Глава 2 право граждан на благоприятную окружающую среду

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………...…………..…3

ГЛАВА 1 Понятие и содержание эколого-правового статуса гражданина…4

ГЛАВА 2 Право граждан на благоприятную окружающую среду………...…7

ГЛАВА 3 Права граждан в области охраны окружающей среды…………....10

ГЛАВА 4 Обязанности граждан в области охраны окружающей среды……14

ГЛАВА 5 Гарантии экологических прав граждан…………………………....16

Заключение………..……………………………………………..………………17

Список использованных источников………..………………..……………..…19

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении сотни тысяч веков человек существует на земле, а природа является его естественной средой обитания. Человечество использует природные ресурсы, изменяет природу в соответствии со своими потребностями. В результате активной жизнедеятельности человека природа подвергается разрушительному воздействию.

Современные государства в своих законодательных базах наследуют мировые тенденции по защите и сохранению природной среды, отражают и гарантируют общепринятые экологические права для своих граждан, возлагают на них определенные экологические обязанности и ответственность. Это и является основой эколого-правового статуса гражданина любого государства. Однако, конкретизация прав и обязанностей, степени ответственности определяется каждым государством индивидуально, в зависимости от его политических, экономических, социальных, правовых и других характеристик. Разнообразие детализации эколого-правового статуса граждан очень широко. В этом заключается актуальность темы «Эколого-правовой статус гражданина».

Согласно общей теории права любой правовой статус человека имеет определенную структуру. Самая распространенная модель: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, а также ответственность за неисполнения обязанностей. Ключевые элементы в эколого-правовом статусе гражданина, на наш взгляд, это права и обязанности. Определение, реализация, защита прав и исполнение, осознание обязанностей представляет определенную проблему на сегодняшний день, так как их законодательные механизмы на практике неотработанны и несовершенны.

Механизмы реализации и защиты прав граждан в экологической сфере, а также институт четко прописанных и исполняемых экологических обязанностей – это залог успеха в деле сохранения окружающее природной среды. Понимание и осознание гражданами своих прав и обязанностей формирует у них такое сознание, в котором сохранение окружающей среды – вполне адекватно и необходимая данность.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Конституция и экологическое законодательство Республики Беларусь наделяют граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства правами и обязанностями в области охраны окружающей среды. Данные права и обязанности установлены в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В юридической литературе объем правомочий физических лиц в экологических отношениях получил название «эколого-правовой статус», рассматриваемый в качестве системообразующей эколого-правовой категории и комплексного института экологического права [5].

С теоретико-правовых позиций «правовой статус» как юридическая категория отождествляется прежде всего с правами, свободами и обязанностями гражданина (человека). Права и свободы человека рассматриваются как его потенциальные возможности пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида. Права и свободы, фиксируемые в юридических актах, обусловлены как их юридической природой — естественным характером появления, — так и нередко уровнем экономического развития государства, данные права гарантирующего. Рассматривая правовой статус как комплексный правовой институт, специалисты в области конституционного права в качестве критерия, помогающего установить составные элементы правового статуса личности в конституционном праве, называют «место индивида в обществе и государстве». Центральное место в правовом положении личности отводится конституционным правам, свободам и обязанностям, вокруг которых находятся все иные элементы. На обеспечение прав, свобод и обязанностей направлены гарантии (политические, социально-экономические, нравственные, организационные) как условия и средства их реализации [6, c.52].

Граждане как физические лица выступают субъектами во всех сферах отношений, регулируемых правом, и соответственно наделяются правами, свободами и обязанностями, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия участия граждан в качестве субъектов тех или иных видов правоотношений при реализации ими своей правоспособности. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью всех закрепленных в законодательстве прав и обязанностей, которые складываются из соответствующего объема правосубъектности, закрепленного конкретной отраслью права (отраслевой правосубъектности). В этой конструкции, безусловно, есть как элементы общие (основные), так и присущие только определенным отраслям права. Основными (базовыми) элементами следует признать общеправовые принципы (в том числе и конституционные), которые определяют правовое положение личности. Иные элементы следует рассматривать как факультативные, свойственные отраслевым статусам. Например, гражданство является основополагающим элементом для конституционно-правового статуса, в цивилистических же правоотношениях не имеет первостепенного значения.

