Основные положения развития экотуризма

принятые Ассоциацией заповедников и национальных парков Дальнего Востока[3]

1. Совмещайте туризм с охраной окружающей среды.

Как любая другая деятельность, предполагающая использование окружающей среды, туризм должен быть интегрирован в междуна­родные, государственные и региональные программы по защите ок­ружающей среды. Способствуйте планированию туризма, который " поддерживает природоохранную деятельность и включает в себя пла­ны по охране окружающей среды. Сотрудничайте с природоохранны­ми организациями и другими группами, стремящимися защитить ок­ружающую среду. Поддерживайте мониторинг и исследования последствий туризма.

2. Поддерживайте сохранение девственной природы и биоразнообразия.

Уникальной особенностью Дальнего Востока являются огромные территории девственной природы либо территории, незначительно затронутые хозяйственной деятельностью человека. Эти территории не только представляют собой ценность с точки зрения сохранения уникального биоразнообразия, но и являются одной из главных при­чин, почему туристы приезжают на Дальний Восток. Оказывайте под­держку в защите природы Дальнего Востока, в том числе в охране жи­вой природы — естественной среды обитания многих уникальных и редких видов животных. Поддерживайте усилия, направленные на прекращение разрушительного использования природных ресурсов и там, где это возможно, на возврат к прежнему состоянию, так как на­рушенные ландшафты снижают качество туризма и ухудшают окру­жающую среду. Поддерживайте дальнейшее развитие сети охраняе­мых природных территорий.

3. Рационально используйте природные ресурсы.

Сохранение и рациональное использование природных ресурсов имеют существенное значение для здорового состояния окружающей среды в перспективе. Неосвоенные территории представляют собой невозобновимые ресурсы, т.е. после освоения их невозможно вернуть в прежнее состояние. Поощряйте такое использование природных ре­сурсов, которое является рациональным, в том числе на неосвоенных территориях. В тех районах, которые уже освоены, поощряйте ис­пользование ресурсов методами, которые являются щадящими и эко­логически безопасными.

Там, где законом разрешена охота[4] и рыбная ловля, соблюдайте все правила и берите только то, что вам необходимо. Позаботьтесь, чтобы ваши клиенты соблюдали законы и инструкции, а также ло­вили рыбу и охотились таким образом, чтобы не происходило исто­щения местных ресурсов живой природы. Сотрудничайте с мест­ным населением и Обществами местных охотников. Убедитесь, что ваши клиенты пользуются только соответствующим и исправным охотничьим снаряжением и что они знают, как пользоваться этим снаряжением.

4. Предельно уменьшайте потребление, отходы и загрязнение.

Уменьшение загрязнения и потребления приводит к снижению ущерба окружающей среде. В результате выигрывает туризм и снижа­ется высокая стоимость затрат на очистку окружающей среды. Под­держивайте такие технологии размещения отходов, которые оказыва­ют минимальное воздействие на окружающую среду, например системы рециркуляции и контроля за отходами. Там, где имеются си­стемы рециркуляции, применяйте их, если же нет, помогайте создать их. Размещайте отходы надежным и соответствующим способом, на­пример спрессовав свой мусор и забрав его с собой. Знания и положи­тельный опыт позволяют туристам выступать в качестве посланцев в деле охраны окружающей среды Дальнего Востока. Используйте та­кие виды упаковки пищевых продуктов, которые поддаются биохи­мическому разложению или рециркуляции. Сводите до минимума ис­пользование автотранспорта и не пользуйтесь мототранспортными средствами (снегоходы, мотолодки и т.д.) для других целей, кроме пе­редвижения из одного места в другое. Поддерживайте развитие и ис­пользование жилья, обеспечивающего экономию энергии, рецикли­рование и размещение отходов и мусора соответствующим образом. Поддерживайте усилия, направленные на очистку и восстановление тех территорий, где окружающей среде нанесен ущерб.

5. Уважайте местную культуру и быт.

Туризм не должен изменять образ жизни людей и сообществ, если они этого не хотят. Уважайте права и желания местных и коренных жителей. Спрашивайте разрешение перед тем, как посетить места, ре­гулярно посещаемые местным населением, такие, как церкви и дру­гие святые места, кладбища, стойбища и места рыбной ловли.

6. Уважайте исторические и важные с научной точки зрения места.

Археологические, исторические, доисторические и важные с науч­ной точки зрения места и развалины имеют большое значение для ме­стного наследия и для науки. Вторжение в такие места приводит к снижению их ценности и часто является незаконным. Уважайте цен­ность этих мест и развалин и способствуйте их охране.

7. Местные сообщества должны получать выгоду от туризма.

Привлечение местных сообществ к планированию туризма дает га­рантию, что туризм будет отвечать нуждам сообществ в вопросах ок­ружающей среды и культуры. Вследствие этого выгода для сообщества возрастет, а ущерб будет сведен до минимума. Качество туризма также Должно повыситься. Ищите и поддерживайте участие местных сооб­ществ, а также партнерство в сфере туризма. Способствуйте привле­чению, обучению и занятости в сфере туризма местного населения.

8. Обученный персонал — залог вызывающего доверие туризма.

Обучение и подготовка персонала должны охватывать вопросы охраны окружающей среды, а также вопросы, связанные с культур­ной, социальной и юридической сферами. Такой вид обучения повы­шает качество туризма. Обученный персонал должен служить образ­ном для туристов. Поощряйте ответственность в поведении Персонала, а также туристов. Знакомьте персонал с соответствующи­ми законами и инструкциями.

9. Туризм должен носить образовательный характер.

Когда туристы получают знания о местных сообществах и окружаю­щей среде, туризм в таком случае приносит максимальную выгоду всем, кто имеет к этому отношение, и наносит минимальный ущерб. Знания и положительный опыт позволяют туристам выступать в качестве по­сланцев в деле охраны окружающей среды Дальнего Востока. Обеспечи­вайте информацию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, культурной и социальной сфер, как существенную часть вызыва­ющего доверие туризма. Применяйте Нормы поведения как способ рек­ламирования позиций и действий вызывающего доверие туризма.

10. Соблюдайте правила безопасности.

Дикая природа Дальнего Востока может оказаться коварной сре­дой, и каждому, кто связан с туризмом, необходимо проявлять осто­рожность и соблюдать правила и нормы техники безопасности. Их несоблюдение может привести к серьезным травмам и дорогостоя­щим спасательным работам или медицинскому вмешательству, обре­менительным для местного сообщества. Позаботьтесь, чтобы ваши действия соответствовали принятым нормам безопасности и подчи­нялись правилам. Позаботьтесь, чтобы каждый, кто связан с туриз­мом на Дальнем Востоке, получил информацию и прошел подготовку по правилам безопасности.

Нетрудно заметить, что десять заповедей ACTA и десять положений Ассоциации заповедников и национальных парков Дальнего Востока во многом сходны (если не считать положения об охоте!). Вместе с тем положения ассоциации стилистически и содержательно неоднородны и обращены, по-видимому, и к участникам экологических путешест­вий, и к организаторам, что снижает их результативность. Дело в том, что эколого-туристские инструкции, рекомендации, кодексы должны иметь четкого адресата и соответствующие ему содержание и язык.

В мировой практике экотуризма сформировались три типа кодек­сов: для туристов, для ассоциаций, для туриндустрии. Их характерная структура такова [см.: Lindsberg, Hawkins].

Для туристов

· уважение местных традиций и культуры,

· изучение местных традиций и природы,

· соблюдение местных законов,

· бережное использование ресурсов флоры и фауны,

· экономия энергии и воды,

· покупка экологически ответственной продукции.

Для ассоциаций

· безопасность для здоровья туристов,

· управление отходами,

· партнерство в области экологических исследований и обуче­ния,

· предварительная оценка воздействия на окружающую среду,

· последующий экологический аудит,

· формирование экологического сознания туристов,

· вовлечение местных сообществ,

· поддержка аборигенного культурного наследия,

· соблюдение природоохранного (экологического) законодательства,

· улучшение состояния природных местообитаний,

· проектирование экологичных средств обслуживания.

