализирующиеся на экотуризме) туроператоры и турагенты, а также поставщики обычных туристских услуг (отели, Перевозчики и т.п.),
· средства массовой информации,
· местные жители и власти,
· научные и природоохранные организации.
Во всем мире к важнейшим объектам экотуризма относятся охраняемые природные территории, прежде всего национальные и природные парки, а в России отчасти и заповедники. Нередко администрации охраняемых территорий сами выступают в качестве организаторов экотуризма, но чаще они тесно сотрудничают со специализированными эколого-туристскими фирмами.
Прежде чем рассмотреть особенности такого сотрудничества, полезно ознакомиться с опытом развития туризма в зарубежных национальных парках.
Туристы в национальных парках мира
За более чем 130 лет, прошедших со времени создания первого национального парка — Йеллоустонского, их число неуклонно росло и ныне превышает 2 тыс. Вместе они занимают почти 3% поверхности Земли и принимают основную массу туристов — ценителей природы. Эта их роль — центров развития природно-ориентированного туризма, в том числе экотуризма, — особенно велика в таких странах, как США, Австралия, Кения, и некоторых других. С тем чтобы оценить динамику явления, департамент рекреационных ресурсов Университета штата Колорадо разработал специальную анкету и разослал ее в 750 охраняемых территорий мира. По результатам анкетирования было подготовлено обозрение, фрагменты которого представлены ниже[5].
В обозрении проанализированы ответы из 319 охраняемых территорий, 104 из которых представляют развитые страны (США и Канада — 55, Австралия — 12, Западная Европа — 34, Япония — 3), 16 — страны Восточной Европы и 199 — развивающиеся (Азия — 32, Африка — 104, в том числе ЮАР — 38, Латинская Америка — 55, Тихоокеанский регион — 8). Большинство территорий — это национальные парки (НП), государственные парки или другие охраняемые территории, назначение которых схоже с целями национальных парков. Поэтому далее для краткости будем обозначать их аббревиатурой НП.
В анкете предлагалось указать, сколько человек побывало в НП в 1982, 1986, 1990 и 1991 гг. Но при анализе учитывались только 1990 и 1991 гг. в связи с недостаточным количеством данных по предыдущим годам. В 1991 г. по сравнению с 1990-м количество посетителей в НП развитых и развивающихся стран увеличилось на 6 и 28% соответственно. Но, несмотря на такое различие в динамике численности, НП развитых стран за этот период приняли примерно в 15 раз больше посетителей.
Самые высокие показатели отмечались в Азии: в 1990 г. среднее число посетителей одного НП там составило 41 тыс., а в 1991-м — 149 тыс., т.е. рост числа посетителей в этом регионе, прежде всего в зонах, переживающих туристский бум, достиг 263%, и лишь 4% НП не посещались вовсе. В Латинской Америке число посетителей НП увеличилось в среднем всего на 2%, но при этом рост отмечался более чем в 80% территорий. Это указывает на то, что хотя изменение посещаемости происходит там медленно, но в этот процесс вовлечены многие НП. Так, если в 1990 г. 3% НП Латинской Америки не привлекли ни одного посетителя, то год спустя туристы уже побывали и в них. В Африке не принимали посетителей 14% НП.
В развитых странах посещаемость НП всюду росла (особенно динамично в Австралии — 153%), чего нельзя сказать о Восточной Европе, что, по всей вероятности, связано с политическими событиями 1989-1990 гг.
В среднем большинство посетителей НП — это туристы данной страны, хотя по группам стран и регионам соотношение между внутренними и иностранными туристами различно. Так, в США и Западной Европе существенно преобладают внутренние туристы, в Латинской Америке и Африке — иностранные. Эти данные отражают степень важности экотуризма для жителей конкретной страны. Однако не стоит думать, что развивающиеся страны более привлекательны для иностранных туристов, многие исследователи утверждают, что скорее жителей развивающихся стран мало привлекают собственные парки.
