История и тенденции развития автомобильной промышленности в Японии
Сложно себе представить, что страна, где до середины XIX века люди не знали колеса и вешали на телеграфные столбы орудия труда, надеясь по проводам передать их своим родственникам в соседнюю деревню, станет лидером мирового научно-технического прогресса. Одним из его ярчайших проявлений стала автомобильная промышленность Японии, уже десятилетиями занимающая лидирующие позиции на международном рынке. Такие японские марки авто, как Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi, Honda, Subaru, Suzuki, известны сейчас во всем мире. В чем же секрет успеха авто японского производства и каким путем они шли к нему?
До начала второй мировой войны автопром Страны восходящего солнца находился в зачаточном состоянии. К концу 10-х гг. ХХ века стали появляться первые автомобили, но они, по большей части, копировали западные аналоги и во многом им уступали. При всем этом, даже эти ранние модели нельзя было назвать «чистокровными японками». Многие детали и инженерные находки в них были позаимствованы у неохотно делившихся своими познаниями англичан и американцев. И все это притом, что последние под дулами винтовок заставляли японцев в XIX веке открыть для иностранцев свои порты.
Правда, в 30-е годы ХХ века японское правительство взяло курс на национализацию и изоляцию. С одной стороны, все промышленные предприятия с их оснащением перешли под контроль государства, заставив иноземцев покинуть его пределы, а с другой – изоляционная политика надолго оградила страну от преимуществ технического прогресса. А война и последовавшая оккупация тем более затормозили процесс развития японского автопрома.
Прежде чем перейти непосредственно к послевоенному периоду и подробнее рассмотреть рождение Феникса японской автомобильной промышленности, стоит упомянуть одно знаменательное событие, предшествовавшее Второй мировой. Это, конечно же, выпуск Toyota AA. Компания существовала с 1890 года, но до 1936 основной её деятельность был выпуск ткацких станков. Все началось с A1 в 1935 году, первого прототипа пассажирского седана, который в 1936 году переродился в легендарный AA – первый по-настоящему японский серийный автомобиль. Успех этого авто мотивировал японских производителей двигаться дальше, но войне было суждено разрушить эти их планы.
Поражение в войне обернулось для Японии экономической катастрофой. Союзная оккупация с 1945 ещё более усугубила плачевное положение государства, в котором всяческие попытки на развитие местного автопрома категорически пресекались. Все японские предприятия были демонтированы и вывезены из страны, а на слаборазвитых дорогах стали царствовать привезенные оккупантами автомобили. К тому моменту, когда барьеры, стоявшие перед развитием японской автопромышленности, были сняты, она уже казалась инвесторам и государственным деятелям совершенно непривлекательной для вложений. Однако в 1950 году ситуация резко изменилась.
26 июня 1950 года Соединенные Штаты Америки вступили в войну с Кореей. Американские войска оказались отброшены от своих родных земель на тысячи миль и начали остро нуждаться в продукции, лекарственных препаратах и многом другом. И, конечно же, они нуждались в транспортных средствах. С этого момента американцы стали закупать в Японии все, что только возможно. Уже в первые восемь месяцев ведения военных действий США закупили 11920 японских авто! Практически мертвый до этого сектор рынка в одночасье стал одним из самых прибыльных и привлекательных для инвесторов. Японская автомобильная промышленность начала свою вторую жизнь.
К 1960-м годам «Японское экономическое чудо» вознесло страну на второе место в мире по экономической мощи. Возросшие доходы населения подстегнули развитие автопрома, который к тому времени становился крупнейшей отраслью в стране! Уже к 70-м японский автомобильный гигант повернулся лицом к западу, и начался массовый экспорт машин в Европу и США. 726 тысяч из более чем 3 млн. авто, произведенных в Японии в 1970 году, отправились заграницу.
Почему же японские автомобили оказались столь популярны и востребованы? Ответ что в 70-е годы, что сейчас, будет одинаков – это качество. Изначально, японские авто сильно уступали западным аналогам и оказывались попросту неконкурентоспособны, но «самураи» решили это так не оставлять. На заводах быстрыми темпами был введен строжайший контроль качества и высочайшие требования к работникам. Японские менталитет вкупе с жесткой системой ответственности породили автомобили невиданного ранее качества.
Привыкший к мощным и большим авто Западный мир в 1973 году содрогнулся. Разразился один из первых и до сих пор сильнейших Нефтяных кризисов, цены на баррель подскочили с 3 до 12 долларов, а стоимость бензина увеличилась на десятки процентов. В одночасье быть обладателем мощного маслкара или роскошного седана стало крайне невыгодно. Сложившаяся ситуация породила огромный спрос на малолитражные автомобили, которые в Японии производилось в огромных количествах. Уже к 1974 году половина собранных в стране авто шла на экспорт и Япония стала лидером мирового автопрома, отобрав корону у признанного ранее лидера - Германии.