Для туриндустрии

· соблюдение правил упаковки (и ее изготовления),

· то же в отношении приобретения и транспортировки грузов,

· рециклирование неорганических отходов,

· компостирование органических отходов,

· сокращение опасных отходов,

· уменьшение всех отходов, •уменьшение эмиссий,

· сбережение воды,

· сбережение энергии,

· приобретение экологически ответственной продукции,

· проектирование экологичных средств обслуживания,

· соблюдение природоохранных (экологических) правил,

· экологическое обучение клиентов,

· экологический аудит,

· экологически ответственное партнерство.

7.5. Сотрудничество с партнерами

Основные партнеры, с которыми организаторам экотуризма необхо­димо тесно сотрудничать, — это:

· администрация особо охраняемых территорий,

· обычные (не специализирующиеся на экотуризме) туроператоры и турагенты, а также поставщики обычных туристских услуг (отели, Перевозчики и т.п.),

· средства массовой информации,

· местные жители и власти,

· научные и природоохранные организации.

Во всем мире к важнейшим объектам экотуризма относятся охраня­емые природные территории, прежде всего национальные и природ­ные парки, а в России отчасти и заповедники. Нередко администрации охраняемых территорий сами выступают в качестве организаторов эко­туризма, но чаще они тесно сотрудничают со специализированными эколого-туристскими фирмами.

Прежде чем рассмотреть особенности такого сотрудничества, по­лезно ознакомиться с опытом развития туризма в зарубежных нацио­нальных парках.

Туристы в национальных парках мира

За более чем 130 лет, прошедших со времени создания первого наци­онального парка — Йеллоустонского, их число неуклонно росло и ныне превышает 2 тыс. Вместе они занимают почти 3% поверхности Земли и принимают основную массу туристов — ценителей природы. Эта их роль — центров развития природно-ориентированного туриз­ма, в том числе экотуризма, — особенно велика в таких странах, как США, Австралия, Кения, и некоторых других. С тем чтобы оценить динамику явления, департамент рекреационных ресурсов Универси­тета штата Колорадо разработал специальную анкету и разослал ее в 750 охраняемых территорий мира. По результатам анкетирования было подготовлено обозрение, фрагменты которого представлены ниже[5].

В обозрении проанализированы ответы из 319 охраняемых терри­торий, 104 из которых представляют развитые страны (США и Кана­да — 55, Австралия — 12, Западная Европа — 34, Япония — 3), 16 — страны Восточной Европы и 199 — развивающиеся (Азия — 32, Афри­ка — 104, в том числе ЮАР — 38, Латинская Америка — 55, Тихооке­анский регион — 8). Большинство территорий — это национальные парки (НП), государственные парки или другие охраняемые террито­рии, назначение которых схоже с целями национальных парков. По­этому далее для краткости будем обозначать их аббревиатурой НП.

В анкете предлагалось указать, сколько человек побывало в НП в 1982, 1986, 1990 и 1991 гг. Но при анализе учитывались только 1990 и 1991 гг. в связи с недостаточным количеством данных по предыдущим го­дам. В 1991 г. по сравнению с 1990-м количество посетителей в НП раз­витых и развивающихся стран увеличилось на 6 и 28% соответственно. Но, несмотря на такое различие в динамике численности, НП развитых стран за этот период приняли примерно в 15 раз больше посетителей.

Самые высокие показатели отмечались в Азии: в 1990 г. среднее чис­ло посетителей одного НП там составило 41 тыс., а в 1991-м — 149 тыс., т.е. рост числа посетителей в этом регионе, прежде всего в зонах, пере­живающих туристский бум, достиг 263%, и лишь 4% НП не посещались вовсе. В Латинской Америке число посетителей НП увеличилось в сред­нем всего на 2%, но при этом рост отмечался более чем в 80% террито­рий. Это указывает на то, что хотя изменение посещаемости происходит там медленно, но в этот процесс вовлечены многие НП. Так, если в 1990 г. 3% НП Латинской Америки не привлекли ни одного посетителя, то год спустя туристы уже побывали и в них. В Африке не принимали по­сетителей 14% НП.

В развитых странах посещаемость НП всюду росла (особенно ди­намично в Австралии — 153%), чего нельзя сказать о Восточной Евро­пе, что, по всей вероятности, связано с политическими событиями 1989-1990 гг.

