Виды водных правонарушений и ответственность за их совершение.
В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод,невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).
Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:
- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;
- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;
- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.
Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:
- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250);
- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).
Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).
Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, признаются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.
48.Леса как объект использования и охраны.
Растительный мир — это понятие более широкое и представляет часть природной среды, совокупность растительных сообществ, произрастающих в естественных условиях на суше и в воде.Лес — часть природной среды, совокупность деревьев,древесно-кустарниковой растительности, биологически связанных в своем развитии, влияющих на другие элементы природы, имеющих экологическое, экономическое и социальное значение. К ним относятся отдельные деревья, группы деревьев и кустарников на землях с/х назначения, защитные насаждения на полосах отвода .ж/д, автодорог, каналов, озеленение в городах.Классификация в соответствии с целевым назначением: 1объекты растительного мира на землях с/х назначения 2водные объекты растительного мира 3объекты растительного мира на землях сельскохозяйственного назначения 4объекты растительного мира на землях населенных пунктов.Классификация по составу: леса ,нелесная древесно-кустарниковая растительность, растения в Красной книге.Категории лесов по лесному законодательству:1леса государственного значения 2колхозные леса.В проекте ЛК РБ к лесному фонду относят все леса и не покрытые лесом земли, предназначенные для лесовыращивания, а также нелесные земли, выполняющие вспомогательную роль и предоставленные для нужд лесного хозяйства.
Лес, как объект использования и охраны, и земли, занятые лесом,- разграничение. Биологическая связь леса и земли определяет то, что правовой режим земель государственного лесного фонда должен быть полностью подчинён правовому режиму лесов. Но земля и леса могут быть самостоятельными объектами правового регулирования. Лесное законодательство: Конституция РБ(ст.10); Декларация(ст.5), Закон о собственности ст.4 — государственная собственность на лес(владение, пользование, распоряжение).Растительный мир находится в ведении МСНД. Лесной кодекс РБ — 21.06.79г., земельное законодательство об охране и использовании животного мира,адм. угол. гражд.