Конституционные основы природоресурсного права
Как известно, на вершине национальной системы источников права традиционно стоит Конституция, которая закрепляет не только основы конституционного строя государства, провозглашает и гарантирует основные права человека и гражданина, компетенцию высших органов государственной власти, но и устанавливает конституционные основы (принципы и важнейшие нормы) отдельных отраслей национальной системы права [36, с. 203].
Как подчеркивает Г. А. Василевич, «Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне». Вывод о верховенстве Конституции, может быть распространен и по отношению к нормативным правовым соглашениям (причем как национальным, так и международным), поскольку заключение международных договоров, противоречащих Основному Закону, запрещено (ч.3 ст. 8 Конституции) [34, с. 249].
В Конституциях большинства европейских государств экологическая концепция сформулирована в самостоятельных главах или отдельных статьях. И это несмотря на то, что они принимались 20-25 лет назад. Стержнем экологической концепции в конституциях этих стран является закрепление права человека на благоприятную, экологически безопасную окружающую среду. Особенно ярко это выражено в Конституции Португалии и Федеральной Конституции Швейцарии. Пожалуй, единым требованием экологической концеп-ции всех конституций является положение об общегосударственном характере природоохранительных мер. Так, Конституция Португалии обязывает государство предупреждать и вести борьбу с загрязнением, его последствиями и вредными формами эрозии; обустраивать территорию по подобию экологически сбалансированных зон; создавать и развивать заповедники, природные парки; рационально использовать природные ресурсы, защищая их способность к самообновлению и экологической стабильности. В Федеральной Конституции Швейцарии больше внимания обращается на обязанности государства по рациональному использованию и защите водных ресурсов. В Конституции Греции регламентируются формы защиты лесов и лесных массивов. Конституция Франции установила, что государство должно обеспечить гармоничный баланс населения в городской и сельской местностях [5, с. 28-29].
Конституция Республики Беларусь как источник права содержит конституционные нормы общего характера, важные с точки зрения обеспечения условий охраны окружающей среды, и собственно природоресурсные.
К общей норме относится, например, ст. 1, где говорится, что Республика Беларусь – унитарное демократическое правовое государство. Это означает, что в организации государственной деятельности, в том числе в сфере природопользования, предусматривается участие народа в обсуждении и принятии законов, признается в этой сфере верховенство права и справедливости [31, с. 33-34].
Достойная жизнь человека, которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в себя наряду с иными ценностями и благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
В ст. 6 Конституции провозглашается, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Этим самым определяется компетенция и ответственность каждой ветви власти в формировании и совершенствовании экологического законодательства, осуществлении управления в сфере использования и охраны природных ресурсов, привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования этого законодательства [32, с. 34].
К собственно экологическим нормам относятся те статьи Конституции, которые закрепляют эколого-правовой статус граждан, выражающийся в их экологических правах и обязанностях, в том числе и сфере ресурсопользования. Это прежде всего ст. 34, 46, 55, которые закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду, возмещении вреда, причиненного нарушением этого права, и право на получение, хранение и распространение информации о состоянии окружающей среды. Охрана природной среды является долгом каждого (ст. 55). В данном случае долг следует рассматривать как обязанность каждого человека, находящегося на территории Республики Беларусь, независимо от пола, возраста, национальности, гражданства, происхождения беречь и охранять природу, рачительно относится к ее богатствам, обеспечивать ее рациональное и экономное использование и потребление [31, с. 35].
Конституционные основы эколого-правового статуса гражданина Республики Беларусь закреплены в гл. 2 Конституции «Личность, общество, государство». Согласно ст. 21 гл. 2 Основного закона обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданам гарантируются права и свободы, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Экологическое содержание могут иметь следующие права, гарантируемые Конституцией: право на жизнь (ст. 24);право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан (ст. 35);право на свободу объединений (ст. 36); право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40);право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45). Центральную часть эколого-правового статуса граждан составляет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, закрепленное ст. 46 Конституции. Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая обязанность охранять природную среду [3, с. 36-37].
Конституция определяет основополагающие принципы в данной сфере. Так, конституционную основу института ответственности за нарушение законодательства составляет ст. 46, которая декларирует право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду. Статья 60 декларирует право на возмещение в судебном порядке имущественного вреда и материального возмещения морального вреда. Осуществление права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды [25, с. 32].
Ко второй группе конституционных экологических норм можно отнести ст. 13, в которой заложены правовые основания института собственности на природные ресурсы. Речь идет о формах собственности – государственной и частной. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земля же может быть как в государственной, так и в частной собствен-ности. При этом подчеркивается, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства [31, с. 35].
Конституционные нормы нашли яркое отражение в Стратегии устойчивого развития. Вместе с тем данная Стратегия рассматривает экологический фактор не как абсолютный приоритет, а исходит из того, что рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды должны всячески содействовать развитию социальной и производственной сфер деятельности [5, с. 30].