Воды как объект использования и охраны. Государственный фонд вод.
Правовой режим использования и охраны вод
Вода является природной и незаменимой жизнеобеспечивающих процессов для людей, животного и растительного мира, экономического развития и социальное благополучие его членов. Все виды водных объектов являются национальным достояниям народа Российской Федерации.
Водные объекты на территории Российской Федерации составляют общий водный фонд, в состав которого входят:
Поверхностные воды: природные водоемы (водохранилища, ставки, озера, моря, водохранилища);
Подземные воды и их источники;
Внутренние морские воды и территориальное море с шельфом.
Использование вод в РФ осуществляется с целью удовлетворения питьевых промышленных, жилищных, оздоровительных, курортных и государственных общественных потребностей.
Общие водопользование предназначено для удовлетворения их потребностей бесплатно, и невозможно закрепление водных объектов за определенными гражданами, без предоставления соответствующих разрешений.
Специальные водопользование – это воды из отдельных водных объектов, с наличием сооружений или технических технологий и сброс в них возвратных вод.
Все воды подлежат охране от преднамеренного загрязнения, засорения, исчерпания и иных действий которые ухудшают условия водоснабжения, причинять вред здоровью людей.
С целью обеспечения охраны вод могут использоваться разные правовые нормы, основными из которых являются:
Законодательное закрепление компетенций государственных органов, воспроизводством водных ресурсов.
Государственный учет вод.
Экономическое регулирование плавильного и рационального использования вод.
Стандартизация и нормирование.
Запрещение ввода в действие предприятий, влияющих на состояние вод.
Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законодательством, подразделяются на нескольковидов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков (ст. 7-19 Водного кодекса РФ):
- поверхностные водные объекты. Они состоят из поверхностных вод и земель, покрытых ими и сопряженных с ними (дна и берегов). Это поверхностные водотоки (реки, ручьи, каналы), поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды), а также ледники и снежники (естественные и постоянно сохраняющиеся скопления льда и снега);
- внутренние морские воды (моря, заливы, проливы и др.);
- территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль в соответствии с нормами международного права);
- подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты, месторождения подземных вод, естественные выходы подземных вод).
Совокупность всех перечисленных водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в водный кадастр, образуетводный фонд РФ.
45.Право водопользования и его виды.Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.
В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.
Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.
Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).
Водное законодательство классифицирует право водопользования на несколько видов с различным правовым режимом.
В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоохранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая первоочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.
Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов его санитарной охраны.
Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключительных случаев.
Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств.
Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.
Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве муниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты общего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).
Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в установленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государственными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.
Перечень видов специального водопользования утверждается Министерством природных ресурсов РФ.
Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.
Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемое совместное водопользование. Совместное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид водопользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ).