Иерархическая классификация экотуров
Иерархический уровень | Категории |
Тип | Природно-ориентированный |
Классы | 1. Экотуры в дикой природе, в границах охраняемых территорий 2. Экотуры вне границ охраняемых территорий, на пространстве культурного ландшафта |
Виды | 1. По основной цели 2. По основному объекту |
Формы | 1. По возрасту участников (дети и взрослые). 2. По состоянию их здоровья (с ограничениями и без ограничений) 3. По численности групп (малые и большие) |
Приведенная классификация весьма лаконична и удобна для выявления главных содержательных и организационных особенностей экотуров, учет которых необходим и при их планировании, и при проведении. Так, в экотурах первого класса непременно участвуют профессиональные гиды, ответственные за соблюдение строгих правил поведения туристов, предписываемых режимом охраняемых территорий. Участникам экотуров второго класса в общем случае предоставляются возможности довольно свободного поведения — разумеется, при соблюдении известных ограничений. Кроме того, организация экотуров первого класса не предполагает обеспечения туристов развитой инфраструктурой размещения и обслуживания, в то время как экотуры второго класса организуются обычно с более высоким уровнем комфорта. Точно так же виды экотуров с заранее обозначенными четкими основными целями и объектами посещения требуют более специального планирования и обеспечения (см. главу 7), чем, например, агротур под девизом «отдых в крестьянском доме».
Следует отметить, что экологические туры близки популярным прежде в России формам самодеятельного туризма. Вместе с тем экотуризм включает значительно больше видов, а некоторые самодеятельные туры могут быть и антиэкологичными, например самодеятельные спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой, скажем использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ.
Таким образом, экологический туризм — это отнюдь не только суровое путешествие с тяжелым рюкзаком; он может быть вполне комфортным, но суперкомфорт любой ценой, особенно среди девственной природы, — недопустимое расточительство. Поэтому даже массовый туризм, во многих странах превратившийся в разрушительную силу, может стать более экологичным. Но главные отличительные черты экотуров — при всем многообразии их видов и форм — остаются неизменными, и определяются они охарактеризованными выше базовыми принципами экотуризма.
ГЛАВА 4
СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭКОТУРИЗМА
Возникновение и широкое развитие экотуризма, инициированное совместными усилиями природоохранных организаций, некоторых туроператоров, а также ученых и экспертов по туризму, были бы невозможны и непродуктивны, если бы не отвечали определенным, ясно выраженным потребностям общества.
Эти потребности, соответствующие общему усилению общественной роли экологического императива, в западноевропейских странах стали отчетливо проявляться с начала 1970-х гг.
Так, в Германии с 1970 по 1987 г. количество туристов, выбирающих туры с ориентацией на пассивный отдых, сократилось с 67 до 24%. За это же время количество туристов, отдыхающих более активно — с дополнительными экскурсиями, походами и т.п., — возросло от 12 до 22%, а предпочитающих оздоровительные туры экологической направленности — от 2 до 7%.
Такие изменения в ориентации спроса на туристские услуги, имеющие характер устойчивых тенденций, обусловлены тремя группами факторов.
Во-первых, общим ростом благосостояния и повышением уровня образования граждан, что приводит к увеличению их свободного времени, а также к расширению возможностей потратить это время на активный отдых. Так, если в 1970 г. доля рабочих в общем потоке германских туристов составляла 46%, то в 1987 г. она упала до 39%. За это же время доля служащих, имеющих по сравнению с рабочими более высокий уровень образования, больше свободного времени и более высокие доходы, увеличилась с 29 до 38%.
Во-вторых, изменились ценностные ориентации граждан в жизни и в отдыхе. Отчетливым стало стремление к разнообразию и смене программ и занятий во время отдыха, к его насыщению новыми впечатлениями и знаниями, а также разумной физической нагрузкой.
В-третьих, по мере развития туризма как формы отдыха, вовлечения в него все большего числа людей и накопления личного опыта отдыхающие научились лучше идентифицировать собственные интересы и потребности и отделять их от стандартных, массовых моделей поведения. Это довольно сложный и трудный процесс. Нужно суметь преодолеть давление стандартной рекламы массовых туристских услуг, приобрести навыки к изучению материалов о природе и культуре тех стран и мест, куда предполагается поехать.
