Показатели воздействия различных видов транспорта на окружающую среду

Вид транспорта   Затраты энергии в зависимости от ' дистанции, литр дизель-эквивалнта на 100 км на 1 чел.   Выброс СО2, кг/чел.  
  200км     500км     1000км   1000км  
Самолет   14,0   6,1   2,0    
Легковой автомобиль без катализатора   9,1   6,4   1,0   —  
То же с катализатором   6,0   6,5   1,0    
То же с дизельным двигателем   5,7   5,5   2,2      
Автобус   6,0   5,9   2,0    
Поезд   6,1   6,1   1,9    

внимание еще и шум, то все остальные виды транспорта останутся далеко позади. Весьма антиэкологичен и легковой автомобиль. К тому же именно автомобильный транспорт использует более всего свободных площадей — для автотрасс, парковок и свалок машин. Следует также иметь в виду, что автомобилестроение — одна из крупнейших и весьма ресурсо- и капиталоемкая отрасль промышленности.

Нельзя не принимать в расчет и социальный аспект использования автомобилей в туристских местностях. Вот мнения жителей около ста общин, испытывающих мощное воздействие туристского автотранспорта, об остроте связанных с этим воздействием проблем (в процентах от числа ответов, поставивших ту или иную проблему на первое место)1:

•шум — 75,

• выбросы вредных веществ — 64,

• опасность несчастных случаев — 40,

• ухудшение облика ландшафта — 33,

• возникновение пробок — 21

Что касается водного туристского транспорта, то его экологичность весьма различна. Так, высокотехнологичный круизный теплоход может быть энергетически достаточно эффективен и минимально загрязнять водоемы. Другое дело, что не всякий круиз ориентирован на все принципы экотуризма. Антиэкологичны некоторые современные и модные виды водного транспорта, например гидроциклы (шум, загрязнение, опасность для купалыциков). Значительный вред природе наносят моторные лодки и катера. Поэтому на многих водоемах запрещено использование на маломерных судах бензиновых моторов, но разрешены низкоскоростные электромоторы. Идеален парусный и гребной туристский транспорт — яхты, лодки, байдарки, каноэ, при условии, что они пристают к берегу только в разрешенных местах, поскольку береговые биотопы очень чувствительны к нарушениям. Следует также иметь в виду, что в парусных гаванях (маринах) накапливается много отходов, образуемых упаковочными материалами (этот аспект туриндустрии будет рассмотрен ниже).

Современный воздушный индивидуальный туристский транспорт тоже не всегда экологичен и дружествен природе, причем по разным причинам. Так, мотодельтапланы — это источник шума и загрязнения. А вот безвредные в этом отношении парапланы могут причинять беспокойство сидящим на гнездах с яйцами или птенцами крупным птицам. Нежелательны и снегоходы (выхлопы, беспокойство для людей и животных). Приветствуются велосипеды, лыжи, сани, лошади, верблюды, слоны, собачьи и оленьи упряжки и т.д.

Туристское снаряжение, как и остальные компоненты эколого-туристской технологии, должно быть как можно более безвредно и для природы, и для туриста. Например, в альпийских школах при обучении скалолазанию особое внимание обращается на обувь. Запрещены металлические кошки, ботинки с шипами и тому подобные виды обуви, их заменили «мягкие» подошвы, обладающие хорошим сцеплением с каменной поверхностью, но не разрушающие ее. Таковы, между прочим, специальные галоши, производящиеся в России.

Другой пример тоже относится к горному туризму. Сейчас лыжникам, поднимающимся по горному склону, рекомендуется надевать на лыжи специальные чехлы-подстежки, обладающие хорошим сцеплением со снегом и препятствующие «обратному» скольжению. В этом случае не приходится подниматься «лесенкой», сильно нарушающей снежный покров. Возможно, этот прием заимствован у сибирских таежных охотников, подбивающих свои широкие лыжи мехом, укладывая его «по шерсти», что способствует хорошему скольжению вниз по склону, но препятствует движению «против шерсти», т.е. обратному скольжению при подъеме.

Другая тема, знакомая любому туристу, — стойки и колышки для палаток: сейчас они производятся из легких и прочных материалов, их нетрудно носить с собой вместо того, чтобы вырубать, как раньше, заново на каждой стоянке из живых ветвей или стволиков деревьев.

5.3. Использование природных ресурсов

Использовать энергию и иные природные ресурсы следует экономно, по возможности ориентируя все туристские предприятия, а особенно эколого-туристские (прежде всего предприятия сферы размещения и обслуживания), на возобновимые источники.

Возможности экономии энергии в этой сфере посредством совершенствования технологий весьма велики. Об этом свидетельствует десятикратный разброс величин ее потребления (квт/час/чел.) предприятиями одного и того же типа как при низких, так и при высоких уровнях их загрузки посетителями (табл. 6).

При этом необходимо принимать во внимание не только величину потребления энергоресурсов, но и связанные с той или иной технологией выбросы и отходы. Так вполне очевидно, что газовая котельная

Наши рекомендации