В среднем большинство посетителей НП — это туристы данной страны, хотя по группам стран и регионам соотношение между внут­ренними и иностранными туристами различно. Так, в США и Западной Европе существенно преобладают внутренние туристы, в Латинской Америке и Африке — иностранные. Эти данные отражают степень важ­ности экотуризма для жителей конкретной страны. Однако не стоит ду­мать, что развивающиеся страны более привлекательны для иностран­ных туристов, многие исследователи утверждают, что скорее жителей развивающихся стран мало привлекают собственные парки.

Большинство посетителей НП не заказывают организованные ту­ры, путешествуя самостоятельно. Вместе с тем в развивающихся стра­нах ожидается увеличение организованных туров в связи с быстрым общим ростом экотуризма. Стоит отметить, что в настоящее время Наибольшее количество организованных туров приходится на Вос­точную Европу (45% общего числа посещений). Возможно, это объяс­няется тем, что-там среди туристов преобладают местные жители, Предпочитающие традиционные, т.е. организованные, туры.

В целом посещаемость НП группами возрастает. Для этого есть две Причины: снижение стоимости тура и, что еще важнее, групповое обучение, так как НП все больше выполняют не только рекреацион­ное, но и образовательные функции.С другой стороны, численность группы сказывается на окружаю­щей среде — чем она выше, тем заметнее ее влияние, поэтому разме­ры группы необходимо регулировать, что осуществляется в 30% НП развивающихся стран и в 40% — стран развитых.

Распределение туристов по мотиву путешествия сходно во всех странах. Большинство НП (80% в развитых и 61% в развивающихся странах) сообщили, что по меньшей мере 50% посетителей прибыва­ют с целью отдыха. Вторая наиболее упоминаемая цель посещения — просвещение и научные исследования (10% в развитых и 5% — в раз­вивающихся). Следует отметить, что некоторые парки (18% в развива­ющихся странах и 3% в развитых) не принимали посетителей, намере­вавшихся приехать только ради отдыха.

Почти 80% НП развитых стран около половины своей территории предоставляют для туризма. Также большинство НП обеих групп стран (80 и 60% соответственно) около половины своей территории отводят для научной работы.

Около 70% всех НП организуют просветительские программы. В развивающихся странах это часто единственный механизм взаимо­действия с местным населением, впрочем совершенно недостаточ­ный для завоевания его доверия и поддержки.

Что касается эколого-туристской инфраструктуры, то она, как и ожидалось, значительно выше в развитых странах. Из ее элементов на­иболее часто (89% в развитых и 68% в развивающихся) используются экологические и просто маркированные тропы. Большинство посети­телей предпочитают традиционные, хорошо разработанные тропы.

Информационные и образовательные материалы вызывают боль­ше интереса также в развитых странах. Наиболее популярны карты и брошюры. Путеводители, образовательные материалы, плакаты ис­пользуются примерно в половине НП развитых стран и в трети — раз­вивающихся. Стоит отметить, что в Австралии все парки издают ин­формационные и образовательные материалы, тогда как в Азии, Африке и Латинской Америке это далеко не так. В целом же боль­шинство исследователей экотуризма отмечают, что посетители всюду получают меньше материалов, чем нужно, хотя они почти всегда гото­вы потратить на них деньги.

Из недостатков в ответах НП развивающихся стран, чаще всего упоминаются низкий уровень развития инфраструктуры, нехватка оборудования и транспорта, конфликты с местным населением.

Примерно 15% парков обеих групп стран отмечали деградацию при­родной среды. Чаще всего этот комментарий встречается в ответах раз­витых стран, несмотря на то что они имеют больше персонала, охраняющего их территорию (постоянных служащих соответственно 42 и 28, сезонных 56 и 16). Вообще, НП развитых стран чаще указывают на проблемы, возникающие в связи с интенсивным развитием туризма.

Все эти данные подтверждают выводы о том, что паркам развива­ющихся стран прежде всего необходимо достигнуть адекватного уров­ня инфраструктуры, наладить обмен информацией и обучение, после чего уже сосредоточиваться на вопросах туристского менеджмента. Что же касается парков развитых стран, то там необходимо концент­рировать усилия в первую очередь на минимизации ущерба природе, на обеспечении экологичности туризма.