Взгляд на эколого-правовой статус как отраслевую разновидность статуса личности основан на принятом подходе к предмету экологического права — общественным отношениям в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поскольку отраслевой статус личности определяется нормами конкретной отрасли права, правомочия, которыми наделены лица как субъекты экологических отношений, содержатся в совокупности источников, упорядочивающих эти отношения, включая природоресурсное законодательство, регулирующее в большей степени экономическую составляющую экологических отношений. При этом для закрепления правового положения человека в экологических отношениях как эколого-правового статуса недостаточно обозначить круг включаемых в этот статус прав — необходимо установить конструктивный (основополагающий) элемент эколого-правового статуса или его правовое ядро, а также определить взаимодействие между ним и иными элементами, создающее исключительный — присущий только этому виду отраслевого статуса — характер.

Традиционно центральное место в правовом положении индивида отводится конституционным правам и свободам, вокруг которых формируются все иные элементы. В эколого-правовом статусе человека к числу конституционных относится целый ряд прав: на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного его нарушением (ст. 46 Конституции Республики Беларусь), на экологическую информацию (ст. 34), на охрану здоровья (ст. 45), право собственности на природные ресурсы (ст. 44), а также такие права, которые позволяют гражданам участвовать в принятии экологически значимых решений (ст. 37), создавать общественные экологические объединения (ст. 36). При этом среди конституционных прав выделяются такие, которые в юридической литературе принято рассматривать как фундамент в системе прав и свобод — неотъемлемые права.

Всеми названными выше признаками (неотъемлемое, конституционное, связано с окружающей средой) обладает только право на благоприятную окружающую среду.

Иные права, входящие в статус человека в экологических отношениях, отражают какую-либо одну сторону этих отношений (природоресурсную или природоохранную) и зачастую ценны как средство обеспечения и защиты права, предусмотренного ст. 46 Конституции Республики Беларусь.

Поскольку окружающая среда выполняет двоякую функцию, выступая как в качестве экономического блага, так и в качестве блага экологического, мы включаем в эколого-правовой статус человека: а) группу таких правомочий физических лиц, которые возникают из отношений по использованию природных ресурсов; б) права и обязанности граждан, необходимые для обеспечения и защиты благоприятного состояния окружающей среды, в том числе и те из них, которые лежат в сфере обеспечения экологической безопасности общества, например по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности или радиационной безопасности населения и др.

Итак, эколого-правовой статус гражданина Республики Беларусь — системообразующая категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права, объединяющий: а) конституционное право человека на благоприятную окружающую среду; б) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека; в) правомочия физических лиц по обеспечению их экономических интересов в сфере природопользования; г) гарантии соблюдения названных прав.

Центральное место в эколого-правовом статусе гражданина занимает конституционное право на благоприятную окружающую среду, рассматриваемое как право человека на жизнь в окружающей среде, качество которой благоприятно для человека как биологического вида и социального индивида. Правовая характеристика права на благоприятную окружающую среду, позволяющая осуществлять его защиту, — неотъемлемое личное неимущественное, не связанное с имущественным право. Иные права граждан в области охраны окружающей среды, закрепленные в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (право на экологическую информацию, право на создание общественных экологических объединений, право на участие в решении экологически значимых вопросов, право на судебную защиту и др.), следует рассматривать как обеспечительные права, совокупность которых создает возможности для реализации и защиты неотъемлемого права на благоприятную окружающую среду.

В настоящей главе будут рассмотрены, кроме права человека на благоприятную окружающую среду, также обеспечительные права в области охраны окружающей среды, которые создают юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека, и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности физических лиц в сфере использования природных ресурсов в силу их экономического характера излагаются в гл. 6 «Право природопользования».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эколого-правовой статус гражданина является частью конституционного статуса и представляет собой систему законодательно определенных прав и обязанностей в сфере охраны окружающей среды. Закрепленные в законодательстве экологические права и обязанности дают возможность судить о положении личности в обществе, а также о характеристике государства в целом. На основании мнений разных ученых, разрабатывающих тему экологического статуса гражданина, можно сделать вывод, что экологические права граждан – это совокупность возможностей в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природной среды, закрепленных в законодательстве и гарантированных системой права. Основанием для определения термина экологических обязаностей может послужить определение юридической обязанности, разработанное в теории права, с учетом особенностей охраны и обеспечения безопасности окружающей среды. Таким образом, экологические обязанности представляют собой систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды. Отсутствие законодательно определенных понятий экологических прав и обязанностей является существенным недостатком так, как нет однозначности в определении места данных прав в системе правового статуса человека в целом, поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экологических прав и обязанностей гражданина.