К девяностым годам сети японских автоконцернов опоясывают уже весь мир, их заводы и представительства открыты во многих странах. Они развивают отношения с ведущими автопроизводителями из таких традиционно «автомобильных держав», как США, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Швеция. Увеличивается спрос на авто и на внутреннем рынке. Японцы предпочитают часто обновлять свой автопарк и очень требовательно относятся к выбору своего транспортного средства. Именно поэтому авторынок островного государства богат бесконечным множеством разнообразных модификации и комплектаций различных моделей. После разрушительного землетрясения в 2011 году, заметно ударившего по автопрому, продажа автомобилей в Японии на сегодняшний день снова набирает былые обороты, и отечественные машины покупают себе миллионы японских автолюбителей.
История японской автомобильной промышленности неразрывно переплетена с историей самой Японии. Она представляет собой уникальный образец возрождения в тяжелейших для этого условиях. Японское упорство, точность и усердие даровали миру множество уникальных явлений, среди которых автомобили Страны восходящего солнца занимают важнейшее место. Видимо, именно поэтому автопром этого азиатского государства прочно ассоциируется у автолюбителей всего мира с качеством и надежностью.
Промышленность, явившаяся «локомотивом» развития японской экономики, сохраняет свое экономическое значение, хотя ее доля снижается ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося расширением нематериального сектора. По стоимости промышленной продукции Япония уступает только США.
В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.
В структуре собственности японской промышленности, либерализованной после войны, снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов, таких как «Мицубиси», «Тоёта», «Мацусита», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп.
Отличительной чертой японской промышленности является в то же время большая роль мелких и средних предприятий: на них приходится 99% общего числа промышленных предприятий в стране, 74% занятых и около 52% стоимости произведенной продукции.
Автомобили - это один из самых известных видов продукции Японии.
Почти половина производимых в Японии легковых автомобилей идет на экспорт. Автомобили, изготовленные японскими компаниями, собираются и эксплуатируются по всему миру. Многие теперь производятся на заводах, размещаемых за границей. К тому же легковые автомобили не единственный вид транспорта, экспортируемый Японией. Япония делает также автобусы, грузовые автомобили, корабли и другие транспортные средства.
Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.
В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.
Объем производства автомобилей в Японии в авг. 2009г. снизился на 199 тыс. 702 единицы, т.е. на 25,9% в годовом исчислении. По итогам месяца показатель составил 571 тыс. 787 ед. против 771 тыс. 489 ед. за аналогичный месяц годом ранее. Такие данные опубликовала Японская ассоциация автопроизводителей (JAMA).
При этом производство легковых автомобилей в авг. 2009г. в годовом исчислении уменьшилось на 24,6% - до 493 тыс. 661 единицы, объем производства грузовых автомобилей снизился на 32,9% - до 71 тыс. 698 ед., а объем производства автобусов на 31,9% - до 6 тыс. 428 ед.
Объем экспорта легковых автомобилей из Японии в авг. с. г. снизился на 43,3% - до 244 тыс. 27 автомобилей, экспорт грузовиков уменьшился на 55,5% - до 24 тыс. 181 единицы, а объем экспорта автобусов упал на 40,3% - до 6 тыс. 978 ед.
Тройка крупнейших автопроизводителей страны - Toyota Motor, Honda Motor и Nissan Motor - в июне продолжила снижение объемов выпуска продукции. Производство Toyota упало на 24% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 565 541 автомобиля, Nissan - на 22%, до 240 827 единиц, Honda - на 20%, до 257 852 единиц. Основной причиной стало снижение продаж на главном экспортном рынке - США. «В мировом масштабе продажи автомобилей достигли дна, - полагает управляющий директор Intelligence Automotive Asia Эшвин Чотай. - В среднесрочной перспективе продажи в США не смогут достичь уровня 2005 и 2006 годов, поэтому трудно ожидать значительного восстановления объема продаж японских компаний».
Уровень автомобилизации страны 593 автомобиля на 1000 человек.
Автомобильная промышленность Японии является одним их самых инновационных и наукоемких секторов промышленности. Автопром превратился в интегрированную цепочку поставок множества разнонаправленных компаний. Каждая единица транспортного средства, сходящего со сборочной линии, состоит из деталей и элементов, выполненных сотнями разных компаний-поставщиков.
В автомобилестроении, как известно, Япония добилась больших успехов и является одним из мировых лидеров. Японский автопром представлен прежде всего такими брендами, как Toyota, Lexus, Honda, Acura, Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Subaru, Daihatsu, Mazda, Suzuki, Isuzu и другими.
По данным за 2015 г., в отрасли заняты 5,5 млн человек, или 8,7% всей рабочей силы Японии - включая смежные отрасли. На сегодняшний день в 22 префектурах Японии насчитывается 78 автомобилестроительных заводов.
