Общая характеристика источников природоресурсного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Природоресурсное право
на тему: Понятие и особенности источников природоресурсного права
Студентка
ФП, 3-й курс, ДПВ-2 А.А. Цыбульская
Руководитель
канд. юрид. наук,
доцент И.П. Манкевич
МИНСК 2017
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 39 с., 37 источников.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА, СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ, ПРИРОДО-РЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Объект исследования –общественные отношения, возникающие в сфере создания и применения норм природоресурсного права.
Предмет исследования – нормы природоресурсного права Республики Беларусь, позволяющие определить понятие, виды и систему источников природоресурсного права, их практическое применение, теоретические положения и взгляды ученых на проблемы функционирования источников природоресурсного права.
Цель работы: анализ теоретических и практических вопросов создания и применения источников природоресурсного права и выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере отношений.
Методы исследования:диалектический, исторический, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Исследования и разработки:проведен анализ источников природо-ресурсного права Республики Беларусь, ввиду чего были выявлены основные черты и особенности источников природоресурсного права.
Элементы научной новизны:определена правовая природа и теоретико-правовая сущность источников природоресурсного права Республики Беларусь и выявлены направления дальнейшей правовой регламентации функционирования источников природоресурсного права в национальном законодательстве.
Область возможного практического применения:правотворческая и правоприменительная деятельность, учебный процесс.
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значи-мость:реализация предложений автора будет способствовать эффективности и устойчивости применения источников природоресурсного права на территории Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_____________
DAS REFERAT
Kursarbeit: 39 S., 37 Quellen.
QUELLEN DES RECHTS, DAS SYSTEM DER QUELLEN, DER UMWELT-RESSOURCEN GESETZGEBUNG, VÖLKERRECHTLICHE VORSCHRIFTEN, VORSCHRIFTEN
Das Objekt der Forschung – die gesellschaftlichen Beziehungen, die sich im Bereich der Erstellung und Anwendung von Normen Natur und Ressourcen Rechte.
Gegenstand der Forschung – Normen Natur und Ressourcen Rechte der Republik Belarus, um zu ermitteln, ob der Begriff, die Arten und das System der Quellen Natur und Ressourcen Recht, deren praktische Anwendung, die theoretischen Aussagen und Ansichten von Wissenschaftlern auf die Probleme der Quellen Natur und Ressourcen Rechte.
Ziel der Arbeit: Analyse der theoretischen und praktischen Fragen der Entwicklung und Anwendung von Quellen Natur und Ressourcen Rechte und praktische Empfehlungen zur Verbesserung der Rechtsvorschriften in diesem Bereich der Beziehungen.
Methoden der Forschung: die dialektische, historische, Systemanalyse, rechtsvergleichende, formal-juristisch.
Forschung und Entwicklung: die Analyse der Quellen der Umwelt-Ressource Rechte der Republik Belarus, im Hinblick worauf identifiziert die wichtigsten Merkmale und Besonderheiten der Quellen Natur und Ressourcen Rechte.
Die Elemente der wissenschaftlichen Neuheit: bestimmt die Rechtsnatur und erkenntnistheoretische rechtliche Entität Quellen Natur und Ressourcen Rechte der Republik Belarus und identifiziert künftige gesetzliche Regulierung des Funktionierens der Quellen Natur und Ressourcen Rechte in der nationalen Gesetzgebung.
Bereich mögliche praktische Anwendungen: Gesetzgebung und Strafverfolgung, Bildungsprozess.
Technische und wirtschaftliche, soziale und (oder) ökologische Bedeutung: die Umsetzung der Vorschläge des Autors wird dazu beitragen, die Wirksamkeit und Nachhaltigkeit der Anwendung von Quellen Natur und Ressourcen Rechte auf dem Territorium der Republik Belarus.
Autor des Werkes bestätigt, dass die in der Kursarbeit siedlung-analytische Material richtig und Objektiv spiegelt den Zustand des untersuchten Prozesses und alle entlehnt aus literarischen und anderen Quellen theoretischen, methodischen Bestimmungen und Konzepte begleitet verweisen auf Ihre Autoren.
_____________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика источников природоресурсного права…….…………..7
1.1 Понятие, особенности и классификация источников природоресурсного права…..........................................................................................................................7
1.2 Становление и развитие природоресурсного законодательства…………….11
2 Международные договоры Республики Беларусь в области природопользования и охраны окружающей среды как источники природоресурсного права. Соотношение природоресурсного законодательства Республики Беларусь и международного экологического права…………………………………...……...16
3 Система природоресурсного законодательства………………….……………..22
3.1 Конституционные основы природоресурсного права…………………….…22
3.2 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая харак-теристика, место в системе источников природоресурсного права и иные законы Республики Беларусь в области природопользования………….…..…..24
3.3 Декреты и указы Президента, Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов управления как источники природоресурсного права……………..………………...………..28
3.4 Технические нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты как источники природоресурсного права……..………………...……….…30
Заключение……………………………………………………………………….…34
Список использованных источников …………………………………………..…37
ВВЕДЕНИЕ
Природоресурсное право – активно развивающаяся отрасль в системе национального права Республики Беларусь. Успешное фунционирование природоресурсного права как отрасли права достигается благодаря его внешнему выражению в правовых нормах.