Большинство посетителей НП не заказывают организованные туры, путешествуя самостоятельно. Вместе с тем в развивающихся странах ожидается увеличение организованных туров в связи с быстрым общим ростом экотуризма. Стоит отметить, что в настоящее время Наибольшее количество организованных туров приходится на Восточную Европу (45% общего числа посещений). Возможно, это объясняется тем, что-там среди туристов преобладают местные жители, Предпочитающие традиционные, т.е. организованные, туры.
В целом посещаемость НП группами возрастает. Для этого есть две Причины: снижение стоимости тура и, что еще важнее, групповое обучение, так как НП все больше выполняют не только рекреационное, но и образовательные функции.С другой стороны, численность группы сказывается на окружающей среде — чем она выше, тем заметнее ее влияние, поэтому размеры группы необходимо регулировать, что осуществляется в 30% НП развивающихся стран и в 40% — стран развитых.
Распределение туристов по мотиву путешествия сходно во всех странах. Большинство НП (80% в развитых и 61% в развивающихся странах) сообщили, что по меньшей мере 50% посетителей прибывают с целью отдыха. Вторая наиболее упоминаемая цель посещения — просвещение и научные исследования (10% в развитых и 5% — в развивающихся). Следует отметить, что некоторые парки (18% в развивающихся странах и 3% в развитых) не принимали посетителей, намеревавшихся приехать только ради отдыха.
Почти 80% НП развитых стран около половины своей территории предоставляют для туризма. Также большинство НП обеих групп стран (80 и 60% соответственно) около половины своей территории отводят для научной работы.
Около 70% всех НП организуют просветительские программы. В развивающихся странах это часто единственный механизм взаимодействия с местным населением, впрочем совершенно недостаточный для завоевания его доверия и поддержки.
Что касается эколого-туристской инфраструктуры, то она, как и ожидалось, значительно выше в развитых странах. Из ее элементов наиболее часто (89% в развитых и 68% в развивающихся) используются экологические и просто маркированные тропы. Большинство посетителей предпочитают традиционные, хорошо разработанные тропы.
Информационные и образовательные материалы вызывают больше интереса также в развитых странах. Наиболее популярны карты и брошюры. Путеводители, образовательные материалы, плакаты используются примерно в половине НП развитых стран и в трети — развивающихся. Стоит отметить, что в Австралии все парки издают информационные и образовательные материалы, тогда как в Азии, Африке и Латинской Америке это далеко не так. В целом же большинство исследователей экотуризма отмечают, что посетители всюду получают меньше материалов, чем нужно, хотя они почти всегда готовы потратить на них деньги.
Из недостатков в ответах НП развивающихся стран, чаще всего упоминаются низкий уровень развития инфраструктуры, нехватка оборудования и транспорта, конфликты с местным населением.
Примерно 15% парков обеих групп стран отмечали деградацию природной среды. Чаще всего этот комментарий встречается в ответах развитых стран, несмотря на то что они имеют больше персонала, охраняющего их территорию (постоянных служащих соответственно 42 и 28, сезонных 56 и 16). Вообще, НП развитых стран чаще указывают на проблемы, возникающие в связи с интенсивным развитием туризма.
Все эти данные подтверждают выводы о том, что паркам развивающихся стран прежде всего необходимо достигнуть адекватного уровня инфраструктуры, наладить обмен информацией и обучение, после чего уже сосредоточиваться на вопросах туристского менеджмента. Что же касается парков развитых стран, то там необходимо концентрировать усилия в первую очередь на минимизации ущерба природе, на обеспечении экологичности туризма.
Таким образом, национальные парки во всем мире представляют собой важный и все более широко используемый ресурс экотуризма. Они образуют определенный пространственный каркас, способствующий и мировому распространению, и регионализации этого перспективного направления туристской индустрии. Можно не сомневаться, что за почти полтора десятилетия, прошедших после 1991 г., процесс стал еще интенсивнее.
