Элементарная поисковая деятельность детей

Понятие «поисковая деятельность». Под элементарной по­исковой деятельностью понимается совместная работа воспита­теля и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятель­ность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитате­лем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задаче детьми). Затем осуществля­ется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течения явления природы и его причинах), отбира­ются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверка результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение гото­вых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей до­школьного возраста.

Методика организации поисковой деятельности. Элементар­ная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, кото­рые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем — более сложные, содержащие цепочки связей.

Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? По­чему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой — снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т; д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют; теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин — часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? И т.д.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление из­вестного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и оши­бочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их про­тиворечивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они их не выдвигают, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижении предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предла­гает их и воспитатель. Имя могут быть кратковременные рас­познающие наблюдения, длительные сравнительные наблюде­ния, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объ­ектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится зада­ча: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравни­тельные наблюдения могут быть использованы при сопостав­лении 2—3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приве­дем пример организации поисковой деятельности, когда позна­вательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюд­ца дети кладут вату, а на нее одинаковое количество семян. В одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фик­сируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произо­шли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использо­вать эвристическую беседу. Приведем пример: на одной из про­гулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала. «Как ты думаешь, почему так?» — спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там — нет. Поэтому они здесь меньше становятся», — ответил другой. «А почему же там не капает, с другой стороны? — И тут же сам догадался: — А. знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Таи только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому со­сульки медленно тают».

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать до­полнительные опыты или наблюдение, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации поисковой деятельности у детей по­является способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возни­кающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совер­шенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от приня­тия познавательных задач, поставленных воспитателем, и ре­шения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогические технологии экологического развития до­школьников

ВОПРОСЫ:

1. Понятие «педагогическая технология»

2. Педагогическая технология экологического образования дошкольников по программе «Юный эколог» (С.Н. Николаева)

Наши рекомендации