Развитие экотуризма в горных районах мира

Горы не только занимают значительную часть суши, но и яв­ляются основным пристанищем экотуризма. По данным Всемир­ного центра мониторинга по охране среды, площадь суши, заня­тая горами, составляет 35,9 млн. км2, или 24,3% всей поверхности Земли. Около 24% населения планеты проживает в горах (с уче­том жителей крупных городов — Мехико, Токио, Джакарта и т.д.).

Вместе с тем именно горные регионы отличаются низкими показателями социально-экономического развития. Многие ис­следователи полагают, что развитие горного экотуризма поможет сократить разрыв между равнинными (приморскими) и горными регионами. Но и здесь очень много проблем и спорных вопросов. Разные регионы мира обладают неодинаковыми по количеству и качеству туристскими ресурсами. В некоторых странах туризм приносит доход не в карманы горцев, а на счета иностранных компаний. Потоки туристов разрушают традиционный уклад жизни и среду обитания. Проблемы утилизации мусора в турист­ских центрах уже сейчас трудноразрешимы, особенно в развива­ющихся странах.

Поэтому ниже будет рассмотрен мировой опыт развития эко­туризма в горах. После чего можно говорить о возможности при­менения накопленных знаний в горных районах России, и, преж­де всего на Кавказе.

Туристский регион Америка

Значительная часть горных территорий Северной Америки относится к ООПТ и охраняется государством. Наибольших ус­пехов в деле охраны природы не только в Америке, но и в мире достигли США. Американской модели развития экотуризма в ООПТ присущи свои характерные черты, которые будут разобра­ны ниже.

В США сложилась весьма сложная и разветвленная система охраняемых территорий, которая носит название «система наци­ональных парков» и управляется специальной Службой нацио­нальных парков, подведомственной министерству внутренних дел США. Важную роль в упорядочении этой системы, начало которой было положено еще в 1916 г., сыграл Закон о националь­ных парках и рекреации, принятый в 1978 г. В наши дни в США насчитывается примерно 350 различных парковых зон общей площадью более 30 млн. га (3,2% всей территории страны). Они создавались во всех уголках страны, отражая все невероятное раз­нообразие мест и ландшафтов, в целях консервации уголков при­роды и недопущения в них никакой хозяйственной деятельности человека, чтобы будущие поколения людей могли приезжать туда и наслаждаться этой красотой.

Всего насчитывается 26 разновидностей охраняемых террито­рий, которые можно объединить в три группы: природную, исто­рическую и рекреационную, хотя границы между ними следует считать несколько условными.

В природную группу входят национальные парки, памятники, резерваты. Особенно велико значение собственно национальных парков, число которых постоянно возрастает и в конце 80-х годов составляло 50 парков, общей площадью 20 млн. га (что превыша­ет площадь большинства стран зарубежной Европы). Их основ­ное назначение — сохранение природных ландшафтов, но одно­временно они широко используются для рекреации и туризма, ежегодно принимая примерно 300 млн. посетителей. Подавляю­щее большинство таких парков сосредоточено на западе, в гор­ных и тихоокеанских штатах. Наиболее известные среди них — Йеллоустонский, Йосемитский, Глейшер, Секвойэ, Гранд-Кань­он, Гранд-Тетон. Калифорнийский национальный парк Йосемиты знаменит тем, что здесь находится самый высокий водопад Северной Америки Йосемит-Фол, падающий с высоты 800 м в виде каскада водопадов. По высоте он уступает только каскадам водопадов Анхель в Венесуэле и Тугела в ЮАР. Здесь сохранились также рощи секвойи. Гигантская вечно зеленая секвойя растет также в парке Секвойэ. Это дерево достигает высоты 100 метров при толщине 8—9 м. Подсчитано, что из одного такого дерева можно было бы построить 25 домов в 4 этажа.

Несколько национальных парков находятся на плато Колора­до, причем почти все они расположены по течению одноименной реки. Самый известный их них — Гранд-Каньон Колорадо. Он находится в среднем течении реки на площади 170 км вдоль ее са­мого впечатляющего по красоте участка. Ежегодно его посещают более 20 млн. чел. Как правило, они любуются красотами Боль­шого Каньона сверху со специальных обзорных площадок.