Российские национальные парки очень молоды. Первый из них — Сочинский — был создан в 1983 г. Ныне их уже 35, но далеко не во всех экотуризм получил должное развитие. По этим причинам организаторам российского экотуризма следует учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, в отличие от туроператоров, парки обладают не только оригинальными типами туристского продукта, но и «собственными» туристскими ресурсами, полноценно освоить которые без их ведома и участия не может никто. Это важное обстоятельство, но злоупотреблять им, как «собака на сене», и не содействовать привлечению в парки грамотных партнеров из турбизнеса не следует. Иначе ресурсам парка грозит разграбление непрошеными и неорганизованными пользователями и об устойчивом развитии туризма, а тем более экологически устойчивом, придется забыть.
Во-вторых, сегментация туристского рынка, обеспечивающая национальным паркам России определенный контингент клиентов, отчасти уже осуществлена, и организаторам туризма, стремящимся прижечь в парки подходящих посетителей, казалось бы, нужно лишь Умело «вставить» свой продукт в уже более или менее известные «рамки». Но это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, в том числе и потому, что данный сегмент рынка отнюдь не пустует и конкуренция здесь уже ощутима. Необходимо поэтому тщательно планировать туристские программы, умело используя специфические особенности каждого парка.
В-третьих, определенным преимуществом национальных парков является имеющаяся у них возможность развивать туроператорскую деятельность, формируя устойчивые партнерские отношения со всеми участниками туристской деятельности и занимая в этих отношениях ведущие и консолидирующие позиции.
Последнее обстоятельство имеет стратегическое значение. Оно может и должно в значительной мере определять как долгосрочные программы, так и тактику туристского маркетинга национальных парков, которые следует строить на основе поиска и нахождения общих интересов администрации парка, местных жителей, других при-родопользователей (учреждений лесного, водного, сельского хозяйства) и, разумеется, организаторов туризма.
Туроператоры, интересующиеся природно-ориентированным туризмом, могут и сами обращаться к администрациям парков с предложениями использовать те или иные ресурсы парка для формирования туров. В случае перспективности таких предложений паркам, только начинающим развивать туризм, следует сразу оговаривать и юридически закреплять условия сотрудничества, предусматривая свое постепенное -вовлечение и в подготовку туров, и в их реализацию. Другими словами, нужно стремиться к тому, чтобы в результате сотрудничества был создан совместный турпродукт со всеми вытекающими следствиями (доля в доходах, рабочие места, вложения в инфраструктуру и т.п.).
Одно из возможных решений на этом пути — создание региональной ассоциации туроператоров, заинтересованной в развитии инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве туристских ресурсов, а потому стремящейся оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом и влияющей на политику «внешних» партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть одним из ведущих членов или одним из учредителей такой ассоциации. Вполне уместно и даже необходимо участие в ассоциации представителей местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.
В России уже успешно действуют региональные ассоциации заповедников, национальных парков и местных природоохранных органов. Одним из примеров может служить Ассоциация заповедников и национальных парков Северо-Запада России.
Ассоциация создана 25 февраля 1995 г. Ее основная задача — объединение усилий и координация деятельности заповедников и национальных парков по охране природного и культурного наследия, ведению научной и эколого-просветительской деятельности, а также дальнейшее развитие региональной сети охраняемых природных территорий на Европейском Севере России и интеграция ее в общую европейскую систему.
Ассоциация является негосударственной организацией, объединяющей заповедники («Кивач», «Костомукшский», «Лапландский», «Кандалакшский», «Ненецкий», «Дарвинский», «Пасвик», «Пинежский», «Нижне-Свирский», «Полистовский», «Рдейский») и национальные парки Северо-Запада России («Паанаярви», «Во-длозерский», «Валдайский», «Мещера», «Смоленское Поозерье», «Себежский», «Югыд-ва», «Русский Север», «Куршская Коса», «Кенозерский», «Валдайский», ПАБСИ (Полярно-альпийский ботанический сад-институт). Партнеры ассоциации - охраняемые природные территории Финляндии. Таким образом, в сферу деятельности Ассоциации включены Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Владимирская, Смоленская, Псковская, Калининградская, Новгородская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Республики Карелия и Коми и особо охраняемые природные территории (ООПТ) Финляндии. Кроме того, она стала инициатором создания и одним из учредителей РАЭТ — Российской ассоциации экологического туризма.