В процессе развития природоресурсных отношений возникает немало проблем, которые связаны с правовым регулированием данных отношений.
Нормам природоресурсного права отведена важная миссия – быть гарантом осуществления широкого комплекса провозглашенных в Конституции Рес-публики Беларусь социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек как участник природоресурсных правоотношений. Природоресурсному законодательству принадлежит первостепенная роль в обеспечении права человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду.
Правотворчество в нашей республике тесно связано с различными официальными формами установления и выражения нормативно-правовых актов, которые призваны урегулировать соответствующие общественные отношения.
Сегодня природоресурсное право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, природоресурсное право является наукой и учебной дисциплиной.
Природоресурсное право – специфическая отрасль права, которая включает как общие нормы, так и нормы иных отраслей (земельное, водное, лесное, недр и др.). Специфическим является и то, что природоресурсные отношения регулируются также при помощи норм гражданского, административного, уголовного, материальных и процессуальных прав.
Множественность источников природоресурсного права, развитие новых видов источников, изменение действующих вызывают необходимость их систематизации, обеспечения единства, непротиворечивости системы. Совокуп-ность источников природоресурсного права образует природоресурсное законодательство, которое в силу специфики предмета и метода регулирования природоресурсных отношений имеет некоторые особенности.
Целью исследования является анализ теоретических и практических вопросов создания и применения источников природоресурсного права и выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере отношений.
Указанная цель предопределила формулирование следующих задач исследования:
1) раскрыть понятие источников природоресурсного права;
2) выявить содержание системы источников правового регулирования природоресурсных отношений;
3) проанализировать роль особых источников природоресурсного права в правовом регулировании природоресурсных и связанных с ними отношений;
4) выявить проблемы функционирования и применения источников природоресурсного права в Республике Беларусь;
5) определить соотношение международных и национальных источников природоресурсного права;
6) выработать рекомендации по совершенствованию норм действующего законодательства в данной сфере.
Методами исследования являются: диалектический, исторический, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Изучение источников природоресурсного права является актуальной темой, так как правовое регулирование природоресурсных отношений с каждым годом становится все более сложным и насыщенным. В связи с развитием рыночных отношений существенно повышается степень воздействия как субъектов хозяйствования, так и физических лиц на природные ресурсы. Чрезмерные усилия, направленные на использование природных ресурсов, зачастую приводят к их истощению и загрязнению, уничтожению некоторых видов флоры и фауны, изменению климата и другим негативным последствиям. Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности – важные условия благоприятного развития государства. В этой связи необходимо обеспечить правовые гарантии данного пути развития, определить правовые основы рационального использования природных ресурсов.
Теоретическую базу исследования составили труды советских и современных отечественных, российских ученых-юристов, в том числе С.А. Бала-шенко, С.А. Боголюбова, Н.А. Карпович, Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро, А.Н. Сапогина и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Беларусь, международные договоры, иные нормативные правовые акты: Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Закон Республики Беларусь «О растительном мире», Закон Республики Беларусь «О животном мире», Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и др.
Основные положения и выводы работы являются результатом самостоятельной работы ее автора по исследованию понятия и особенностей источников природоресурсного права.
Международные договоры Республики Беларусь в области природопользования и охраны окружающей среды как источники природоресурсного права. Соотношение природоресурсного законодательства Республики Беларусь и международного экологического права
Степень воздействия международного права на национальное право зависит от многих факторов. В правовых системах различных стран содержатся разные подходы к определению места и роли норм международного права в национальных системах [11, с. 43].
Базовые правовые идеи, лежащие в основе эколого-правового регулирования, восприняты из международного права. Это касается ключевых понятий «окружающая среда» и «право на благоприятную окружающую среду», «устойчивое развитие» и др. Появление новых институтов в праве: охрана озонового слоя, климата, биологического разнообразия, экологическая безопасность генетически измененных организмов – связано с принятием международных документов об охране окружающей среды. Формирующиеся в международном праве подходы к охране окружающей среды являются доктринальной основой для разработки национального законодательства [24, с. 15].
Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [21, с. 5].
Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует. Что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные нормы охраны окружающей среды, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются нормы международного договора [24, с. 15].
Современные подходы к правовому регулированию в отношении природных ресурсов во многом созвучны с международно-правовыми подходами в этой сфере. По мнению И.А. Игнатьевой, «природоресурсные отрасли законодательства, имеющие в целом большую автономность развития в рамках отдельного государства, связаны с выполнением ряда международных договоров, – международные договоры, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, не столько направлены на собственно правовое регулирование внутренних экологических отношений в государстве, имея свой специфический предмет правового регулирования, сколько определяют основы для согласованного развития национального экологического законодательства в рамках международного сообщества» [27, с. 27-28].
Воздействие различных по своей юридической силе и правовой форме конвенций, деклараций модельных и типовых законов, резолюций, иных правовых актов, принимаемых международными организациями и межгосудар-ственными объединениями, на развитие национального законодательства оказывается разнообразным и имеет различные по своей правовой силе последствия [7, с. 53].