В совокупности предоставленных гражданам экологических прав основополагающим является право на безопасную окружающую природную среду, все другие экологические права граждан связанные с его реализацией, направлены на его обеспечение или защиту. Например, право на участие в обсуждении материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, или участие в проведении общественной экологической экспертизы имеют целью предупредить загрязнение окружающей среды. Право граждан на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влияние на здоровье населения, или право граждан обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного их здоровью вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду, имеют цель обеспечить это право или судебную защиту в случае его нарушения. Однако, в законодательстве не выделено главенствующее значение права на безопасную окружающую природную среду, что, на наш взгляд, является ошибкой. Поэтому при закреплении экологических прав граждан в законодательстве, необходимо сделать акцент на том, что право на безопасную окружающую природную среду является основополагающим, а все остальные права производны от него.

При отсутствии механизма реализации экологические права теряют свое значение для граждан и становятся лишь номинально провозглашенными. Как видим, экологические права, несомненно, связаны друг с другом. Например, право на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, во многом зависит от наличия информации о необходимости принятия данного решения, которая предоставляется гражданам на праве свободного доступа к экологической информации. Судебная защита экологических прав граждан возможна при развитом механизме реализации этих прав. Если судья не имеет представления о том, как реализуется на практике право граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, он не сможет должным образом защитить это право. Такое положение дел наталкивает на необходимость четко регламентировать экологические прав граждан и определить механизм их реализации.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………...…………..…3

ГЛАВА 1 Понятие и содержание эколого-правового статуса гражданина…4

ГЛАВА 2 Право граждан на благоприятную окружающую среду………...…7

ГЛАВА 3 Права граждан в области охраны окружающей среды…………....10

ГЛАВА 4 Обязанности граждан в области охраны окружающей среды……14

ГЛАВА 5 Гарантии экологических прав граждан…………………………....16

Заключение………..……………………………………………..………………17

Список использованных источников………..………………..……………..…19

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении сотни тысяч веков человек существует на земле, а природа является его естественной средой обитания. Человечество использует природные ресурсы, изменяет природу в соответствии со своими потребностями. В результате активной жизнедеятельности человека природа подвергается разрушительному воздействию.

Современные государства в своих законодательных базах наследуют мировые тенденции по защите и сохранению природной среды, отражают и гарантируют общепринятые экологические права для своих граждан, возлагают на них определенные экологические обязанности и ответственность. Это и является основой эколого-правового статуса гражданина любого государства. Однако, конкретизация прав и обязанностей, степени ответственности определяется каждым государством индивидуально, в зависимости от его политических, экономических, социальных, правовых и других характеристик. Разнообразие детализации эколого-правового статуса граждан очень широко. В этом заключается актуальность темы «Эколого-правовой статус гражданина».

Согласно общей теории права любой правовой статус человека имеет определенную структуру. Самая распространенная модель: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, а также ответственность за неисполнения обязанностей. Ключевые элементы в эколого-правовом статусе гражданина, на наш взгляд, это права и обязанности. Определение, реализация, защита прав и исполнение, осознание обязанностей представляет определенную проблему на сегодняшний день, так как их законодательные механизмы на практике неотработанны и несовершенны.

Механизмы реализации и защиты прав граждан в экологической сфере, а также институт четко прописанных и исполняемых экологических обязанностей – это залог успеха в деле сохранения окружающее природной среды. Понимание и осознание гражданами своих прав и обязанностей формирует у них такое сознание, в котором сохранение окружающей среды – вполне адекватно и необходимая данность.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Конституция и экологическое законодательство Республики Беларусь наделяют граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства правами и обязанностями в области охраны окружающей среды. Данные права и обязанности установлены в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В юридической литературе объем правомочий физических лиц в экологических отношениях получил название «эколого-правовой статус», рассматриваемый в качестве системообразующей эколого-правовой категории и комплексного института экологического права [5].

С теоретико-правовых позиций «правовой статус» как юридическая категория отождествляется прежде всего с правами, свободами и обязанностями гражданина (человека). Права и свободы человека рассматриваются как его потенциальные возможности пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида. Права и свободы, фиксируемые в юридических актах, обусловлены как их юридической природой — естественным характером появления, — так и нередко уровнем экономического развития государства, данные права гарантирующего. Рассматривая правовой статус как комплексный правовой институт, специалисты в области конституционного права в качестве критерия, помогающего установить составные элементы правового статуса личности в конституционном праве, называют «место индивида в обществе и государстве». Центральное место в правовом положении личности отводится конституционным правам, свободам и обязанностям, вокруг которых находятся все иные элементы. На обеспечение прав, свобод и обязанностей направлены гарантии (политические, социально-экономические, нравственные, организационные) как условия и средства их реализации [6, c.52].