Таким образом, национальные парки во всем мире представляют собой важный и все более широко используемый ресурс экотуризма. Они образуют определенный пространственный каркас, способствую­щий и мировому распространению, и регионализации этого перспек­тивного направления туристской индустрии. Можно не сомневаться, что за почти полтора десятилетия, прошедших после 1991 г., процесс стал еще интенсивнее.

Российские национальные парки очень молоды. Первый из них — Сочинский — был создан в 1983 г. Ныне их уже 35, но далеко не во всех экотуризм получил должное развитие. По этим причинам орга­низаторам российского экотуризма следует учитывать следующие об­стоятельства.

Во-первых, в отличие от туроператоров, парки обладают не только оригинальными типами туристского продукта, но и «собственными» туристскими ресурсами, полноценно освоить которые без их ведома и участия не может никто. Это важное обстоятельство, но злоупотреб­лять им, как «собака на сене», и не содействовать привлечению в пар­ки грамотных партнеров из турбизнеса не следует. Иначе ресурсам парка грозит разграбление непрошеными и неорганизованными пользователями и об устойчивом развитии туризма, а тем более эко­логически устойчивом, придется забыть.

Во-вторых, сегментация туристского рынка, обеспечивающая на­циональным паркам России определенный контингент клиентов, от­части уже осуществлена, и организаторам туризма, стремящимся при­жечь в парки подходящих посетителей, казалось бы, нужно лишь Умело «вставить» свой продукт в уже более или менее известные «рам­ки». Но это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, в том числе и потому, что данный сегмент рынка отнюдь не пу­стует и конкуренция здесь уже ощутима. Необходимо поэтому тща­тельно планировать туристские программы, умело используя специ­фические особенности каждого парка.

В-третьих, определенным преимуществом национальных парков является имеющаяся у них возможность развивать туроператорскую деятельность, формируя устойчивые партнерские отношения со все­ми участниками туристской деятельности и занимая в этих отноше­ниях ведущие и консолидирующие позиции.

Последнее обстоятельство имеет стратегическое значение. Оно может и должно в значительной мере определять как долгосрочные программы, так и тактику туристского маркетинга национальных парков, которые следует строить на основе поиска и нахождения об­щих интересов администрации парка, местных жителей, других при-родопользователей (учреждений лесного, водного, сельского хозяй­ства) и, разумеется, организаторов туризма.

Туроператоры, интересующиеся природно-ориентированным ту­ризмом, могут и сами обращаться к администрациям парков с пред­ложениями использовать те или иные ресурсы парка для формирова­ния туров. В случае перспективности таких предложений паркам, только начинающим развивать туризм, следует сразу оговаривать и юридически закреплять условия сотрудничества, предусматривая свое постепенное -вовлечение и в подготовку туров, и в их реализа­цию. Другими словами, нужно стремиться к тому, чтобы в результате сотрудничества был создан совместный турпродукт со всеми вытека­ющими следствиями (доля в доходах, рабочие места, вложения в ин­фраструктуру и т.п.).

Одно из возможных решений на этом пути — создание регио­нальной ассоциации туроператоров, заинтересованной в развитии инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве туристских ресурсов, а потому стремящейся оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом и влияющей на политику «внешних» партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть од­ним из ведущих членов или одним из учредителей такой ассоциа­ции. Вполне уместно и даже необходимо участие в ассоциации пред­ставителей местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.

В России уже успешно действуют региональные ассоциации запо­ведников, национальных парков и местных природоохранных орга­нов. Одним из примеров может служить Ассоциация заповедников и национальных парков Северо-Запада России.

Ассоциация создана 25 февраля 1995 г. Ее основная задача — объединение усилий и координация деятельности заповедников и на­циональных парков по охране природного и культурного наследия, ведению научной и эколого-просветительской деятельности, а также дальнейшее развитие региональной сети охраняемых природных тер­риторий на Европейском Севере России и интеграция ее в общую ев­ропейскую систему.