Ассоциация тесно взаимодействует с Министерством природных ресурсов России, признавшим ее эффективным инструментом для осуществления природоохранных, рекреационных и образовательных мероприятий на Северо-Западе страны. Ее деятельность в сфере развития ГИС-технологий и экологического просвещения получила поддержку от Глобального экологического фонда.
Штаб-квартира Ассоциации находится в офисе Водлозерского национального парка в г. Петрозаводске (Республика Карелия).
Практическая деятельность Ассоциации осуществляется по многим направлениям. Это семинары и конференции, учебные курсы для сотрудников ООПТ Северо-Запада России, научные исследования, Международное сотрудничество, информационно-издательская деятельность, работа с фондами.
Среди главных приоритетов дальнейшей деятельности Ассоциация выделила следующие.
1. В направлении сохранения природного разнообразия и управления экологической обстановкой в регионе:
· выявление наиболее ценных в природоохранном, средообразующем, рекреационном и ландшафтно-эстетическом отношениях репрезентативных и уникальных природных комплексов; оценка возможности и целесообразности включения их в региональную систему ООПТ, инвентаризация существующих ООПТ Северо-Западного региона (СЗР) и оценка их функционального потенциала;
· разработка схемы ландшафтно-экологического каркаса СЗР как неотъемлемого элемента пространственной организации региона;
· разработка проекта региональной системы ландшафтно-экологического мониторинга с использованием ООПТ; разработка единой методики мониторинга на ООПТ региона и системы совместной обработки данных на основе ГИС-технологий.
· разработка региональной схемы ООПТ;
· разработка мероприятий по включению региональной системы ООПТ СЗР в международную систему ООПТ Северной Европы и созданию единого экологического каркаса Севера Европы.
2. В направлении сохранения историко-культурного наследия:
· анализ региональных особенностей и территориального размещения объектов историко-культурного наследия;
· разработка концепции и методической основы музеефикации на ООПТ, организации фондовой работы, создание музейных экспозиций;
· разработка мероприятий, направленных на возрождение традиционных промыслов и ремесел, восстановление и поддержание экологически обусловленных традиций в ведении сельского хозяйства.
3. В направлении поддержки научной деятельности:
· разработка региональной программы проведения научных исследований на ООПТ;
· разработка предложений по координации научно-исследовательских работ, проводимых на охраняемых территориях, кооперирование ООПТ по научному обслуживанию;
· создание в г. Петрозаводске регионального информационного центра ООПТ для координации и поддержки их деятельности на территории СЗР и развития сотрудничества с ООПТ и природоохранными организациями стран Северной Европы;
· формирование единой системы информационного обеспечения на основе ГИС, внедрение ГИС-технологий в научные исследования;
· разработка региональной схемы размещения стационаров, полустационаров, полигонов и ключевых участков для проведения научных исследований, учебных и производственных практик студентов, конгрессного и образовательного туризма.
4. В направлении развития экотуризма и рекреационных услуг:
· разработка общих принципов экотуризма для заповедников, национальных и природных парков СЗР, планирование туристской сети региона на основе ООПТ;
· разработка системы конкурентоспособных туров в сотрудничестве с предпринимателями и турфирмами;
· разработка предложений по кооперированию ООПТ в области маркетинга и обслуживания туристов;
· создание единой туристско-информационной сети для ООПТ региона, улучшение возможностей для приема и обслуживания туристов;
· создание общедоступных информационных ресурсов о туристских возможностях (маршруты, услуги, размещение, цены) по заповедникам и паркам СЗР, формирование и продвижение на рынок кон-курентноспособных пакетов туристских услуг.