Граждане как физические лица выступают субъектами во всех сферах отношений, регулируемых правом, и соответственно наделяются правами, свободами и обязанностями, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия участия граждан в качестве субъектов тех или иных видов правоотношений при реализации ими своей правоспособности. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью всех закрепленных в законодательстве прав и обязанностей, которые складываются из соответствующего объема правосубъектности, закрепленного конкретной отраслью права (отраслевой правосубъектности). В этой конструкции, безусловно, есть как элементы общие (основные), так и присущие только определенным отраслям права. Основными (базовыми) элементами следует признать общеправовые принципы (в том числе и конституционные), которые определяют правовое положение личности. Иные элементы следует рассматривать как факультативные, свойственные отраслевым статусам. Например, гражданство является основополагающим элементом для конституционно-правового статуса, в цивилистических же правоотношениях не имеет первостепенного значения.

Взгляд на эколого-правовой статус как отраслевую разновидность статуса личности основан на принятом подходе к предмету экологического права — общественным отношениям в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поскольку отраслевой статус личности определяется нормами конкретной отрасли права, правомочия, которыми наделены лица как субъекты экологических отношений, содержатся в совокупности источников, упорядочивающих эти отношения, включая природоресурсное законодательство, регулирующее в большей степени экономическую составляющую экологических отношений. При этом для закрепления правового положения человека в экологических отношениях как эколого-правового статуса недостаточно обозначить круг включаемых в этот статус прав — необходимо установить конструктивный (основополагающий) элемент эколого-правового статуса или его правовое ядро, а также определить взаимодействие между ним и иными элементами, создающее исключительный — присущий только этому виду отраслевого статуса — характер.

Традиционно центральное место в правовом положении индивида отводится конституционным правам и свободам, вокруг которых формируются все иные элементы. В эколого-правовом статусе человека к числу конституционных относится целый ряд прав: на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного его нарушением (ст. 46 Конституции Республики Беларусь), на экологическую информацию (ст. 34), на охрану здоровья (ст. 45), право собственности на природные ресурсы (ст. 44), а также такие права, которые позволяют гражданам участвовать в принятии экологически значимых решений (ст. 37), создавать общественные экологические объединения (ст. 36). При этом среди конституционных прав выделяются такие, которые в юридической литературе принято рассматривать как фундамент в системе прав и свобод — неотъемлемые права.

Всеми названными выше признаками (неотъемлемое, конституционное, связано с окружающей средой) обладает только право на благоприятную окружающую среду.

Иные права, входящие в статус человека в экологических отношениях, отражают какую-либо одну сторону этих отношений (природоресурсную или природоохранную) и зачастую ценны как средство обеспечения и защиты права, предусмотренного ст. 46 Конституции Республики Беларусь.

Поскольку окружающая среда выполняет двоякую функцию, выступая как в качестве экономического блага, так и в качестве блага экологического, мы включаем в эколого-правовой статус человека: а) группу таких правомочий физических лиц, которые возникают из отношений по использованию природных ресурсов; б) права и обязанности граждан, необходимые для обеспечения и защиты благоприятного состояния окружающей среды, в том числе и те из них, которые лежат в сфере обеспечения экологической безопасности общества, например по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности или радиационной безопасности населения и др.

Итак, эколого-правовой статус гражданина Республики Беларусь — системообразующая категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права, объединяющий: а) конституционное право человека на благоприятную окружающую среду; б) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека; в) правомочия физических лиц по обеспечению их экономических интересов в сфере природопользования; г) гарантии соблюдения названных прав.

Центральное место в эколого-правовом статусе гражданина занимает конституционное право на благоприятную окружающую среду, рассматриваемое как право человека на жизнь в окружающей среде, качество которой благоприятно для человека как биологического вида и социального индивида. Правовая характеристика права на благоприятную окружающую среду, позволяющая осуществлять его защиту, — неотъемлемое личное неимущественное, не связанное с имущественным право. Иные права граждан в области охраны окружающей среды, закрепленные в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (право на экологическую информацию, право на создание общественных экологических объединений, право на участие в решении экологически значимых вопросов, право на судебную защиту и др.), следует рассматривать как обеспечительные права, совокупность которых создает возможности для реализации и защиты неотъемлемого права на благоприятную окружающую среду.