В целом для туристского спроса с начала 1970-х гг. характерны:
• многоаспектность требований,
• индивидуализация программ отдыха,
• стремление к экологизации отдыха, причем, как правило, за счет его чрезмерной комфортности,
• возрастание требовательности к туроператорам и качеству турпродукта.
Таким образом, основная утилитарная социальная функция экологического туризма заключается прежде всего в обеспечении эффективного оздоровления туристов благодаря отдыху в экологически чистой среде, экологичности предоставляемых услуг, вовлечению в активные, разнообразные и сбалансированные формы занятий во время отдыха.
Не меньшее социальное значение имеют еще четыре характерные функции экотуризма:
1) обогащение туристов жизненно важными общекультурными и естественнонаучными экологическими знаниями, в том числе в сфере экологической безопасности;
2) эмоциональное оздоровление, избавление от «городского стресса»;
3) социализация мировоззрения туристов путем формирования экологической культуры, включающей новые, важные для устойчивого развития общества ценностные ориентации и поведение, адекватное экологическому императиву;
4) формирование толерантного отношения к незнакомым прежде культурам и этносам, к их образу жизни и традициям, адаптированным к природной среде обитания.
Экономическая роль экотуризма обусловлена одним из его ведущих принципов, в соответствии с которым основная часть доходов от развития экологически ориентированных форм туризма направляется в муниципальные бюджеты и используется на нужды местного населения.
Этот эффект в значительной мере достигается благодаря хозяйственной и социальной активности местного населения, его вовлечению в политическую жизнь. Люди осознают общность своих интересов, стремятся эти интересы защитить, и как результат возникают эффективные формы их самоорганизации. Строго говоря, экономическая и социальная роли экотуризма переплетаются настолько тесно, что собственно экономическая составляющая в этом процессе выделяется с известной долей условности.
Одним из примеров, широко известным в альпийских странах, является проект «Природа, культура и туризм» общины Хинделанг (Альгойские Альпы, Бавария, Федеративная Республика Германия). Этот проект успешно осуществляется уже более десяти лет, его результаты , были представлены на всемирной выставке «Экспо-2000» в Ганновере.
Назначение и смысл проекта заключаются в органичном соединении природно-ориентированных форм туризма и возрожденного традиционного сельского хозяйства как основы сохранения альпийского культурного ландшафта, который является главным ресурсом как туризма, так и сельского хозяйства. Суть дела в том, что устойчивость экосистем культурного ландшафта Альгойских Альп может быть обеспечена определенным пространственным сочетанием пастбищ, сенокосов, лесов и сельских поселений. И именно пастбищно-сенокосное мясомолочное животноводство позволяет поддерживать необходимый баланс в землепользовании.
До сравнительно недавнего времени в сельском хозяйстве общины Хинделанг, как и всего региона, преобладало земледелие, часть прежних пастбищ зарастала кустарником, на других в интересах коммерческого лесного хозяйства высаживались деревья, облик ландшафта утрачивал былые разнообразие и привлекательность, удобрения с полей смывались в ручьи и реки, экологическая ситуации ухудшалась, само же сельское хозяйство при этом ослабевало и экономика региона в целом приобретала депрессивный характер. Развитие сельского туризма, появившегося в регионе в начале 1930-х гг, стало тормозиться и уже не могло обеспечивать необходимого уровня доходов. Молодежь, не находя достойной работы, уходила из общины.
