Потребление энергии при разном уровне загрузки предприятия
Уровень загрузки | Минимальное потребление | Максимальное потребление | Среднее потребление |
до 1/3 | 3,2. | 37,2 | 12,5 |
от 1/3 до 2/3 | 8,0 | 64,0 | около 21 |
более 2/3 | .7,3 | 96,2 | около 20 |
существенно экологичнее, чем угольная, что электроэнергия ветровой станции предпочтительнее атомной, и т.п.
Конкретные технические решения хорошо известны и многообразны (газосветные и другие экономичные лампы, солнечные коллекторы для нагрева технической воды, терморегуляторы на отопительных приборах, автоматическое отключение освещения на лестницах и в коридорах и многое другое). Иногда наиболее правильным выбором оказывается решение вообще отказаться от использования электроэнергии. Например, электросушители для рук в туалетах экономнее и экологичнее заменять гигроскопичными бумажными полотенцами.
Менее подробно описаны и менее популярны способы энергосбережения в походных условиях, например приемы эффективного устройства костра и использования дров. Так, далеко не все знают, что два небольших сухих бревнышка, положенные рядом на подготовленное кострище, горят в три — пять раз дольше и дают во столько же раз больше тепла (а потому могут обеспечить теплый ночлег прямо на земле даже зимой), чем большая куча сучьев, наваленных как попало или даже поставленных шалашиком.
Элементарные требования энергосбережения и экологичного поведения далеко не всегда приводятся в российских туристских инструкциях или руководствах именно в силу своей элементарности. Однако они не являются органической частью культуры поведения россиян. Иностранных туристов и особенно экотуристов шокирует привычка большинства российских водителей автобусов не выключать двигатель во время стоянки. И вполне возможно, что эти экотуристы не захотят снова воспользоваться услугами фирмы, предложившей им в остальном вполне корректно организованный маршрут.
Водосбережение — вторая из важнейших задач внедрения экологичных технологий в практику экотуризма. И опять-таки в первую очередь соответствующие технологии необходимо применять в сфере размещения и обслуживания. Основные усилия должны быть сосредоточены на оснащении ванных комнат и туалетов. Именно здесь расходуется в среднем до 37% всех ресурсов воды, потребляемой в гостиницах. Расходы на другие нужды таковы (в процентах) :
• кухня — 21,
• общедоступные туалеты — 17,
• прачечная — 12,
• холодильные установки — 7,
• бассейн — 2,
• прочие расходы — 4.
Разумеется, в эколоджах эти соотношения иные, но учтем, что западноевропейская модель — более крупный сегмент экотуризма, чем австралийская. Так что сливные бачки в туалетах и душевые насадки, сокращающие водопотребление на 50—60%, нужны и в отелях, и в сельских пансионах, и в эколоджах.
Вода — очень дефицитный ресурс на судах, причем не столько питьевая, сколько техническая, используемая в душах, туалетах, на кухне, в машинном отделении. Ведь все стоки на судах должны собираться в специальные емкости и в портах перекачиваться на водоочистные станции. Поэтому экономия воды в плавании — актуальнейшая технологическая и вместе с тем психологическая проблема для туристов.
В походных условиях воду нужно беречь особенно тщательно в засушливых местностях. Там летом нормой для мытья в походной бане-палатке можно считать всего 3—4 литра на человека, если использовать не ковш, а обычный чайник, из которого моющиеся аккуратно поливают друг друга.
Особо внимательно в походе следует относиться к источникам воды, к местам размещения умывальников и слива образующихся на стоянках бытовых стоков. Ведь даже малое количество детергентов способно настолько загрязнить небольшой водоем, что он уже не будет пригоден для использования.
Очень неэффективно и антиэкологично используется в туризме территориальный (акваториальный) ресурс. Сохранение и бережное отношение ко всем компонентам ландшафта — важнейшая забота организаторов экотуризма.
1 См.: Wieviel Umwelt kostet uns das Reisen? S. 9.
Один из элементов экотехнологии, обеспечивающий основу рационального использования территорий и акваторий, — это расчет допустимой рекреационной нагрузки для основных экосистем каждой туристской местности. Рекреационной нагрузкой обычно называют количество туристов, которое без ущерба для природы и психофизического состояния самих туристов может присутствовать в данное время в данной местности. Расчет допустимой нагрузки — непростая задача, и решается она разными методами, нередко требующими серьезных специальных исследований.