Далее к востоку цепочкой вытянулись парки, связанные с си­стемой Скалистых гор. Среди них Йеллоустонский — первый на­циональный парк не только в США, но и в мире. Открытие до­стопримечательностей этого парка относится к 60 годам XIX века. Расположенный в основном в северо-западной части штата Вай­оминг на высоте 2300 м над уровнем моря, он занимает 900 тыс. га. Ежегодно его посещают более 3 млн. чел. К числу главных до­стопримечательностей парка относится озеро Йеллоустон — самое большое горное озеро Северной Америки; вытекающая из него река Йеллоустон образует живописный каньон и цепочку водопадов; знаменитая долина гейзеров, среди которых наиболь­шей популярностью пользуется гейзер Олд-Файтфул («Старый служака»), работающий каждые 65 мин; травертиновые террасы в районе Мамонтовых горячих источников. Под охраной здесь на­ходятся хвойные леса, популяции благородного американского оленя — вапити, белого пеликана, стада лосей, бизонов. К югу от Йеллоустонского парка расположен национальный парк Гранд-Тетон. Кроме того, в северной части Скалистых гор, у границы с Канадой, находится национальный парк Глейшер, а в их средней части — парк Роки-Маунтин с живописным ледниковым релье­фом, здесь расположен известный курортный комплекс Колора­до-Спрингс.

На восточной окраине Скалистых гор на стыке с Великими равнинами также расположено несколько известных националь­ных парков. В северной части, в штате Южная Дакота, нацио­нальный парк Бедленд, название которого стало географическим термином. Бедлендами («дурными землями») называют местнос­ти с сильно расчлененным и трудно проходимым рельефом, обычно образующиеся там, где пласты стойких пород чередуют­ся с толщами, податливыми к разливу. В южной части, в штате Нью-Мексико, находится широко известный национальный парк в районе Карлсбадских карстовых пещер, а южнее — парк Биг-Бенд, представляющий собой уголок прежнего «дикого» Те­хаса.

В восточной части США национальных парков значительно меньше: Айкейдия, в Новой Англии; Эверглейд на крайнем юге, во Флориде, где обитают розовые фламинго и сохраняется девст­венная природа субтропиков; Шенадоа. Но самый популярный из парков Востока, безусловно, Грейт-Смоки-Маунтинс, распо­ложенный в самом сердце Аппалачских гор, на границе штатов Теннесси и Северная Каролина. Сказывается положение этого парка в нескольких часах езды на автомобиле от ряда среднеатлантических и южных штатов.

Национальные парки на Аляске стали создаваться сравни­тельно недавно, но к началу 90-х годов XX веке их было уже 8. Как правило, они отличаются очень большими размерами, на­пример, парк Денали занимает территорию около 23 тыс. км2. Два национальных парка расположены на Гавайских островах, в том числе Гавайский вулканический парк, на территории которо­го находятся активные вулканы Килауэаимануа-Лоа.

Как уже было сказано, к природной группе охраняемых тер­риторий относятся национальные памятники природы и резер­ваты. Среди национальных памятников преобладают различные заказники, количество которых достигает 800; особое распрост­ранение получили заказники для мигрирующих видов птиц. К ним относятся также отдельные природные достопримечатель­ности, например знаменитая Долина смерти в Калифорнии.

В 1964 г. специальным законом были выделены так называе­мые «нетронутые территории», т.е. участки сохранившейся дикой природы, где всякая хозяйственная деятельность (строительство, лесоразработки, горные работы, выпас скота, охота) полностью запрещена. А в 1980 г. была введена категория «национального резервата», который отличается от национального парка прежде всего тем, что в нем разрешена охота.

Национальные парки ежегодно принимают более 1 млн. турис­тов каждый. Американцы проводят в них свои отпуска, путеше­ствуют, совершают ознакомительные туристские поездки, от­дыхают на лоне природы. Для этого по территории парков проло­жены автомобильные дороги, использование которых контроли­руют федеральные власти. В зонах «нетронутых территорий» запрещены поездки на автомобилях. Обычно автотуристы сосредо­тачиваются на периферии парка. Маршруты устроены так, что посетители осматривают достопримечательности из своих машин. В национальных парках есть водные маршруты, по которым ту­ристы плывут на байдарках или моторных лодках. Можно совер­шить конные поездки по отведенным для этой цели горным тро­пам. В особо отведенных местах устроены кемпинги, площадки для отдыха с кафетериями, пунктами проката, магазинчиками, где торгуют необходимыми для путешествия товарами, сувенира­ми и даже древесным углем для костров. Рубить деревья в нацио­нальных парках категорически запрещено, а разводить костер можно только на специально оборудованных стоянках, снабжен­ных очагом с металлическими кругами. Отведены также особые площадки для пикников с жаровнями, столами и скамейками (причем мусор должен быть непременно унесен с собой). К пове­дению туристов на маршрутах предъявляется неукоснительное требование — бережно относиться к природе. За нарушение пра­вил предусмотрены строгие наказания — от крупного штрафа до тюремного заключения (в случае злостного браконьерства).