Новая стратегия позволила объединить интересы и сельского хозяйства, и туризма, и охраны природы. В соответствии с этой стратегией восстановленные пастбища и сенокосные луга используются экологически корректно — удобряются только навозом, пастбищная нагрузка строго контролируется. В результате молоко и производимая крестьянами продукция (твердые сыры, колбасы и др.) отличаются высоким качеством, экологически чисты и привлекательны для туристов. Крестьяне только продают продукты туристам. Они превратили свои дома в небольшие пансионы и сдают гостям комфортабельные комнаты и квартиры, получая от туризма доход в два-три раза больший, чем от сельского хозяйства. Очень популярный в регионе зимний туризм поддерживает практически круглогодичную занятость местного населения
В результате успешного осуществления этого проекта земли общины получили статус особо охраняемой природной территории и одновременно лечебно-оздоровительной местности (курорта). Все формы туризма здесь вполне экологичны как летом, так и зимой. За соблюдением экологичности туристских технологий строго следит Управление курортом. Оно же обеспечивает рекламу и маркетинг. Крестьяне создали несколько специальных объединений и союзов, способствующих развитию принятой стратегии. Формирует и контролирует хозяйственную и правовую политику Совет общины, представляющий собой эффективный орган местного самоуправления, он же направляет необходимые (и весьма значительные!) общественные средства и ресурсы на мероприятия, поддерживающие принятую стратегию. Экономически продуктивная и экологически корректная стратегия развития содействует сохранению не только природной, но и социально-культурной основы жизни местного населения, традиционных форм жизни и хозяйства, ремесел, устойчивому развитию культурного ландшафта. Численность населения стабилизировалась, молодежь больше не стремится уехать из родных мест, но активно включается в экономическую и культурную жизнь региона.
В заключение — несколько цифр, предоставленных администрацией общины и характеризующих уровень развития туризма в Хивделанге к концу 1990-х гг. Община располагает 7250 спальными местами для гостей, размещающихся в 13 относительно крупных отелях, клиниках, санаториях, в 15 небольших отелях и 484 гостевых крестьянских домах. На 100 жителей общины в год приходится около 21 тыс. ночующих гостей, соотношение спальных мест для гостей и для жителей общины 1,5:1,0. В туристском бизнесе заняты 1450 жителей общины. Средства, получаемые общиной от ночующих гостей составляют (по данным за 1999 г.) около 110 млн немецких марок в год, от «транзитных» — около 40 млн марок.
Другой пример — история развития экологичных форм туризма на Маврикии — небольшом острове вулканического происхождения, расположенном в тропическом поясе Индийского океана. Земельные и лесные ресурсы острова весьма ограниченны, прибрежные морские экосистемы — малопродуктивны. Численность населения — около 1 млн человек.
До начала 1970-х гг. основой экономики острова являлось сельское хозяйство, не обеспечивавшее местному населению устойчивых доходов и приемлемого прожиточного минимума. В последующее десятилетие на острове начал развиваться туризм, ориентированный преимущественно на рекреационные ресурсы береговой зоны — песчаные пляжи и теплое море. К 1980 г. поток туристов составлял около 100 тыс. чело-век в год и продолжал расти. Однако обусловленное этим процессом развитие экономики (строительство, новые рабочие места) сопровождалось характерными негативными явлениями: загрязнением прибрежных морских вод, деградацией традиционного сельского хозяйства и т.п. Поэтому власти острова приняли экологически ориентированную стратегию устойчивого развития туризма.
Для туризма были выделены три прибрежные территории, суммарно занимающие только 40% береговой зоны. Остальная часть либо используется в традиционном хозяйстве, либо переведена в режим охраняемой природной территории. В туристских зонах разрешается строить отели только из экологичных материалов и только в местном архитектурном стиле. Отели должны быть не выше 12 метров и не более чем на 200 человек каждый. Развитие транспортной сети, связанной с отелями, строго контролируется. Наличие очистных сооружений обязательно. Добывать морские биологические «трофеи» туристам запрещено.
Эти и другие меры, предусмотренные стратегией развития туризма, стабилизировали экономику острова и заметно повысили уровень благосостояния местного населения. К 1990 г. прибыль от туризма достигла 250 американских долларов на душу населения, а численность туристов — 300 тыс. в год.
Еще один известный пример — национальный парк «Баварский лес» (Германия).
Территория парка (24 250 га) принадлежит государству — федеральной земле Бавария. Вход в парк и экскурсии бесплатные. Доходы бюджета земли Бавария за счет налогов на туристский бизнес составляют около 90 млн марок в год. Бюджет же парка, выделяемый государством, не превышает 20 млн марок. Еще 10 млн марок составляет упущенная выгода в связи с прекращением рубок леса. Следовательно, прямой позитивный эффект функционирования парка для баварского правительства в денежном выражении — около 60 млн марок. Около 60—70% своего бюджета парк расходует на обеспечение туризма и на экологическое просвещение1.
