Учебный экран как метод ознакомления с природой

Диа­позитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать ак­тивную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естествен­ных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений а животных. Аудиовизу­альные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.

На занятиях в детском саду могут быть использованы раз­личные экранные средства, формирующие знания о природе: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего, знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. Необходимо хорошо знать содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправ­ленного руководства познавательной деятельностью детей.

Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроиз­вольное внимание. Однако при непроизвольном внимании содер­жание фильма усваивается поверхностно и не всегда правильно осмысливается. Для сохранения устойчивого внимания на про­тяжении всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна специальная работа воспитателя.

В зависимости от содержания фильма и степени подготовлен­ности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Зятем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог прово­дит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и четкими вопросами. Вос­питателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма.

После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в правильности восприятия фильма, и неудовлетворение, если содержание фильма не было понято. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными.

Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на. соответствующую тему. В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей.

Сюжетные и очерковые дна-, кино- и телефильмы использу­ются во всех возрастных группах, однако в младшем дошколь­ном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составля­ется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь посте­пенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.

Диапозитивы — это серии отдельных кадров, посвящен­ные определенной теме. По статичности изображения они напо­минают дидактические картины. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит от логики подачи учебного материала. Основное назна­чение диапозитивов — иллюстрировать рассказ, объяснение вос­питателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний.

Использовать диапозитивы рекомендуется начиная с млад­шего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возмож­ность вернуться к прежнему кадру.

Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных а определенной последователь­ности и связанных между собой текстом. Диафильмы содержат определенный сюжет или последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.

Диафильмы о природе широко используются в работе с до­школьниками, помогая воспитателю решать многие задачи: за­креплять и расширять представления детей об известном, зна­комить их с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.

Используются диафильмы во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда следует пользоваться имеющимся текстом (субтитрами). Текст к диафильму может быть адаптирован вос­питателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога, в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расши­рена. Методика показа диафильмов сходна с методикой демон­страции кинофильмов.

Демонстрация моделей

Модели — это материальные замес­тители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частя­ми или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объ­ектов и явлений. К ним относятся различные предметы, кон­струкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель — заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей пред­ставление о внешнем виде и движении рыбы.

2. Предметно-схематические модели. В них су­щественные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на кар­точке — при абстрагировании и замещении формы листьев;

полоски бумаги развой фактуры (гладкая, бугристая, шерохо­ватая) — при абстрагировании и замещении характера поверх­ности частей растений — листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой.) Модель-макет рекомендует исполь­зовать С.Н.Николаева для усвоения детьми понятия «мими­крия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обра­щают внимание детей на то, что при совпадении цвета ноля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая мо­дель помогает детям понять значение покровительственной ок­раски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) пере­дают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения при­родных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. На­пример, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, на­глядно воспринимаемые признаки данной систематической груп­пы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жабер­ный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плав­ники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания х.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выде­лить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условия пред­варительного ознакомления детей с объектом природы при по­мощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем ис­пользовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помо­щью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, коли­чество частей, пространственное расположение и т.д.

Далее рассматривается та или иная модель сенсорных при­знаков (модель цвета, формы, количества и т.д.). Для демон­страции воспитатель готовит модели крупного размера. На пер­вых занятиях следует показывать детям модели 1—2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необхо­димую группу выделенных признаков.

Для усвоения принципа моделирования определенное значе­ние имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Полезно также использовать демонстрацию моделей в про­цессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является аб­страгирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления по­требностей растений в воде воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян с; наличием или отсутствием влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отражается их новое состояние: к изображению семян подрисовываются ростки. Данная схема-модель помогает наглядно связать появление рост­ков с голубым кружком, означающим наличие влаги.

Литература

1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.

2. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.

4. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М., 1995.

ЛЕКЦИЯ № 9. Труд в природе

ВОПРОСЫ:

1. Значение труда в природе и требования к его организации

2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.

3. Формы организации труда в природе.

4. Содержание труда и методика руководства в разных возрастных группах

1. Значение труда в природе и требования к его организации

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отно­шение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятель­ности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллек­тиве дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспи­татель учит детей ориентироваться на свойства объектов приро­ды для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потреб­ностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвое­ние этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребнос­ти, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдатель­ности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные уме­ния: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по вре­мени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физичес­кого развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей, Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, ус­тойчивого интереса к труду.

2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образо­вательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организа­ция разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращива­ние растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызы­вает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состо­янием растений, формирует навыки пересадки растений (выка­пывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образова­ния семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна системати­чески усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями е и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюда­тельность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутом­ления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда за­висит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин. с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошколь­ном возрасте — 15—25 мин. с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тало надо держать выпрям­ленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Наши рекомендации