В большинстве парков взимается входная плата. Она зависит от вида отдыха, его продолжительности и маршрута. При посе­щении нескольких национальных парков предоставляется воз­можность взять годовой билет, который действителен для его владельца и всех пассажиров, находящихся с ним в частной ма­шине. На территории и вокруг национальных парков расположе­ны гостиницы и мотели. В наиболее популярные парки приезд посетителей из ближайших крупных городов и аэропортов осу­ществляется организованно. Для туристов разработаны маршру­ты на любой вкус — пешеходные, конные, лыжные. Среди турис­тов, посещающих природные парки, популярны пешие походы. Их можно совершать по специально разработанным на базах маршрутам или самостоятельно. Групповыми путешествиями ту­ристов руководят биологи. Существуют воздушные прогулки, чтобы можно было осмотреть достопримечательности с высоты птичьего полета.

Рекреационная группа представлена национальными зонами отдыха, морскими и озерными побережьями, пейзажными, реч­ными и сухопутными путями, парковыми автострадами. К ним относятся отдельные горные вершины, долины, каньоны, озера, отдельные острова и мысы, участки речных долин, прибрежные дюны и скалы. Система национальных троп, созданная в 1968 г., объединяет около 250 объектов, протяженностью на многие тысячи километров. Самая крупная из троп протянулась на 5,2 тыс. км - от штата Нью-Йорк через Северную Дакоту и далее на За­пад. Созданы комплексные парки, охватывающие разные темы. Например, парк в Огайо задуман как развлекательный центр для семейного отдыха. Он разделен на 6 зон: Интернациональная улица, Первое октября, Речной город, Ханна-Барбера Лэнд, Ко­ни-Молл, Дикие животные в среде своего обитания. Другой при­мер — парк «Великая Америка» в Калифорнии — центр семейно­го отдыха, где на площади 100 акров размещены Площадь родно­го городка, Территория Юкон, Гавань Янки, Деревенская ярмар­ка и Новый Орлеан.

Туристский регион Африка

Наиболее популярный среди международных туристов гор­ный район Африки — Восточно-Африканское плоскогорье, включающее наиболее высокие вершины (вулканы) континента — влк. Килиманджаро (5895 м), влк. Кения (5199 м), пик Маргерита (5109 м), влк. Карисимби (4507).

Наиболее посещаема высшая точка Африки — влк. Килиман­джаро, покрытый в верхней части ледниками и снежниками. Го­ры занимают большую часть Кении и Танзании и являются ис­точником пресной воды для близлежащих территорий. Природ­ные комплексы Килиманджаро сменяют друг друга согласно схемам высотной поясности. Здесь встречаются эндемичные виды растений, в том числе гигантские крестовники и любелии. Терри­тория выше 2700 м (площадью 753 км2) с 1973 г. является национальным парком, а с 1989 г. — памятником Всемирного наследия.

Национальный парк был официально открыт для посетите­лей в 1977 г. С тех пор число туристов, желающих совершить вос­хождение на «крышу Африки», значительно возросло, почти до 36 000 чел. ежегодно. При этом каждого из восходителей сопро­вождают два носильщика и они вместе проводят на горе 5 суток.

Очевидно, что такое скопление народа приводит к множеству проблем. В национальном парке из-за вытаптывания раститель­ного покрова и вырубки леса развивается эрозия, поверхностные воды загрязняются сточными водами лагерей и приютов, в каче­стве топлива используется лес, жильем служат пещеры, везде видны большие скопления мусора. Контроль за поведением туристов оставляет желать лучшего. Так, в 1993 г. только два иност­ранных туриста оставили почти 4500 предметов бытового мусора, включая оберточную бумагу, пачки от сигарет и окурки, исполь­зованную туалетную бумагу и пластиковые бутылки. Весь этот шлейф тянулся на 10 км, т.е. на каждый километр приходилось по 450 предметов, не считая мусора, оставленного в кустах.