1 Сведения предоставлены администрацией парка в 2000 г.
Таким образом, основной прямой «заработок» парку обеспечивает экологичный, природно-ориентированный туризм, но эти деньги поступают в парк не непосредственно, а через бюджет земли Бавария. В бюджет же баварского правительства средства поступают через налоги, которые платят местные предприятия туристской индустрии.
Следует также учитывать, что эти предприятия стимулируют развитие местной экономики и социальной сферы (производство продуктов питания, транспортные и другие услуги, обучение, рабочие места). В этом состоит косвенный эффект развития экотуризма. В денежном выражении эффект функционирования парка для региона оценить сложно, поскольку кроме 60 млн марок «чистого» бюджетного дохода от туризма прямые доходы получают также и местные предприниматели. Но можно с уверенностью утверждать, что наличие парка в этом регионе — мощный благоприятный социально-экономический фактор.
Иначе пока обстоит дело в национальных парках России, по своему статусу обязанных развивать и отчасти уже развивающих природно-ориентированные, экологичные формы туризма. Территория всех этих парков принадлежит государству, и все расходы парков должны бы покрываться за счет федеральных бюджетных средств. Однако реально выделяемых в настоящее время средств — в связи с общей слабостью экономики страны и неудовлетворительной природоохранной политикой — совершенно недостаточно для полномасштабного и эффективного развития экотуризма. Тем не менее некоторые парки благодаря особой привлекательности и выгодному географическому положению, а также тому, что ими управляют инициативные и грамотные люди, находят возможности для развития экотуризма.
К числу таких парков относится «Куршская коса» (Калининградская область, побережье Балтийского моря). Парк уже располагает сетью собственных или находящихся на его территории и им контролируемых баз отдыха и гостиниц общей вместимостью около 300 человек. В парке имеются информационный центр для туристов (визит-центр), музей, обустроенные экскурсионные маршруты и экологические тропы. Въезд и пребывание туристов на территории парка хорошо контролируются, поскольку попасть в него можно только по единственному шоссе.
В 2000 г. парк посетило около 134 тыс. человек. За посещение парка и за экскурсии взимается небольшая плата. Кроме того, посетители оставляют деньги в принадлежащих парку или иным собственникам гостиницах, на базах отдыха, в магазинах сувениров, в ресторанах и кафе. Все это позволяет парку непосредственно зарабатывать деньги за счет туризма. И этот заработок составляет существенную для парка сумму, даже несколько превышающую средства, получаемые из федерального бюджета.
Обобщая эти и другие известные примеры развития экотуризма, можно выделить его следующие позитивные экономические и вместе с тем социальные функции:
• создание новых рабочих мест для местного населения;
• стимулирование традиционных форм природопользования, производства экологически чистых продуктов питания;
• увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;
• рост благосостояния местного населения; развитие ремесел;
Таблица 3 Предпочитаемы
Формы туров
(сумма превышает 100%, так как не требовалось одного ответа)
Форма тура | % |
Посещение парков | 55,8 |
Пешие походы | 55,0 |
Посещение особо охраняемых территорий | 47,8 |
Наблюдение «дикой» жизни (не считая бэрдсвотчинга)1 | 45,8 |
Походы по природным тропам (экотропам) | 37,1 |
Эколого-просветительские туры | 20,3 |
Бэрдсвотчинг | 19,5 |
Велосипедные туры | 18,7 |
Рыбалка на пресных водоемах | 17,9 |
Дайвинг | -14,7 |
Посещение болот, маршей | 12,0 |
Походы в горы, скалолазание | 11,6 |
Каноинг и каякинг | 9,2 |
Жизнь на ранчо | 4,0 |
Плавание | 3,6 |
Лодочные походы | 3,6 |
БереГовые туры | .3,2 |
Океанические туры | 2,8 |
Жизнь в кемпинге | 2,0 |
Посещение природных достопримечательностей | 1,2 |
Бэрдсвотчинг — наблюдение птиц в природных условиях.
