Для проведения практических занятий

Направление: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника (бакалавриат)

Уфа 2011

УДК 574:378.147

ББК 20.1:74.58

Л 47

Рекомендовано к изданию методической комиссией энергетического факультета (протокол № от « __ » _________2011 г.)

Составитель: доценты, к.б.н. Латыпова Г.Ф., к.б.н. Леонтьева Т.Л.

Рецензент: проф., д.б.н. Мишуковская Г.С.

Ответственная за выпуск: заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и экологии, д.б.н. Курамшина Н.Г.

Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии

Оглавление

Практическое занятие № 1 Структура и методы экологии……...................................
Практическое занятие № 2 Организм и среда. Взаимодействие экологических факторов…………………………………………………………………………………..  
Практическое занятие № 3 Популяция (Решение задач)………...................................
Практическое занятие № 4 Динамика численности популяции....................................
Практическое занятие № 5 Биоценоз (Решение задач)……...………………................
Практическое занятие № 6 Трофические цепи и уровни. Продуктивность экосистем………………………………………………………………………………….  
Практическое занятие № 7 Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере. ….........................................................................................................................  
Практическое занятие № 8 Охрана природы……………….…......................................
Практическое занятие № 9 Загрязнение окружающей среды. Просмотр учебного фильма «Спешите спасти планету»…………..………………………………………….  
Практическое занятие № 10 Основы экологического права и профессиональная ответственность. Закон РФ об охране окружающей среды и экологический кодекс РБ…………….…………………………………………………………………………….    
Практическое занятие № 11 Расчет предельно допустимых выбросов в атмосферу
Библиографический список……………………………………………….……..............

Практическое занятие 1

Структура и методы экологии

Цель:ознакомление с методами и структурой современной экологии, тесты на усвоение основных экологических понятий.

Теоретическое введение

Методы экологии. Разнообразие научных и прикладных задач, решаемых экологией, требует применения разнообразных методов:

1. Методы анализа, регистрации и оценки состояния среды (метеорологические наблюдения, химический анализ воздуха, воды, почвы, радиационный фон, бактериальная загрязненность и т.д.). Все они используются в системе мониторинга соответствующих сред обитания и биоиндикации (использования чувствительных организмов для оценки состояния среды).

2. Лабораторные эксперименты, когда организмы помещают в стабильные условия и изучают изменения их жизнедеятельности при изменении какого-то одного элемента среды (температуры, освещенности, кислотности и т.д.).

3. Методы наблюдения и экспериментального изучения взаимоотношений между организмами в сообществах.

4. Методы количественного учета организмов и методы оценки биомассы и продуктивности растений и животных используются для изучения популяций, природных сообществ и искусственных «микрокосмов».

5. Методы математического моделирования процессов, происходящих в популяциях и экосистемах, включая метод глобального моделирования (рост численности населения, изменение климата в результате загрязнения и т.д.).

6. Методы эколого-экономического анализа состояния территории, инженерно-экологических изысканий, оценки воздействия производственной деятельности на окружающую среду и здоровье людей.

Разделы современной экологии:

Общая экология (биоэкология) – исследует закономерности взаимоотношения со средой и функционирования биологических систем различного ранга.

Аутэкология (экология особи) – изучает действие природных факторов на организмы и адаптации к ним.

Демэкология (популяционная экология) – изучает динамику численности и жизнедеятельность отдельных популяций в разных условиях среды.

Синэкология(экология сообществ) – изучает структуру биоценозов и экосистем, их продуктивность, круговорот веществ и поток энергии в них, причины стабильности и условия создания искусственных экосистем.

Социальная экология- интегрируя данные других экологических наук, анализирует современные взаимоотношения природы и общества, прогнозирует их дальнейшее развитие, выявляет противоречия в них и ищет путей построения общества устойчивого развития.

Прикладная экология – изучает механизмы разрушения природы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.

Лесная экология– раздел экологии, изучающий лесные экосистемы, их рациональное использование и охрану.

Агроэкология – наука об управлении продукционными процессами в агроэкосистемах и получении экологически безопасной сельскохозяйственной продукции при сохранении пахотных земель и пастбищ и защите человека и окружающей среды от сельскохозяйственных загрязнений.

Городская экология – изучает вопросы создания благоприятной окружающей среды для жизни человека в городе.

Промышленная экология - изучает пути снижения пагубного влияния промышленности на окружающую человека среду и биосферу в целом путем перехода на мало- и безотходные производства, ресурсо- и энергосбережения.