Один из способов основан на определении степени нарушенности напочвенного растительного покрова. Используя результаты ботанических наблюдений на специальных тестовых площадках, исследователи выявляют стадии нарушенности (стадии рекреационной дигрессии) растительного покрова (иногда также и стадии избыточного уплотнения почвы) и соотносят их с числом туристов, посещающих соответствующие участки. Так устанавливается предельно допустимая нагрузка, не приводящая к необратимым изменениям и разрушению растительного покрова.
Кроме сугубо биологических критериев используются, хотя и значительно реже, психологический и технологический. Примером такого более широкого подхода может служить таблица 7.
Данные таблицы демонстрируют ограниченность сугубо технологической и вообще односторонней оценки, например вместимости пляжей: уместиться там могут до 1700 чел./га, но психологический комфорт будет нарушен при численности уже более 100—200 чел./га. Также на порядок меньше технологической допустимая психологическая емкость акваторий, используемых для парусного спорта.
Допустимая нагрузка оценивается и с помощью полуколичественного или качественного подходов, получивших название методики допустимых изменений [см.: Калихман и др.].
Следует повторить, что определить целесообразную рекреационную нагрузку весьма сложно. Несмотря на множество рекомендаций, единственно правильного рецепта не существует. Дело в том, что допустимая нагрузка зависит не только от свойств рекреационной территории, но и от целого ряда иных факторов: обустройства маршрутов, интересов и поведения туристов, продолжительности их пребывания на объектах посещения, способов передвижения, тематики экскурсий и др. Поэтому для одной и той же территории допустимые нагрузки варьируют в зависимости от сочетания действующих факторов, включая способы управления туристскими потоками.
Таблица 7
Показатели допустимой нагрузки (чел ./га)
Компонент ландшафта и вид его использования | Критерии | ||
биоэкологический | технологический | психологический | |
Сосновый лес на очень сухих почвах | 0,5-1,0 | — | 0,5-1,0 |
Хвойный лес на сухих почвах | 1-2 | — | То же |
Смешанный и лиственный лес на сухих почвах | 2-3 | — | То же |
Лес на богатых влажных почвах | 3-5 | ||
Суходольные и другие сухие луга | 5-10 | — | — . |
Низменные, пойменные и другие влажные луга | 10-20 | — | — |
Естественные пляжи | — | 1000-1700 | 100-200 ------------ |
Аэросолярии над водой | — | 2500-3000 | — |
Море (для купания) до изобаты 1,5 м | — | 300-500 | 100-200 |
Озера и реки для купания | — | 500-600 | 100-200 |
То же для катания на лодках (2 чел.) | — | 2-5 | 0,2-0,5 |
То же для моторных лодок и водных лыж | — | 0,5-1,0 | 0,05-0,1 |
То же для парусного спорта | — | 1-2 | 0,1-0,2 |
Берег и прибрежная акватория для ловли рыбы с лодки (2 чел.) | — | 10-20 | |
То же для ловли с берега | 50-100 чел./км | ||
Территория для катания на лыжах | — | 2-20 • | — |
Территория для палаток в глубине леса | — | 250-300 чел./км | 15-30 чел./км |
То же на берегу | — | 300-400 чел./км | 50-100 чел./км |
Источник: Стаускас В. П. Градостроительная организация районов и центров отдыха. Л., 1977.С. 67.
Размещение всех компонентов туристской инфраструктуры необходимо тщательно планировать, используя ландшафтно-экологические принципы. Это касается и стационарных, и временных ее элементов (например, сезонных купален, площадок для пикников). Принципы и методы ландшафтного планирования и ландшафтной архитектуры разработаны, практика их применения достаточно богата. Наилучшие для своего времени рекомендации предлагались еще в 1970-х гг. литовскими ландшафтными архитекторами [см.: Стаускас]. Однако экотуризм предъявляет и к ландшафтной архитектуре, и к планированию особые требования.