Ассоциация является негосударственной организацией, объеди­няющей заповедники («Кивач», «Костомукшский», «Лапланд­ский», «Кандалакшский», «Ненецкий», «Дарвинский», «Пасвик», «Пинежский», «Нижне-Свирский», «Полистовский», «Рдейский») и национальные парки Северо-Запада России («Паанаярви», «Во-длозерский», «Валдайский», «Мещера», «Смоленское Поозерье», «Себежский», «Югыд-ва», «Русский Север», «Куршская Коса», «Кенозерский», «Валдайский», ПАБСИ (Полярно-альпийский ботанический сад-институт). Партнеры ассоциации - охраняемые природные территории Финляндии. Таким образом, в сферу дея­тельности Ассоциации включены Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Владимирская, Смоленская, Псковская, Калинин­градская, Новгородская, Вологодская области, Ненецкий автоном­ный округ, Республики Карелия и Коми и особо охраняемые при­родные территории (ООПТ) Финляндии. Кроме того, она стала инициатором создания и одним из учредителей РАЭТ — Россий­ской ассоциации экологического туризма.

Ассоциация тесно взаимодействует с Министерством природных ресурсов России, признавшим ее эффективным инструментом для осуществления природоохранных, рекреационных и образовательных мероприятий на Северо-Западе страны. Ее деятельность в сфере раз­вития ГИС-технологий и экологического просвещения получила поддержку от Глобального экологического фонда.

Штаб-квартира Ассоциации находится в офисе Водлозерского на­ционального парка в г. Петрозаводске (Республика Карелия).

Практическая деятельность Ассоциации осуществляется по мно­гим направлениям. Это семинары и конференции, учебные курсы для сотрудников ООПТ Северо-Запада России, научные исследования, Международное сотрудничество, информационно-издательская дея­тельность, работа с фондами.

Среди главных приоритетов дальнейшей деятельности Ассоциа­ция выделила следующие.

1. В направлении сохранения природного разнообразия и управления экологической обстановкой в регионе:

· выявление наиболее ценных в природоохранном, средообразующем, рекреационном и ландшафтно-эстетическом отношениях ре­презентативных и уникальных природных комплексов; оценка воз­можности и целесообразности включения их в региональную систему ООПТ, инвентаризация существующих ООПТ Северо-Западного ре­гиона (СЗР) и оценка их функционального потенциала;

· разработка схемы ландшафтно-экологического каркаса СЗР как неотъемлемого элемента пространственной организации региона;

· разработка проекта региональной системы ландшафтно-эколо­гического мониторинга с использованием ООПТ; разработка единой методики мониторинга на ООПТ региона и системы совместной об­работки данных на основе ГИС-технологий.

· разработка региональной схемы ООПТ;

· разработка мероприятий по включению региональной системы ООПТ СЗР в международную систему ООПТ Северной Европы и со­зданию единого экологического каркаса Севера Европы.

2. В направлении сохранения историко-культурного наследия:

· анализ региональных особенностей и территориального разме­щения объектов историко-культурного наследия;

· разработка концепции и методической основы музеефикации на ООПТ, организации фондовой работы, создание музейных экспози­ций;

· разработка мероприятий, направленных на возрождение тради­ционных промыслов и ремесел, восстановление и поддержание эко­логически обусловленных традиций в ведении сельского хозяйства.

3. В направлении поддержки научной деятельности:

· разработка региональной программы проведения научных иссле­дований на ООПТ;

· разработка предложений по координации научно-исследова­тельских работ, проводимых на охраняемых территориях, коопериро­вание ООПТ по научному обслуживанию;

· создание в г. Петрозаводске регионального информационного центра ООПТ для координации и поддержки их деятельности на тер­ритории СЗР и развития сотрудничества с ООПТ и природоохранны­ми организациями стран Северной Европы;

· формирование единой системы информационного обеспечения на основе ГИС, внедрение ГИС-технологий в научные исследования;

· разработка региональной схемы размещения стационаров, полу­стационаров, полигонов и ключевых участков для проведения науч­ных исследований, учебных и производственных практик студентов, конгрессного и образовательного туризма.

4. В направлении развития экотуризма и рекреационных услуг:

· разработка общих принципов экотуризма для заповедников, на­циональных и природных парков СЗР, планирование туристской сети региона на основе ООПТ;

· разработка системы конкурентоспособных туров в сотрудничест­ве с предпринимателями и турфирмами;

· разработка предложений по кооперированию ООПТ в области маркетинга и обслуживания туристов;

· создание единой туристско-информационной сети для ООПТ ре­гиона, улучшение возможностей для приема и обслуживания туристов;

· создание общедоступных информационных ресурсов о турист­ских возможностях (маршруты, услуги, размещение, цены) по запо­ведникам и паркам СЗР, формирование и продвижение на рынок кон-курентноспособных пакетов туристских услуг.