• развитие местного самоуправления;
• формирование планов развития «изнутри», с учетом интересов местных жителей;
• развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий.
Наиболее популярен экотуризм в США, Австралии и Германии. Именно в этих странах он оказал значительное влияние на структуру туристского сообщества.
По материалам американской статистики (1998)1, в среднем около 48% всех американских туристов склонны какую-то часть своего отпуска посвятить природно-ориентированному туризму. Какую же именно? Ответы распределились следующим образом (в процентах):
весь отпуск, планируя его заранее — 14,5,
значительную часть (планируя отпуск заранее) — 15,8,
небольшую часть, спонтанно — 17,8, , .
не склонны к экотуризму — 48,0,
затрудняются с ответом — 4,0.
Из множества форм природно-ориентированных туров американцы явно отдают предпочтение посещению национальных парков и других охраняемых природных территорий (табл. 3).
Весьма показателен также осредненный портрет американского экотуриста, предпочитающего экотуры в их классической трактовке, т.е. соответствующие австралийской модели (табл. 4).
Таблица 4 Статистический портрет американского экотуриста
Возраст | 35-54 лет |
Пол | 50/50 |
Образование | 82% окончили колледж |
Среди опытных экотуристов | 60% — супружеские пары 15% — семьи 13% — одиночки |
Средняя продолжительность тура | 8— 14 дней (50% всех категорий) |
Тратят 1,0—1,5 тыс. долл. на один тур | 26% всех экотуристов |
Согласны за экологичность тура платить 6% «налога» | 83% всех экотуристов |
В целом американские туристы, путешествующие по своей стране, и приехавшие в США иностранцы вместе потратили за 1998 г. 495 млрд долларов, что составляет 56,6 млн долларов в день. Это очень значительная сумма, сопоставимая с мировыми денежными потоками в выездном туризме.
Весьма вероятно, что американская ситуация, так сказать, наиболее экотуристская. Но материалы по странам Западной Европы в общем соответствуют американским, за одним лишь исключением: в
Западной Европе среди приверженцев природно-ориентированного
туризма меньше тех, кто непременно стремится посетить национальные парки, просто потому, что и парков там существенно меньше, чем
в США или Австралии.
ГЛАВА 5
ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Под эколого-туристскими технологиями подразумеваются преимущественно технические и иногда организационные способы достижения максимального экологического эффекта в осуществлении эколого-туристских программ.
Эти технологии разрабатываются и применяются с двумя основными целями — ради уменьшения или исключения ущерба окружающей природной среде и ради экологической безопасности туристов.
Экологически ориентированные технологии могут и должны применяться в следующих основных сферах деятельности:
• архитектура и строительство;
•транспорт;
• использование природных ресурсов;
• планирование маршрутов; . • •
• сокращение и утилизация отходов;
•питание;
• бытовое обслуживание и использование бытовой техники;
• защита от шума и иных вредных техногенных и природных внешних факторов;
• изготовление и использование туристского снаряжения;
• производство сувениров и рекламно-информационных материалов.
Экологизация части из этих сфер деятельности осуществляется независимо от того, связаны ли они непосредственно или вообще не связаны с туризмом, и экотуризмом в частности. Но к другим сферам именно экотуризм предъявляет особые требования.
Фокусом, в котором должны быть сосредоточены усилия по экологизации почти всех аспектов туристской деятельности, безусловно, является отель (пансионат, кемпинг, туристский приют и т.д.).
5.1. Архитектура и строительство
Отель, соответствующий принципам экотуризма, следует охарактеризовать в первую очередь с архитектурно-строительных позиций.
В классическом экотуризме популярен термин «эколодж» (англ.ecolodge— экологический домик, убежище). Это небольшой отель, «вписанный» в ландшафт с минимальными нарушениями (в том числе визуальными), построенный из местных традиционных натуральных и безопасных материалов в традиционном для данной местности архитектурном стиле, оснащенный всеми доступными средствами экономии ресурсов и утилизации отходов.
Такое жилище может быть достаточно комфортным (в этом случае пребывание в нем стоит не очень дешево) и в то же время «погруженным» в естественный ландшафт. Так, существуют эколджи, удобно и безопасно размещенные в кроне большого дерева таким образом, что ветви этого дерева и птицы буквально заглядывают к вам в окна. Однако в большинстве случаев эколоджи предоставляют своим обитателям стандартный или минимально необходимый (не «высокозвездный») набор услуг.