5. В направлении социально-экономического развития системы ООПТ:
· разработка принципиальных положений и конкретных мероприятий по интегрированию отдельных национальных и природных парков и всей региональной системы ООПТ в хозяйственные комплексы конкретных территорий и СЗР в целом.
Еще на одном важном аспекте взаимодействия организаторов экотуризма с администрациями парков остановимся особо. Речь идет о необходимости получать четкую и подтвержденную официальными документами информацию обо всех правовых нормах, прямо и косвенно регулирующих туристскую деятельность на территории парка и в его окрестностях, а также о местных налогах, сборах, режимных и административных ограничениях и т.п. Нередко турфирма, «дистанционно» подготовившая какой-либо тур в удаленный национальный парк, определившая его цену и уже продавшая свой продукт, непосредственно на месте неожиданно сталкивается с дополнительными расходами или даже с запретами на проведение тура после того, как первые туристы уже прибыли по назначению. Такие сюрпризы, часто обусловленные инициативами, а иногда и произволом местных властей или же неаккуратностью работников парка, готовивших информацию об условиях проведения тура, способны надолго отвратить туроператора, особенно зарубежного, от этого парка.
Сотрудничество организаторов экотуризма с администрациями российских заповедников отчасти то же, что и с администрациями национальных парков. Вместе с тем оно обладает спецификой, поскольку законодательно заповедникам в качестве основной задачи предписывается строгая охрана природы, а разрешенной формой работы с Посетителями является не собственно экотуризм, а экологические экскурсии в рамках программ экопросвещения.
Однако по мере реализации программы ЮНЕСКО «Человек и -биосфера» и формирования сети биосферных заповедников (в России к 2000 г. из 100 заповедников 22 уже присвоен статус биосферных)именно в них, а точнее — в их буферных зонах, или полигонах сотрудничества, получили развитие вполне классические формы экотуризма. Дело в том, что принятая программой «Человек и биосфера» так называемая Севильская стратегия деятельности биосферных заповедников непосредственно в буферных зонах и предусматривает развитие экологически приемлемых форм природопользования, обеспечивающих совмещение задач охраны природы и ее использования. К таким формам, безусловно, принадлежит и экотуризм.
Другим важным документом, ориентирующим туристскую деятельность на соблюдение принципов Конвенции о сохранении биологического разнообразия вообще и на территориях национальных парков и биосферных заповедников в частности, является Берлинская декларация 1997 г., принятая на конференции министров окружающей среды 18 стран. В 2004 г. 7-я конференция Сторон Конвенции утвердила руководящие рекомендации (Guidelines) по организации экотуризма, развивающие основные положения этой декларации.
Таким образом, развитие экотуризма в российских биосферных заповедниках возможно и целесообразно. Но оно должно строго контролироваться службами охраны заповедников.
Возможности для контактов со средствами массовой информации обычно представляются на специализированных туристских выставках. Однако взаимодействие с ними возможно и вне рамок выставок. Необходимо, в частности, налаживать «полевое» взаимодействие — никакие фотографии и видеофильмы, буклеты и прочая рекламная продукция не заменят живого впечатления от встреч с природой, людьми, от знакомства с их жизнью, с местными традициями и культурой. Нужно приглашать журналистов, фотографов, операторов в презентационные туры, предлагать им индивидуальные программы визитов.
Но для первых встреч и разговоров, в том числе и на выставках, одних буклетов и тому подобных вещей, предназначенных для массовых посетителей выставки, совершенно недостаточно, важно иметь краткие пресс-релизы, пресс-пакеты и т.п., рассчитанные именно на журналистов. Они должны содержать общие сведения о турах, некоторые живые и конкретные подробности и примеры, может быть, даже какие-то случаи или истории, а также новости.