5. В направлении социально-экономического развития системы ООПТ:

· разработка принципиальных положений и конкретных меропри­ятий по интегрированию отдельных национальных и природных пар­ков и всей региональной системы ООПТ в хозяйственные комплексы конкретных территорий и СЗР в целом.

Еще на одном важном аспекте взаимодействия организаторов экотуризма с администрациями парков остановимся особо. Речь идет о необходимости получать четкую и подтвержденную официальными документами информацию обо всех правовых нормах, прямо и косвенно регулирующих туристскую деятельность на территории парка и в его окрестностях, а также о местных налогах, сборах, режимных и адми­нистративных ограничениях и т.п. Нередко турфирма, «дистанцион­но» подготовившая какой-либо тур в удаленный национальный парк, определившая его цену и уже продавшая свой продукт, непосред­ственно на месте неожиданно сталкивается с дополнительными рас­ходами или даже с запретами на проведение тура после того, как пер­вые туристы уже прибыли по назначению. Такие сюрпризы, часто обусловленные инициативами, а иногда и произволом местных влас­тей или же неаккуратностью работников парка, готовивших инфор­мацию об условиях проведения тура, способны надолго отвратить туроператора, особенно зарубежного, от этого парка.

Сотрудничество организаторов экотуризма с администрациями российских заповедников отчасти то же, что и с администрациями на­циональных парков. Вместе с тем оно обладает спецификой, посколь­ку законодательно заповедникам в качестве основной задачи предпи­сывается строгая охрана природы, а разрешенной формой работы с Посетителями является не собственно экотуризм, а экологические экскурсии в рамках программ экопросвещения.

Однако по мере реализации программы ЮНЕСКО «Человек и -биосфера» и формирования сети биосферных заповедников (в России к 2000 г. из 100 заповедников 22 уже присвоен статус биосферных)именно в них, а точнее — в их буферных зонах, или полигонах сотруд­ничества, получили развитие вполне классические формы экотуриз­ма. Дело в том, что принятая программой «Человек и биосфера» так называемая Севильская стратегия деятельности биосферных заповед­ников непосредственно в буферных зонах и предусматривает развитие экологически приемлемых форм природопользования, обеспечиваю­щих совмещение задач охраны природы и ее использования. К таким формам, безусловно, принадлежит и экотуризм.

Другим важным документом, ориентирующим туристскую дея­тельность на соблюдение принципов Конвенции о сохранении биологического разнообразия вообще и на территориях нацио­нальных парков и биосферных заповедников в частности, является Берлинская декларация 1997 г., принятая на конференции минист­ров окружающей среды 18 стран. В 2004 г. 7-я конференция Сторон Конвенции утвердила руководящие рекомендации (Guidelines) по организации экотуризма, развивающие основные положения этой декларации.

Таким образом, развитие экотуризма в российских биосферных за­поведниках возможно и целесообразно. Но оно должно строго конт­ролироваться службами охраны заповедников.

Возможности для контактов со средствами массовой информации обычно представляются на специализированных туристских выстав­ках. Однако взаимодействие с ними возможно и вне рамок выставок. Необходимо, в частности, налаживать «полевое» взаимодействие — никакие фотографии и видеофильмы, буклеты и прочая рекламная продукция не заменят живого впечатления от встреч с природой, людьми, от знакомства с их жизнью, с местными традициями и куль­турой. Нужно приглашать журналистов, фотографов, операторов в презентационные туры, предлагать им индивидуальные программы визитов.

Но для первых встреч и разговоров, в том числе и на выставках, од­них буклетов и тому подобных вещей, предназначенных для массовых посетителей выставки, совершенно недостаточно, важно иметь крат­кие пресс-релизы, пресс-пакеты и т.п., рассчитанные именно на жур­налистов. Они должны содержать общие сведения о турах, некоторые живые и конкретные подробности и примеры, может быть, даже ка­кие-то случаи или истории, а также новости.