Так, самое пристальное внимание должно обращаться на планировку размещения мест пребывания туристов в береговой зоне ручьев и рек, озер и морей. Эта наиболее притягательная для посетителей территория выполняет очень важные экологические функции и должна служить как туристам, так и природе. Основной принцип планирования в этой зоне — объекты туристской инфраструктуры должны размещаться не исключительно вдоль берега, но и перпендикулярно к нему, оставляя обширные участки неосвоенными [см.: Там же].
При планировании эколого-туристских маршрутов, размещении экологических троп, наблюдательных вышек и т.п. следует находить компромиссы между интересами туристов, стремящихся:
• посетить привлекательные своей «дикой» красотой местности, и необходимостью сохранения их в этом первозданном, ненарушенном состоянии,
• увидеть диких зверей и птиц в естественной среде, и необходимостью охранять их местообитания.
К способам решения этих проблем относятся использование или разработка специальных ландшафтно-рекреационных планов, рекреационное зонирование местности, организация обширных вольерных зоопарков.
5.4. Отходы, продукты питания и безопасность
Сокращение и утилизация стоков, газообразных выбросов, твердых бытовых отходов (мусора) — важнейший аспект применения экотех-нологий.
Технические пути решения проблемы стоков и выбросов в целом хорошо разработаны и более или менее известны. Они используются и на туристском транспорте, и в сфере размещения и обслуживания. Некоторые стороны этих проблем охарактеризованы выше. Значительно меньше в российской практике распространены экологичные способы утилизации мусора.
Между тем туристский мусор составляет значительную долю твердых бытовых отходов. Он появляется уже на стадии планирования путешествия, когда турист покупает или получает множество буклетов, проспектов, журналов и прочих материалов, рекламирующих и описывающих туристское предложение, а затем большую часть из них выбрасывает. Мусор накапливается на всех этапах путешествия, в том числе и после возвращения домой. Поэтому менеджерам экотуризма важно хорошо представлять себе, где возникает мусор, каков он по составу и как от него избавиться.
Более всего мусора накапливается в яхтенных гаванях и в крупных отелях (11 и 10 кг/чел. в неделю соответственно), в два-три раза меньше в пансионах, кемпингах, апартаментах (от 4 до 6 кг/чел. в неделю). При этом в яхтенных гаванях более 70% мусора составляет упаковочный материал, а в больших отелях преобладает органический мусор — около 45% общего количества. В пансионах, кемпингах и апартаментах упаковочный материал, органика и все прочие компоненты мусора накапливаются приблизительно в равных долях. Объясняются такие соотношения тем, что в яхты грузы укладываются с запасом на достаточно продолжительное время и очень компактно, а весь упаковочный материал выбрасывается сразу и в одном месте. Преобладание органического мусора в отелях обусловлено наличием в них ресторанов, которые посещают не только постояльцы, но и не ночующие в отеле туристы. Мусор, продуцируемый ресторанами, состоит из следующих компонентов (в процентах) :
• кухонные отходы — 53,
• бумага — 17,
•упаковочный материал — 14,
• стекло — 7,
• прочий мусор — 9.
Как известно, наилучшим способом избавления от мусора является его утилизация с предварительной сортировкой (раздельным сбором). Проще всего перерабатывается органика (например, компостированием), сложнее всего — пластмасса. Вот почему в туристской индустрии, особенно в экотуристской, активно проводится кампания против использования одноразовых упаковок (в экотуризме популярен лозунг «Одноразовая упаковка — враг природы»), за применение многоразовых стеклянных бутылок вместо пластиковых и за иные меры по сокращению отходов путем ликвидации их источников.
Этот путь решения проблемы мусора особенно актуален в походных условиях. Не следует класть в рюкзак то, что заведомо придется выкинуть. Но необходимо взять с собой специальный мешок для сбора того мусора, который нельзя оставлять в природе. Так, если в прежних туристских руководствах рекомендовалось пустую консервную банку обжечь на костре и затем затоптать в землю, то теперь стало ясно — пустую банку нужно сплющить и унести. Ведь пустая банка легче полной, так что рюкзак не станет тяжелее. То же касается и пустой бутылки. Ни в коем случае не следует сжигать на костре пластиковые упаковки, потому что продукты их горения очень токсичны. Весь пластик необходимо уносить с собой.
