Методика проведения наблюдений разных видов

Распознающее наблюдение.

Руководство наблюде­нием складывается из подготовки воспитателя и детей, прове­дения самого наблюдения, и закрепления полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных), наблюдений.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточ­ный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, ко­торое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клет­ку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а воспитатель мог бы свободно действовать с объектом.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, нака­нуне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необхо­димо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Вос­питанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные воз­можности детей, использует разнообразные приемы для выяв­ления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей пове­дения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, пред­лагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, сте­бель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблю­дение планомерно.

На третьем .этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение объектам природы,

Наблюдение с использованием раздаточного материала.

Начиная со средней группы, во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объ­ектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкрет­ных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раз­даточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание ин­дивидуальной работы с детьми е коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бе­режному отношению к ней.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установ­ление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные на­блюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помо­гают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения, В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно мо­жет быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны?».

Наши рекомендации