Во всем мире активно разрабатываются принципы устройства экодома. И эти принципы, а также соответствующие им технологии используются не только в классическом экотуризме, но и в обустройстве популярных туристских местностей, например на Канарских островах, где такие дома уже образуют экологическую туристскую деревню.
К перечисленным выше особенностям эколоджа при сооружении экодома добавляются:
• малоэтажность,
• сравнительная автономность,
• относительная дешевизна,
• использование возобновимых источников энергии (солнечной, ветровой, геотермальной и др.),
•замкнутые (насколько это возможно) системы использования воды,
• системы очистки стоков,
• устройства по утилизации твердых бытовых отходов,
• экологичные теплицы, мини-пруды или иные сооружения для производства продуктов питания,
• присутствие значительного количества живых растений. Экожилье, экопоселения, экополис — эти понятия и посвященные им проекты и программы охарактеризованы в многочисленных публикациях, в том числе и на русском языке1. На международном уровне хорошо известна осуществляемая в этом направлении деятельность Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат).
Однако идеальные экодома и эколоджи пока еще не стали массовым явлением ни в устройстве населенных пунктов, ни в экотуризме. Поэтому весьма важно контролировать и совершенствовать жилища туристов по следующим параметрам:
• конструкция и внешний вид,
• строительные и отделочные материалы,
• микроклимат и качество воздуха,
• бытовые приборы и посуда, , '
• энерго- и водоснабжение,
• освещение и интерьер,
• защита от вредных внешних воздействий,
• утилизация отходов. 1
По всем этим параметрам существуют экологически осмысленные рекомендации. Укажем здесь только некоторые из них, касающиеся строительных и отделочных материалов: предпочтение следует отдавать дереву, камню или кирпичу, но не бетону, не рекомендуется использовать асбест, линолеум, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты (ДСП, ДВП), цинковые белила и растворители красок, содержащие бензол и толуол,
В России экотехнологии для строительства жилья успешно разрабатываются в Новосибирске акционерным обществом «Экодом», президентом и идеологом которого является И.А. Огородников. Эта компания не только проектирует экологичные коттеджи, но и разрабатывает рецепты экологичных строительных материалов, основных систем жизнеобеспечения и утилизации отходов, а также производит эти материалы, уделяя особое внимание их дешевизне с тем, чтобы сделать их доступными массовому потребителю.
Но к сожалению, коттеджный строительный бум уже изменил облик российских пригородов далеко не в лучшую сторону и резко ухудшил экологическую ситуацию. Ландшафт этих пространств утрачивает (реже приобретает) свои важнейшие функции. Социальные условия жизни большого числа людей вне коттеджных ареалов (прием не только по соседству с их заборами) также скорее ухудшаются, улучшаются (кучи мусора в окрестных перелесках, перегрузка местных очистных сооружений, транспортные проблемы, социальное напряжение и др.) В значительной мере это следствие экологической неграмотности населения, а также недобросовестности застройщиков и попустительства властей, не стремящихся воспользоваться достижениями современной ландшафтной архитектуры или традициями русской дачной культуры.
В этой ситуации развитие «зеленого сельского туризма» приобретает важнейшее воспитательное значение.
' См., например: Лапин Ю.Н. Экожилье — ключ к будущему. М., 1998.
5.2. Транспорт и туристское снаряжение
Это важнейшая сфера применения эколого-туристских технологий.
Экологичность транспорта оценивается по двум универсальным критериям. Во-первых, по затратам энергии на перевозку одного пассажира (туриста) на километр пути. Они могут быть представлены как в энергетических единицах, так и в единицах условного топлива. Во-вторых, по количеству вредных веществ (в весовых или иных принятых единицах), выбрасываемых тем или иным транспортным средством определенного типа, тоже отнесенному к числу перевозимых пассажиров и расстоянию.
Судя по данным, приведенным в таблице 5, наименее экологичным транспортным средством является самолет. А если принять во
Таблица 5