Ну а биологический мусор (органику) можно аккуратно закомпостировать или небольшими порциями оставить как подкормку для зверей и птиц, но не рядом со стоянкой. Однако лучше вначале спросить на этот счет совета у лесника или у гида-эколога, если он сопровождает группу.
Не рекомендуется и часто запрещается собирать и уносить с собой растения, кусочки горной породы и т.п., а тем более археологические находки. Все это наносит серьезный ущерб природе или культурному наследию, к тому же нередко после возвращения домой такие сувениры отправляются в мусорные баки.
Здесь уместно отметить, что изготовление и продажа местными мастерами или эколого-туристской фирмой сувениров из природных материалов должны тщательно контролироваться. Недопустимы сувениры, изготовленные, например, из панциря черепахи, крокодиловой или змеиной кожи, слоновой кости, перьев редких птиц, меха редких зверей. В то же время по согласованию с природоохранными учреждениями конкретной местности можно и нужно поощрять производство и продажу сувенирной продукции из разрешенных для использования местных природных материалов. Более того, рекомендуется знакомить экотуристов с технологией изготовления таких сувениров и предлагать им самим обучиться этому искусству. В этом случае турист, вернувшись домой, едва ли выбросит свое изделие на помойку.
Рекламно-информационные материалы экотуристской фирмы не нужно печатать на мелованной бумаге. Глянцевые проспекты и буклеты (возможно, за исключением фотоальбомов) не должны быть фирменным стилем экологически ответственных учреждений. Гораздо уместнее, во-первых, использовать рециклированную бумагу и, во-вторых, придать фирменной продукции местный колорит, используя традиционную художественную стилистику, а также местные материалы, например натуральные ткани, кору деревьев, древесные спилы, камень и т.п.
Большое внимание организаторы экотуризма должны уделять продуктам питания.
Пища экотуриста, как и любого человека, должна быть экологически чистой, безопасной и полезной. Существует, однако, ряд особенностей организации питания экотуристов. Дело в том, что одна из установок экотуризма заключается в широком использовании местных продуктов и местной кухни. Однако те продукты и блюда, к которым адаптированы местные жители, могут оказаться неподходящими или даже вредными для туристов, приехавших из далеких по природным условиям регионов и привыкших к иной пище. Поэтому при поездках в далекие и экзотические страны не следует планировать для всех участников тура исключительно местное меню. Разнообразие и возможность замены блюд — необходимое условие организации питания в экотуризме. Также важно наличие вегетарианского меню, поскольку многие экотуристы, особенно пожилые, предпочитают овощную и фруктовую диету как по физиологическим, так и по идеологическим причинам.
Полезным элементом организации питания в экотуризме может быть обучение местным приемам приготовления пищи и предусмотренная возможность самим готовить понравившиеся местные блюда и «добывать пропитание». Такое обучение имеет и вполне практический смысл как элемент школы выживания.
Очень внимательно следует контролировать качество питьевой воды, особенно в походных условиях. Гигиенические требования к воде и к продуктам питания в большинстве стран разработаны довольно подробно. Российские нормы содержатся в так называемых СанПиНах (Санитарных правилах и нормах). Для питьевой воды это СанПиН 2.1.4.559-96, раздел 2.3.3. «Гигиенические требования к качеству питьевой воды». Для продуктов питания — СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»1.
Понятно, что в походе далеко не всюду можно проверить качество воды и продуктов по сертификатам поставщиков или заключениям санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому следует брать с собой портативные фильтры для очистки воды и обеззараживающие препараты. Покупать же продукты для подопечных туристов у местных жителей без сертификатов можно только при условии, что это постоянные поставщики и что качество их продуктов проверено на опыте. Необходимо также предупреждать туристов об опасности употребления в пищу самостоятельно пойманной рыбы, собранных грибов, ягод или фруктов. Кроме того, в ряде регионов ягодники или плодовые деревья, растущие вроде бы в диком месте и никому не принадлежащие, на самом деле оказываются собственностью местных жителей.
