Развитие методики природоведения на разных этапах становления советского дошкольного воспитания.
На развитие и становление методики природоведения существенное влияние оказывали постановление ЦК ВКП(б) о школе; решения съездов по дошкольному воспитанию; развитие методики естествознания в школе. Постоянно выделялись все более значимые воспитательно-образовательные задачи природоведческой работы; разрабатывались содержание и методы работы по ознакомлению детей с природой; определялись условия для работы с детьми в природе.
Уже на I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1919 г.) выдвигалась задача «приблизить природу к ребенку», разработать содержание и методику ее изучения, создать специальные условия в дошкольных учреждениях (организовать участок, сад, огород, цветник, уголок природы). Началась подготовка воспитателей к природоведческой работе с детьми. Вместе с тем отмечалось недостаточное использование наблюдений за природой, ознакомление с нею применяли только для развития созерцательного эстетизма или же в целях сенсорного воспитания.
На III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1924 г.) решались вопросы, связанные с внедрением принципов наглядности и активности в познании природы. Особо отмечалось, что атеистическая работа должна осуществляться с помощью наблюдений в природе, организации труда и ознакомления детей с сельскохозяйственным трудом взрослых. Впоследствии труд в природе принял утилитарный характер, в погоне за его эффективностью были забыты учебно-воспитательные задачи. Аналогичная ситуация сложилась с исследовательским методом, механически перенесенным из школы в дошкольное учреждение. При использовании данного метода ребенок ставился в положение исследователя. От него требовалась максимальная самостоятельность как в отборе фактов, так и в их логическом осмыслении. Универсализация исследовательского метода привела к тому, что незаслуженно оставались в тени другие, не менее эффективные методы познания.
На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1928 г.) рекомендовалось всю природоведческую работу вести по определенным организующим моментам, основное внимание сосредоточить на организационных занятиях. Впоследствии, из-за своей утилитарности, статичности, эта. система себя не оправдала.
К 1932 году относится первый проект программы, в котором были определены цели и задачи дошкольного природоведения: оно стало рассматриваться как средство коммунистического воспитания. Первые и последующие программные документы включали содержание знаний о природе, определяли основные методы ознакомления с ней.
Изучая советский период становления методики ознакомления детей с природой, обратимся к взглядам Е. И. Тихеевой и Л. К. Шлегер, педагогическая деятельность которых начиналась еще в дореволюционные годы.
Е. И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По ее мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребенка, формирует его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Отметьте отношение Е. И. Тихеевой к природе как средству умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Большое значение Е. И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. Обратите внимание на то, что план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста. Вместе с тем она переоценивала роль природы в эстетическом воспитании, считая, что только она дает образцы «вечной и неизменной красоты».
Л. К. Шлегер к факторам, влияющим на развитие ребенка, относит и природу. Как и Е. И. Тихеева, она рекомендует использовать экскурсии, однако не считает обязательным предварительную подготовку к ним. Богатые педагогические возможности видела Шлегер в беседах. «Привычка беседовать в определенном направлении, — пишет она, — вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь выводы из своих наблюдений» (Материалы для бесед с маленькими детьми/Под ред. Л. К. Шлегер и С. Т. Шацкого. М., 1913. Вып. I. С. 4).Она считала, что знания, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.
Л. К. Шлегер совместно с С. Т. Шацким подготовила материал для бесед с дошкольниками. Авторы, придерживаясь сезонного принципа, знакомили детей с неживой и живой природой. Для каждой темы были подобраны дидактический и наглядный материал, задания детям. Содержание бесед давалось в соответствии с особенностями возраста. Несмотря на недостатки рекомендованных бесед (некоторая бессистемность, четко не прослеживалась зависимость изменений живой природы от неживой и т. д.), они сыграли положительную роль в отборе содержания обучения дошкольников при ознакомлении их с природой.