Среди руководства и егерей парка распространена точка зре­ния, что туристы сорят везде, куда бы они не направлялись, они всегда так делали и будут делать, а ситуация в Африке менее ужасна, чем в Гималаях. Решение проблемы тормозится значи­тельными поступлениями от туризма в экономику Кении и Тан­зании. Правительства этих стран боятся потерять хотя бы один доллар. Поэтому ситуацию планируют исправлять за счет зонирования территории, использования новых маршрутов для вос­хождения и снижения нагрузки на классический маршрут, повы­шения стоимости разрешения на восхождение в сезон, сокраще­ния пребывания туристов в национальном парке.

Развитие экологического туризма в Кении привело к повы­шению стоимости пригодных для путешествий земель с 0,8 до 40 долл. США за 1 га.

Экотуризм в Африке все чаще становится реальной альтерна­тивой лесозаготовкам и широкомасштабным сафари. Известно, что ежегодно в тропиках Африки, называемых «легкими плане­ты», вырубается 17 млн. га лесов.

Использование животных в качестве фото и туристских моде­лей также экономически эффективнее, чем их убийство на охоте или ради пропитания. В национальном парке Амбоселе один лев, позирующий туристам, приносит в год 27 000 долл. США, а стадо слонов — 610 000 долл. США. Эти показатели не только значи­тельно выше рыночной стоимости шкуры льва или бивней сло­нов, но и экономически оправдывают затраты на охрану и вос­становление популяций этих животных.

Еще одним распространенным в Африке видом туризма, свя­занным с природными туристскими комплексами, является са­фари. На первый взгляд это однозначно порочный вид туризма, никак не связанный с концепцией устойчивого развития.

Однако вот как представляют преимущества управляемой, регулируемой охоты американские эксперты и туроператоры:

• сафари может принести экономическую прибыль жителям африканских деревень, что заставит их относиться к дикой природе как к ценному имуществу, а не как к помехе и источнику опасности;

• для правительств африканских государств это — важный ис­точник дохода, часть которого может вкладываться в охрану ок­ружающей среды;

• иностранные охотники часто оставляют мясо добытых жи­вотных местному населению, что позволяет последним кормить­ся в неурожай. Это помогает местным жителям ощутить преиму­щества диких животных над домашними, плохо переносящими засуху и страдающими от укусов мухи цеце;

• для привлечения животных к застрелам, организаторы са­фари строят искусственные водоемы с водой, которые могут ис­пользовать местные жители;

• для организации сафари требуется много работников: от строительства лагеря для охотников до подготовки самой охоты. При этом получаемый местным населением доход в 3 раза превышает средний по стране;

• развитие туризма приводит к снижению уровня безработи­цы среди женщин. Они могут продавать посуду, сувениры, про­дукты, изделия народных промыслов;

• участие мужчин в охоте повышает их моральную самооцен­ку, что улучшает взаимоотношения в семьях и племенах;

• организаторы сафари являются основными поставщиками медицинских услуг и медикаментов в отдаленные деревни, что очень актуально для африканского континента;

• развитие сафари ведет к стимулированию сопутствующих промыслов: производству поделок из костей животных, набивке чучел, выделке шкур убитых животных, а также строительству до­рог и мостов, развитию индустрии развлечений;

• охота производит эффект «пугала» на диких животных, от­гоняя их от посевов;

• охота делает жизнь местного населения менее зависимой от сельского хозяйства, что позволяет получать доход от продажи зерна, овощей, фруктов для охотников.

Многие из этих идей весьма неоднозначны и спорны. Доста­точно вспомнить, что колонизаторы завоевывали Африку также под прикрытием аналогичных благих идей. Не стоит забывать, что, по данным Всемирного банка, 55% доходов от туризма уходит из развивающихся стран в развитые. И это несмотря на то, что экотуризм, по сравнению с другими видами туризма, требует больших вложений в освоение и развитие туристских ресурсов непосредственно на местах, т.е. в Африке. Поэтому, по некоторым данным, в середине 90-х годов XX века доходы развивающихся стран от экотуризма достигли 12 млрд. долл. США, что составило пятую часть суммарных поступлений от туризма.

Наши рекомендации