Рекомендации по защите туристов от вредных воздействий бытовой техники, шума, иных техногенных внешних факторов в экотуризме те же, что и в туризме вообще. Несколько слов следует сказать о другой стороне проблемы шума и техногенных воздействий, а именно о воздействии поведения туристов на зверей и птиц, а подчас и на самочувствие местных жителей. Магнитофоны и радиоприемники, гитары и иные музыкальные инструменты, фотовспышки, сигнальные ракеты следует использовать очень осторожно и деликатно. Оказавшись в поле, в лесу, на озере или на реке, нужно научиться слушать музыку природы, а не заглушать ее голоса и не тревожить обитателей этих мест. Особенно интересно и поучительно слушать и учиться понимать ночную жизнь природы, которая нередко богаче и интенсивнее дневной жизни, например в пустыне или даже на озере.
Что касается защиты от природных опасных явлений, то об этом уже было сказано в § 2.2 главы 2. Здесь подчеркнем, что конкретные рекомендации по защите от возможных стихийных природных опасностей в походах следует получать от местных спасательных служб или иных подобных организаций.
1Подробная характеристика многих из таких требований содержится в популярной брошюре В.В. Горбатовского и Н.Г. Рыбальского «Экология и безопасность питания», изданной в 1995 г. Российским экологическим федеральным информационным агентством (РЭФИА).
ГЛАВА 6
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Термином «туристский продукт» обозначаются три различных понятия.
Во-первых, согласно закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турпродукт — это «право на тур, предназначенный для реализации туристу». Такое определение не всегда корректно, так как оно меняет общепринятый смысл слова «продукт», хотя и подчеркивает правовой характер отношений между продавцом и покупателем. Во-вторых, в соответствии с общепринятым словоупотреблением туристский продукт — это потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. (Здесь уместно подчеркнуть невещественный характер части турпродукта, а именно туристских услуг.) В-третьих, турпродуктом именуют совокупность потребительских стоимостей этого комплекса.
Формирование эколого-туристского продукта (как и любого турпродукта) представляет собой сложный и многоаспектный процесс. В общих чертах он состоит из четырех этапов.
Этап I — выявление предпосылок и рамочных условий, потенциала и ресурсов:
• привлекательные объекты природы и эколого-культурные объекты;
• качество доступных средств осуществления тура;
• определение возможного набора и содержания туристских услуг и туристского продукта (целостного пакета услуг);
• исследование возможностей для создания спектра дополнительных услуг.
Этап II — определение целевых групп:
• эколого-социологический анализ как инструмент выявления целевых групп;
• выбор адекватного этим группам типа продукта и постановка задач по его подготовке.
Этап III — построение тура или экскурсии:
• разработка маршрута, программы, содержания мероприятий и т.д. в соответствии с критериями, определяющими экологичность турпродукта;
• экологическая безопасность планируемых экскурсий или тура;
• подготовка информационных материалов;
• определение стоимости тура с учетом его экологических компонентов;
Этап IV — разработка стратегии маркетинга и рекламной деятельности:
• основные стратегии маркетинга;
•создание системы экологически ориентированной рекламной продукции;
• разработка схемы и методов мониторинга экологических последствий тура и мнений клиентов;
• выявление и привлечение партнеров по развитию экотехнологичных форм туризма.
6.1. Оценка эколого-туристского потенциала и доступных ресурсов
В общих толковых, а также в энциклопедических словарях под термином «потенциал» (от лат. potentia — сила) понимаются «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи» (БЭС, 2002). Это достаточно емкое и вместе с тем универсальное определение, безусловно, может быть принято за основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от:
• объекта, потенциал которого характеризуется,
• задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал.
Сферу использования потенциала или задачу, для решения которой он будет использоваться, целесообразно обозначать через соответствующее прилагательное (например, рекреационный или туристский потенциал), а объект — через соответствующее дополнение (например, потенциал Подмосковья).
Согласно определению, приведенному в толковом словаре по охране ландшафтов, «рекреационный потенциал ландшафта — совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека»1 .
Одним из ключевых в этом определении служит слово «совокупность». Именно в связи с ним термин «потенциал», при всей близости термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает сумму характеристик описываемых предметов, явлений. Еще одно существенное отличие «рекреационного потенциала» от «ресурсов рекреационных» состоит в том, что потенциал включает условия решения задачи, в то время как ресурсы принято отделять от условий, особенно если речь идет о природных ресурсах. Наконец, описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала, а также сравнение с потенциалом другого объекта.