Глобальная (биосферная) экология - изучает глобальные процессы в биосфере, в том числе перераспределение в ней вещества и энергии, и воздействие на них человеческой деятельности (изменения климата, загрязнения).

Химическая экология – исследует последствия получения и применения человеком различных химических веществ, поведение их в окружающей среде, пути снижения химического загрязнения среды.

Медицинская экология – исследует влияние экологических факторов на здоровье человека, разрабатывает методы защиты от неблагоприятных воздействий, особенно загрязнения среды, профилактике и лечению вызванных ими профессиональных заболеваний.

Экологический мониторинг - система регулярного слежения за состоянием окружающей среды, для оценки последствий человеческой деятельности, их прогноза и определения эффективности природоохранных мероприятий.

Экономическая экология – наука об экономических методах регулирования взаимоотношений человека и природы, способствующих ресурсосбережению и охране окружающей среды.

Экологическое право – формируемая государством законодательная база для регулирования взаимоотношений человека и природы.

Экология природопользования – наука о рациональном использовании природных ресурсов, не препятствующем развитию человечества и сохраняющем природные экосистемы и биосферу.

Задания

Задание 1 Заполните таблицу структуры современной экологии (таблица 1), внеся названия разделов в соответствующие графы, исходя из их содержания.

Таблица 1 Структура современной экологии

Экология
Общая (биологическая) экология Прикладная экология Социальная экология
Экология конкретных экосистем Комплексные разделы, использующие сходные методы
       

Задание 2Охарактеризуйте круг вопросов, изучаемых различными разделами общей экологии. Укажите напротив номера высказывания правильный ответ буквами: А - аутэкология, Д - демэкология, С - синэкология.

1) Влияние факторов среды на организмы изучает раздел ...

2) Потоки вещества и энергии в цепях питания изучает раздел...

3) Реакции организмов на изменение климатических факторов изучает раздел...

4) Циклические изменения численности популяций изучает раздел ...

5) Условия создания искусственных экосистем изучает раздел ...

6) Структуру и свойства популяции изучает раздел ...

7) Структуру сообщества и взаимоотношения видов в них изучает раздел ...

8) Условия поддержания оптимальной численностипопуляций промысловых видов изучает раздел ...

9) Динамику экосистем изучает раздел...

Задание 3 Выберите один наиболее точный ответ:

1) Общая экология - это наука, изучающая а) взаимоотношения человека с окружающей средой; б) принципы рационального природопользования и охраны природы; в) организацию и функционирование биологических систем различного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды.

2) Экосистема – это а) искусственно созданная среда для живых организмов; б) сообщество организмов, объединенных со средой обменом веществом и энергией; в) взаимосвязанные между собой популяции разных видов.

3) Популяция - это а) совокупность особей разных видов в пределах экосистемы; б) совокупность особей одного вида в экологически однородных условиях; в) совокупность особей одного вида на территории республики.

4) Пример биогеоценоза а) аквариум, б) луг, в) озеро

5) Биосфера - это а) совокупность всех экосистем планеты Земля, самая крупная экосистема на Земле; б) совокупность всех живых организмов на Земле; в) совокупность атмосферы, гидросферы, литосферы.

6) Биотоп - это а) совокупность взаимосвязанных между собой видов; б) совокупность абиотических условий в пределах биогеоценоза; в) пограничное пространство между двумя экосистемами.

7) Биоценоз - это а) группа организмов одного вида в пределах экосистемы, б) совокупность всех живых организмов на Земле; в) сообщество растений, животных и микроорганизмов в однородных условиях среды.

Задание 4Из перечисленных ниже современных мировых проблем, выделите семь глобальных экологических проблем:

• предотвращение мирового ядерного конфликта;

• резкий рост народонаселения и продовольственная проблема;

• прогрессирующее загрязнение окружающей среды;

• мирное освоение космоса;

• ликвидация неграмотности;

• истощение ресурсов;

• снижение биологического разнообразия;

• ликвидация опасных болезней;

• деградация почв;

• проблема потребления наркотических средств;

• «парниковый эффект»;

• разрушение озонового слоя.

• преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами;

Контрольные вопросы

1) Перечислите основные методы экологии.

2) Приведите примеры практической связи экологии с другими небиологическими дисциплинами.

3) В чем заключается историческая обусловленность превращения экологии в «супернауку» нашего времени?

4) Почему экологические разделы включены в школьные курсы биологии и географии, а отдельный курс экологии введен в программы почти всех специальностей ВУЗов?

Практическое занятие 2

Наши рекомендации