В целом технология работы с представителями массмедиа хорошо известна, и успех дела зависит не столько от ее правильной организа­ции, сколько от искусства самих организаторов экотуров, от непред­взятости и таланта журналистов. Так что главное — приготовить побольше интересных сведений, привлекательных, эмоционально на­сыщенных материалов и найти хорошего партнера.

Итак, пресс-релизы, специальные материалы, ознакомительные поездки — все это важный и необходимый инструментарий для со­трудничества с массмедиа. Правда, нередко, казалось бы, хорошо подготовленные публикации, теле- и радиопередачи не достигают же­лаемого эффекта и качества. Дело в том, что российские журналисты пока еще не очень сведущи в природно-ориентированном туризме. Поэтому взаимодействие с ними без обратной связи может принести неожиданности и разочарования заказчику. Так что ему надлежит не только умело показать свой продукт, но и обеспечить необходимый уровень сотворчества с приглашенным журналистом, с редактором газеты или журнала. Полезно бывает и самим организаторам экотуров предлагать для публикации собственные тексты.

Для привлечения надежных и заинтересованных партнеров по ор­ганизации экотуризма из числа неспециализированных туроперато­ров и турагентов недостаточно представить сведения о созданном турпродукте на выставке или в прессе. Необходимы специальные ознакомительные поездки, при этом дешевые и привлекательные. Та­кие поездки, организуемые в рекламных целях, следует тщательно планировать, в частности так построить их программу, чтобы наилуч­шим образом продемонстрировать все потенциальные возможности и продукта, и региона. При этом важно выделить те своеобразные чер­ты местности, которые могут обеспечить формирование оригиналь­ного турпродукта, прежде не предлагавшегося на рынке. Нужно про­думать состав приглашаемых участников и разработать проекты соглашений и договоров с потенциальными партнерами.

Готовя такие поездки и налаживая контакты с туроператорами и турагентами, следует иметь в виду не только объединяющее их жела­ние заработать на распространении подготовленного турпродукта или на дополнительных услугах, но и присущие этим двум группам парт­неров различия в интересах.

· Так, в общем случае и те и другие всегда ищут новые возможнос­ти и стремятся познакомиться с широким набором туров и услуг. Од­нако среди туроператоров нередко встречаются разрабатывающие до­вольно узкий сегмент рынка и ищущие вполне конкретные варианты для формирования специальных туров. Турагенты же чаще всего бы­вают универсальными.

· Туроператоры ради формирования и освоения нового продукта готовы вкладывать собственные средства. Турагентов же прежде всего интересуют условия получения комиссионных от продажи чужого продукта, на формирование и продвижение которого свои средства они тратить не очень склонны.

· Туроператорам нужно убедиться в наличии спектра туристских услуг, достаточного для формирования целостного тура (транспорт, размещение, питание, основные объекты показа или ключевые рек­реационные ресурсы, торговля, развлечения). Турагенты же в первую очередь стремятся обнаружить среди отдельных предлагаемых услуг или турпродуктов те, которые они смогут легко и выгодно продать.

Впрочем, в современном российском туризме указанные различия между туроператорами и турагентами не столь четки, как в туризме за­рубежном.

Весьма полезными партнерами для организаторов экотуризма яв­ляются природоохранные общественные и научные учреждения. Вме­сте с ними целесообразно решать четыре главные задачи:

1) планирование маршрутов, экологических троп, зонирование охраняемых территорий;

2) определение допустимых нагрузок на эти маршруты, тропы и территории;

3) проведение экологического мониторинга за последствиями раз­вития туризма;

4) подготовка гидов экотуризма и разработка образовательных экологических программ для туристов.

Сотрудничество с такими учреждениями должно иметь долгосроч­ный и взаимовыгодный характер.

Для общественных и научных организаций оно представляет воз­можности проверить и реализовать на практике разработанные кон­цепции и методы, собрать новый эмпирический материал. Для туропе­раторов экологического туризма помимо ценных консультационных услуг оно может помочь получить дополнительные финансовые сред­ства (совместные обращения в природоохранные фонды и иные фи­нансовые институты, как правило, эффективнее индивидуальных). Само собой разумеется, что участие авторитетных общественных и на­учных организаций в <

Наши рекомендации