Таким образом, эколого-туристский потенциал какого-либо объекта (или территории) есть совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования эколого-туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.
Прежде чем кратко описать схему оценки эколого-туристского потенциала и сравнения потенциалов различных объектов, рассмотрим, из каких основных элементов он складывается. Все множество этих элементов целесообразно разделить на три группы:
• компоненты природных и культурных ландшафтов и сами ландшафты;
•средства осуществления экологических туров (программ, экскурсий);
• условия их осуществления.
Разумеется, такое деление весьма приблизительно и некоторые из элементов могут рассматриваться и как средства, и как условия осуществления туров (например, наличие подходящего транспорта). Однако в каждом конкретном случае обычно удается достаточно четко обосновать включение того или иного элемента в одну из названных групп, что в последующем оказывается весьма важно для подбора характеристик этих элементов и выбора критериев их оценки при сравнении потенциалов различных объектов.
К группе «Компоненты природных и культурных ландшафтов» следует относить:
• особо охраняемые территории и акватории (национальные парки, природные парки, заказники), а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы. Заповедники не предназначены специально для туризма, но они представляют собой привлекательные (хотя и ограниченно посещаемые) объекты, а также богатые источники экологических знаний, идей, кадров, эколого-туристских сюжетов;
• естественноисторические (особенно краеведческие) музеи и т.п., а также объекты, интересные и поучительные для демонстрации экологических принципов природопользования, например экотехноло-гичные хозяйства и предприятия, угодья аборигенных (традиционных) обществ и т.п.;
• сами природные и культурные ландшафты с их эстетическими достоинствами, территории, обладающие особой культурно-исторической ценностью (например, левитановские или поленовские пейзажи, усадебно-парковые комплексы и образцы ландшафтной архитектуры и т.п.).
В группу «Средства» включаются:
• экотехнологичные виды транспорта (поезда и автобусы, а не автомобили; велосипеды, а не мотоциклы и т.п.), а также экотехнологичные объекты размещения туристов и экотехнологичное туристское снаряжение;
• экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;
• и, что особенно важно, квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и вообще информационные материалы.
К группе «Условия» в первую очередь относятся:
• экологическая благоприятность местности, в том числе с точки зрения загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;
• пригодность (соответствие) территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;
•допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения и формы контактов с объектами наблюдений.
Таков далеко не исчерпывающий перечень важнейших элементов эколого-туристского потенциала, совокупность которых необходимо охарактеризовать в целях его выявления и оценки.
[1] Охрана ландшафтов: Толковый словарь / Под ред. B.C. Преображенского. М., 1982.С. 164
Что касается ресурсов, то их оценка всегда осуществляется в нескольких аспектах или по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны (и специально подбираются) для каждого вида рекреационной деятельности. Обычно ресурсы рекомендуется оценивать в функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном аспектах. Принципы и критерии такой оценки должны быть адекватны каждому конкретному аспекту.
Эколого-туристский потенциал целесообразно оценивать раздельно прежде всего по трем основным группам перечисленных выше элементов, или слагаемых, потенциала, подбирая для каждой из них соответствующие способы и критерии, а также аспекты оценки.
Так, критериями оценки природных и культурных ландшафтов и их компонентов в первую очередь должны служить происхождение, история, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различные характеристики разнообразия, включая видовое богатство флоры и фауны. Для группы элементов «Средства» весьма подходящими критериями являются показатели их экотехнологичности: расхода топлива (энергии), эмиссии вредных веществ (в тонно-километрах на одного пассажира и т.п.), уровня шума и вообще гигиенических норм безопасности, рассчитанных по отношению как к людям, так и к биотическим компонентам ландшафта в целом.
Группу элементов «Условия» следует оценивать, опираясь в первую очередь также на существующие нормативы — экологические и иные параметры безопасности, допустимые рекреационные нагрузки и нормы неистощительного ресурсопользования.