В целом технология работы с представителями массмедиа хорошо известна, и успех дела зависит не столько от ее правильной организации, сколько от искусства самих организаторов экотуров, от непредвзятости и таланта журналистов. Так что главное — приготовить побольше интересных сведений, привлекательных, эмоционально насыщенных материалов и найти хорошего партнера.
Итак, пресс-релизы, специальные материалы, ознакомительные поездки — все это важный и необходимый инструментарий для сотрудничества с массмедиа. Правда, нередко, казалось бы, хорошо подготовленные публикации, теле- и радиопередачи не достигают желаемого эффекта и качества. Дело в том, что российские журналисты пока еще не очень сведущи в природно-ориентированном туризме. Поэтому взаимодействие с ними без обратной связи может принести неожиданности и разочарования заказчику. Так что ему надлежит не только умело показать свой продукт, но и обеспечить необходимый уровень сотворчества с приглашенным журналистом, с редактором газеты или журнала. Полезно бывает и самим организаторам экотуров предлагать для публикации собственные тексты.
Для привлечения надежных и заинтересованных партнеров по организации экотуризма из числа неспециализированных туроператоров и турагентов недостаточно представить сведения о созданном турпродукте на выставке или в прессе. Необходимы специальные ознакомительные поездки, при этом дешевые и привлекательные. Такие поездки, организуемые в рекламных целях, следует тщательно планировать, в частности так построить их программу, чтобы наилучшим образом продемонстрировать все потенциальные возможности и продукта, и региона. При этом важно выделить те своеобразные черты местности, которые могут обеспечить формирование оригинального турпродукта, прежде не предлагавшегося на рынке. Нужно продумать состав приглашаемых участников и разработать проекты соглашений и договоров с потенциальными партнерами.
Готовя такие поездки и налаживая контакты с туроператорами и турагентами, следует иметь в виду не только объединяющее их желание заработать на распространении подготовленного турпродукта или на дополнительных услугах, но и присущие этим двум группам партнеров различия в интересах.
· Так, в общем случае и те и другие всегда ищут новые возможности и стремятся познакомиться с широким набором туров и услуг. Однако среди туроператоров нередко встречаются разрабатывающие довольно узкий сегмент рынка и ищущие вполне конкретные варианты для формирования специальных туров. Турагенты же чаще всего бывают универсальными.
· Туроператоры ради формирования и освоения нового продукта готовы вкладывать собственные средства. Турагентов же прежде всего интересуют условия получения комиссионных от продажи чужого продукта, на формирование и продвижение которого свои средства они тратить не очень склонны.
· Туроператорам нужно убедиться в наличии спектра туристских услуг, достаточного для формирования целостного тура (транспорт, размещение, питание, основные объекты показа или ключевые рекреационные ресурсы, торговля, развлечения). Турагенты же в первую очередь стремятся обнаружить среди отдельных предлагаемых услуг или турпродуктов те, которые они смогут легко и выгодно продать.
Впрочем, в современном российском туризме указанные различия между туроператорами и турагентами не столь четки, как в туризме зарубежном.
Весьма полезными партнерами для организаторов экотуризма являются природоохранные общественные и научные учреждения. Вместе с ними целесообразно решать четыре главные задачи:
1) планирование маршрутов, экологических троп, зонирование охраняемых территорий;
2) определение допустимых нагрузок на эти маршруты, тропы и территории;
3) проведение экологического мониторинга за последствиями развития туризма;
4) подготовка гидов экотуризма и разработка образовательных экологических программ для туристов.
Сотрудничество с такими учреждениями должно иметь долгосрочный и взаимовыгодный характер.
Для общественных и научных организаций оно представляет возможности проверить и реализовать на практике разработанные концепции и методы, собрать новый эмпирический материал. Для туроператоров экологического туризма помимо ценных консультационных услуг оно может помочь получить дополнительные финансовые средства (совместные обращения в природоохранные фонды и иные финансовые институты, как правило, эффективнее индивидуальных). Само собой разумеется, что участие авторитетных общественных и научных организаций в <