С целью обеспечения конкурентоспособности японские автомобильные компании ежегодно инвестируют в научно-исследовательские разработки свыше 19 млрд долл., или около 21% от общей суммы затрат на ИР во всех секторах промышленности Японии. Так, только концерн Toyota в 2015 г. вложил в ИР 14 млрд долл. Среди основных направлений научно-исследовательских разработок можно назвать технологии беспилотного управления автомобилем, цифровую сетевизацию, создание электромобилей, автомобилей на топливных элементах, повышение безопасности транспортных средств и др.
Автомобильный кластер Хиросима В 2016 г. на международном автосалоне в Нью-Йорке один из крупнейших международных автомобильных концернов - Мазда представил четвертое поколение своего знаменитого родстера Mazda MX-5, который тут же получил главный титул «Всемирный автомобиль года», обойдя таких серьезных соперников, как Audi A4 и Mercedes-Benz GLC. Новый автомобиль получил высокие оценки жюри, в частности, в таких категориях, как экологичность, безопасность вождения и пассажиров, дизайн, экономичность.
Этому успеху предшествовала серьезная работа, сплотившая представителей академического, промышленного и правительственного секторов в достижении поставленной цели. Ключевыми игроками стали представители концерна Mazda, выступившие с инициативой сделать префектуру Хиросима, где расположена штаб-квартира компании, крупнейшим развивающимся автомобильным кластером. В рамках заявленной инициативы предполагалось привлечь небольшие местные автомобильные предприятия. Совместно с представительством МЭТП в префектуре Тугоку, при участии университета Хиросима и представителей местной власти, был разработан совместный план развития до 2030 г., полностью основанный на межсекторальной кооперации.
В рамках сформированного плана были поставлены следующие задачи: - превратить Хиросиму в международный центр высоких автомобильных технологий; - предпринять все возможные усилия по подготовке необходимых кадров; - способствовать повышению благосостояния местных жителей благодаря стабильно развивающемуся и процветающему сектору обрабатывающей промышленности; - сделать модель межсекторального взаимодействия и успешного развития национальным и мировым примером и ориентиром. Для координации всех предпринимаемых действий был создан Совет по содействию реализации адресных программ: подготовка кадров, активизация деятельности местных малых и средних предприятий и пр.
Ключевым направлением совершенствования модели организации производства становится формирование тесных связей с инновационными фирмами малого и среднего бизнеса. Производство автомобилей предполагает использование комплектующих из самых разных отраслей: текстильная, химическая, производство электроники, механических компонентов и т.д. Именно здесь важнейшую роль начинают играть инновационные МСП, формирующие цепочки поставщиков. Благодаря им автопроизводители существенно снижают расход на непрофильные работы и осуществляют, главным образом, генеральное руководство проектированием будущих автомобилей, разрабатывают дизайн и производят конечную сборку.
Наиболее капиталоемкие операции, включая исследования и разработки, выполняют поставщики первого уровня, которых называют Tier-1. Эти поставщики и разработчики наделяют автомобиль возможностью обучаться, «зрением» и необходимой производительностью, предоставляют целые программно-аппаратные решения и т.д. Крупнейшим производителем автозапчастей в Японии является компания Denso, специализирующаяся на разработке электронных систем и модулей управления силовым блоком. Эта компания, одна из ведущих ТНК в своем сегменте, осуществляет поставки различным производителям автомобилей в Европе, Китае и Северной Америке. Среди других известных японских поставщиков категории Tier-1, также занимающих высокие места в рейтингах, такие крупные компании, как Yazaki, Aisin Seiki, Hitachi Automotive Systems, JTEKT.
Для активизации участия в создании цепочек добавленной стоимости малых и средних инновационных предприятий усилиями представителей частного сектора совместно с академическим сектором в 2015 г. был сформирован Промышленный форум по формированию цепочек добавленной стоимости. Во главу поставлена задача выработки единой системы технических стандартов для использования Промышленного интернета вещей в производственном процессе и оснащения заводов Японии технологией кибер-физических систем. Виртуальное объединение крупных компаний с малым и средним бизнесом должно оказать положительное, стимулирующее воздействие на рост показателей производительности. При этом японские эксперты не скрывают, что избранная технология в определенной мере позаимствована у Германии, где «умные заводы» функционируют в рамках инициированной программы экономического развития «Промышленность 4.0».
В состав Форума входят такие компании, как Toyota, Mazda, Fujitsu, Hitachi, Kawasaki, Panasonic, Mitsubishi Electric, Nikon, NEC, немецкая компания Bosch и другие крупные японские и зарубежные компании. Финансирование осуществляется за счет совокупных сборов со 150 компаний-членов форума. Сценарий планируемых для реализации проектов предполагает как обеспечение непосредственно производственного процесса, так и последующее обслуживание произведенной продукции. Предполагается, что установленные в спущенные с конвейера автомобили компьютерные программы будут обеспечивать связь завода-производителя со всеми выпускаемыми изделиями. При организации производства на таких заводах планируется активно внедрять модель полностью автоматизированных цехов, где из кадрового состава допускается присутствие лишь нескольких операторов.