Оценить количественно удается многие, но далеко не все элементы потенциала. Поэтому для получения итоговой оценки целесообразно все количественные частные оценки переводить в качественные. Обычные градации качественной шкалы — «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» — иногда дополняют еще двумя — «весьма низкий» и «весьма высокий». Применять более детальные шкалы неразумно, поскольку повышение точности оценок часто оказывается мнимым. Для перевода количественных шкал в качественные целесообразно разбить ранжированные ряды оценок с равномерными интервалами на естественные классы по частоте попадания оценок в соответствующий класс и затем провести границы между классами по интервалам ряда с минимальными частотами. После этого качественную шкалу следует превратить в пяти -или, соответственно, в семибалльную. Далее осуществляется простое суммирование баллов.
Оценивая группу элементов «Условия», таких, например, как благоприятность и пригодность территории (объекта) для проведения тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие такому туру. Последним присваивают баллы с отрицательными значениями и вычитают из общей суммы итоговой оценки.
Интегральная оценка рекреационного потенциала любого объекта и территории конвенциональна или условна, поскольку неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо оценивать вместе минимум пять, а максимум семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, всегда следует четко определять, в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства зависит расстановка высших и низших значений оценочных баллов. Действительно, Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник может получить высший балл по богатству флоры среди охраняемых территорий Московской области, но только средний или даже более низкий среди всех охраняемых территорий России.
Итак, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как сравнение,
• анализируя фиксированный набор компонентов потенциала,
• используя для получения итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме,
• вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов
оценки,
• четко обозначая территориальные рамки сравнения.
К основным характерным видам эколого-туристских услуг и товаров относятся:
•разработанные, обустроенные и контролируемые постоянные маршруты и экологические тропы;
•образовательные и консультационные услуги самых разных типов;
• организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма;
• специальные экологические и эколого-культурные туры;
• экскурсионные услуги, в том числе экскурсии по особо охраняемым территориям;
• проведение специальных мероприятий и акций (ярмарки, аукционы, фестивали, конкурсы, выставки и т.п.);
• контролируемая заготовка туристами «даров природы»;
• продажа экологически чистых местных продуктов питания;
• экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;
• прокат туристского снаряжения;
• изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок;
• продажа торговых знаков с местной экологической символикой, рекламные услуги;
• изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.
Из этих туристских услуг и товаров должны быть составлены целостные программы. Общие представления о способах составления из «элементарных» компонентов целостных туристских программ содержатся в «Азбуке для туроператора» [см.: И. Зорин, А. Зорин]. Ее авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (например, сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.) и обобщенные на их основе типы занятий (действий) — в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Все элементарные занятия предлагается объединить в
17 типов (в алфавитном порядке): альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, водный, коммерческо-деловой, курортный, культурно-
оздоровительный, охотничье-рыболовный, паломнический,
приключенческий, приморский, развлекательный, спортивно-туристский,
фестивально - конгрессный, экологический, экзотический, этнографический.
Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать и иначе. Но важен сам подход: от элементарных «кирпичиков» к типам, а далее, и это наиболее конструктивный путь, к циклам, модулям и программам туристской деятельности, формируемым или «внутри» ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы, — по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туроператор или бывалый турист интуитивно и формирует туристскую программу. Однако именно четкость и системность упомянутой «Азбуки», а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делают ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.
6.2. Эколого-социологический анализ и целевые группы
Надежно определить целевые группы, адекватные конкретному типу эколого-туристского продукта, можно после того, как о потенциальных клиентах собраны разносторонние сведения. Как минимум должны быть установлены:
• интерес и общее отношение клиентов к экологической проблематике, в том числе понимание ими общественных экологических потребностей и обязанностей, а также их озабоченность личной экологической безопасностью;
• готовность или желание участвовать в турах сугубо экологической ориентации или вообще в природно-ориентированных турах;
• информированность об экотуризме в целом и об особенностях тематики и программы предполагаемого тура;
• склонность к активной деятельности, уместной и доступной в рамках тура и направленной на решение каких-либо экологических задач.
Должны быть также установлены факторы, определяющие общие интересы и склонности как клиентов, так и поставщиков услуг.
Важным инструментом такого анализа служат эколого-социологические опросы. Их результаты необходимо контролировать по независимым данным.
В качестве примера эколого-социологических опросников приведем две анкеты. Первая была использована в опросе руководителей и клиентов нескольких здравниц Подмосковья, вторая — в опросе местных жителей национального парка «Мещера».
ПЕРЕЧЕНЬ
вопросов руководителям/экспертам туристских предприятий для <