ЛЕКЦИЯ № 11. Использование игры в экологическом воспитании детей
ВОПРОСЫ:
1. Роль и место игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
2. Классификация природоведческих игр.
3. Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС).
1. Роль и место игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е.И.Тихеева, Р.И.Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др. Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых — обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е. И. Удальцовой, Ф.Н. Блехер, А.И.Сорокиной, А.П.Усовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игранаряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.
Исследования А.П.Усовой, В. Н.Аванесовой, А. К. Бондаренко и др. показывают, что специфика дидактической игры как обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи.
Возможность использования игрыв экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений.
Игра, по выражению А. В.Запорожца, это эмоциональная деятельность, что необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. Он подчеркивает, что эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей ситуации занятия.
А. В.Запорожец утверждает: эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и — более широко — на умственную активность ребенка и на его творческие способности.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.
Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
С. Л. Рубинштейн подтверждает эту позицию: игра — это деятельность ребенка, значит, она является выражением его отношения к окружающей действительности. «Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему: значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию».
По мнению С.Н.Николаевой два момента — необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Автор утверждает, что корни игровой деятельности уходят в обучение, в процессе которого дошкольники получают сведения об окружающей действительности.
Об этом же свидетельствуют исследования Н.Я.Михайленко, Е. В.Зворыгиной и С. Л. Новоселовой, в которых предусматривается проведение обучающих игр как одного из средств руководства формированием самостоятельной игровой деятельности.
В подвижных играх детям приходится исполнять какую-либо роль. В этой связи следует специально сказать о значении ролей. По мнению Д.Б.Эльконина, роль — «это центральное явление сюжетно-ролевой игры». Реализация роли создает ответственный мотив игры. Развертывание ролевых действий осуществляется в соответствии с правилами, которые отражают «логику реального действия и реальных отношений». С развитием игровой деятельности (к старшему дошкольному возрасту) правило поведения становится центральным ядром роли.
Итак, с одной стороны, имеется тенденция — сблизить дидактическую игру с экологическим образованием. С другой — очевидна недостаточная проработка вопроса включения игры в этот процесс, недооценка ее возможностей в плане формирования экологической культуры дошкольников.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует различные виды игр. Важное развивающее значение имеют игры с правилами: дидактические (предметные, настольно-печатные, словесные) и подвижные.
Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры (А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова, В.А. Дрязгунова, А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др.). Все исследователи признают важную обучающую и развивающую функцию дидактической игры. А.К. Бондаренко подчеркивает: такая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.
В многочисленных педагогических трудах прошлого и настоящего времени подчеркивается роль игры в жизни детей как формы деятельности, создающей условия для всесторонней подготовки и гармоничного развития личности.