В настоящей главе будут рассмотрены, кроме права человека на благоприятную окружающую среду, также обеспечительные права в области охраны окружающей среды, которые создают юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека, и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности физических лиц в сфере использования природных ресурсов в силу их экономического характера излагаются в гл. 6 «Право природопользования».

ГЛАВА 2 ПРАВО ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст. 46). Осуществление названного права рассматривается в качестве одного из главных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г.

Политико-правовой основой регламентации права граждан на благоприятную окружающую среду в национальном законодательстве выступают основополагающие международные документы по правам человека. В частности, право на благоприятную окружающую среду базируется на неотъемлемом праве человека — праве на жизнь, провозглашенном во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В законодательстве Республики Беларусь «обеспечение права граждан на благоприятную для труда и отдыха окружающую среду» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды было закреплено в 1992 г. в Законе «Об охране окружающей среды». Далее конституционная норма о праве на благоприятную окружающую среду нашла свое развитие в специальном законодательстве, закрепляющем правовой режим охраны и использования природных ресурсов.

В действующей редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в качестве основного принципа охраны окружающей среды. В ст. 14 указанного закона определено, что «право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».

Право на благоприятную окружающую среду рассматривается в теории как правовой институт и как субъективное право.

Идею, обосновывающую существование субъективного права на обеспечение благоприятной окружающей природной среды, впервые высказали представители эколого-правовой науки [8,c.174] . В юридической научной литературе господствующей является точка зрения, согласно которой субъективное право на благоприятную окружающую среду рассматривается как личное неимущественное право, а благоприятная окружающая среда — как нематериальное благо[7,c.154]. Однако уникальность права на благоприятную окружающую среду по отношению к другим личным неимущественным правам, по нашему мнению, заключается в том, что посредством его реализации и защиты осуществляется защита всеобщего (публичного) экологического интереса — охраны окружающей среды.

Субъективное право на благоприятную окружающую среду является многокомпонентным и представляет собой законодательно обеспеченную возможность лица:

• существовать в благоприятной окружающей среде;

• осуществлять право на благоприятную окружающую среду своими собственными действиями;

• требовать от обязанных лиц соблюдения норм права, способствующих поддержанию окружающей среды в благоприятном для управомоченного лица состоянии;

• обратиться к соответствующим государственным органам в целях защиты права в случае его нарушения либо угрозы нарушения.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. Особенностью рассматриваемого права является его экстерриториальность, т. е. любой гражданин имеет возможность реализовать свое право на всей территории республики, независимо от места его проживания и гражданства.

Объектом права на благоприятную окружающую среду является благоприятная окружающая среда, состояние которой согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» гарантирует экологическую безопасность жизнедеятельности человека, а также устойчивое функционирование экологических систем.

В юридической литературе выделяют комплекс правовых критериев для определения состояния окружающей среды как благоприятной для человека:

во-первых, незагрязненность окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве требованиям, нормативам, стандартам, характеризующим ее качество;

во-вторых, неистощимость окружающей среды — соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве нормативам ресурсоемкости;

в-третьих, способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие[6,c.98].

Таким образом, окружающая среда может рассматриваться как благоприятная, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об охране окружающей среды критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее незагрязненности, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Актуальным является вопрос о специфике и способах защиты права на благоприятную окружающую среду[7,c.154]. Отнесение права на благоприятную окружающую среду к категории личных неимущественных, как было сказано ранее, позволяет использовать для защиты указанного права перечень способов защиты гражданских прав, определенный ст. 11 ГК. Исходя из специфики объекта, защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких способов, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда; самозащита права и др. Указанные способы защиты права на благоприятную окружающую среду могут быть использованы отдельно и в совокупности.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь, закрепляющая право на благоприятную окружающую среду, устанавливает также, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Тем самым придается значимость такому способу защиты, как возмещение вреда. Вместе с тем ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране [50]окружающей среды» устанавливает право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду. В ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляется, кроме этого, возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду.

Использование такого способа защиты права на благоприятную окружающую среду, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, связано с возможностью предъявления иска (предусмотрена ст. 13 и 100 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды») о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду. Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и граждане имеют право на предъявление в суд иска о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред или создается опасность причинения экологического вреда в будущем.

Наши рекомендации