Международные договоры, содержащие нормы, регулирующие отношения по использованию и охране природных ресурсов, влияют на развитие природоресурсного права Республики Беларусь посредством:
- во-первых, признания Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь), в том числе принципов в сфере природопользования;
- во-вторых, выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров с участием Республики Беларусь, и приведения национального законодательства в соответствии с положениями этих договоров. Так, во исполнение некоторых международных конвенций в Республике Беларусь были приняты долгосрочные программные документы, содержащие в том числе меры по развитию правовой базы. К ним можно отнести утвержденные Правительством Республики Беларусь Стратегию по реализации Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, Стратегию по реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и / или опустынивание, особенно в Африке, и другие документы [37, с. 14].
Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права, т.е. отношения по поводу охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и обеспечения соблюдения экологических прав человека [22, с. 10].
Так как установлен приоритет норм международного права, то возникает проблема имплементации данных норм в национальное право. Механизм имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне зависит, прежде всего, от особенностей правовой системы конкретного государства, а также от самой отрасли права [35, с. 39].
Углубление взаимодействия внутригосударственного и международного права является определяющей тенденцией правового развития, что отвечает смыслу международных отношений, состоящему, по мнению Ф. Ф. Мартенса, в удовлетворении разумных потребностей национальных государств.
Международные договоры Республики Беларусь в данной сфере могут быть классифицированы по различным основаниям: по числу субъектов (многосторонние и двусторонние); по масштабу территориального охвата (локальные, трансграничные, региональные, глобальные) и т. д. В зависимости от предмета регулирования могут быть выделены следующие международные договоры: в области охраны окружающей среды, в области обеспечения рационального природопользования, направленные на обеспечение экологической безопасности [16, с. 96-97].
Так, одной из наиболее обширных является группа международных договоров Республики Беларусь, направленных на охрану окружающей среды, ее отдельных компонентов, предотвращение и возмещение причиненного ей вреда. В их число входит ряд рамочных соглашений, заключенных на глобальном уровне, в том числе Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г. Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. государства обязаны принимать надлежащие меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных результатов человеческой деятельности, изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя. Положение Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (13 ноября 1979г.) фиксируют стремление стран-участников ограничивать, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха. Отметим, что соответствующие обязательства Республики Беларусь нашли отражение в Законе «Об охране атмосферного воздуха», в котором также учитывается опыт Европейского союза и стран СНГ (России, Украины, Казахстана) в области законодательного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух [2].
Актуальным для Беларуси вопросам предотвращения вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности, его уменьшения и контроля за ним посвящены нормы Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, заключенной в г. Эспо 25 февраля 1991 г. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г. и Протокол по проблемам воды и здоровья к данной Конвенции предусматривают меры по предотвращению вредных последствий для человека и природы на территории сопредельных государств в случае, если такие последствия возникают в результате изменения состояния трансграничных вод. Тем не менее проблемы деятельности, ведущей к причинению трансграничного ущерба окружающей среде и ее компонентам, остаются по-прежнему актуальными и широко обсуждаются в научной литературе.
Действуют и другие международные соглашения Республики Беларусь в экологического сфере: Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды от 25 июня 1998 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963г. Выполнение требований данных конвенций обеспечивается посредством закрепления соответствующих положений в законодательстве [16, с. 97-98].
Вопросам экологии существенное внимание уделяется и в рамках Союзного государства. Договор о его создании, подписанный 8 декабря 199 г., относит вопросы охраны окружающей среды к совместному ведению Союзного государства и государств-участников. Создан Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен ряд двусторонних соглашений в области природопользования, в том числе в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Необходимым условием достижения целей Союзного государства является формирование и развитие эффективной правовой системы как правовой системы демократического государства [18, с. 90].
Вопросам рационального использования природных ресурсов посвящены следующие документы: Конвенция ООН «О континентальном шельфе» от 29 апреля 1985 г., Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., направленная на установление правового режима для морей и океанов, который должен способствовать международным сообщениям и содействовать использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды и др. Межгосударственное сотрудничество Беларуси в этой сфере целесообразно развивать более активно, учитывая возможные перспективы ресурсопотребления.
Сохранение биологического разнообразия – необходимое условие для выживания человека и устойчивого развития цивилизации. Международное сотрудничество Республики Беларусь в указанном направлении осуществляется на глобальном уровне. Наша страна является участницей Конвенции ООН «О биологическом разнообразии» от 5 июня 1992 г., ряда иных международных договоров, касающихся сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия: Картахенского протокола по безопасности к Конвенции о биологическом разнообразии; Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц и др. Для их реализации Правительством утверждена Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011-2020 гг., Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г. др. Положения указанных выше международных конвенций нашли отражение в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В Законе «О животном мире» закреплены обязательства, принятые в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [16, с. 98-99].
Вопросы обеспечения экологической безопасности регламентируются также международными соглашениями, заключенными под эгидой МАГАТЭ, в частности, Конвенцией «О ядерной безопасности» и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.) и др. Подобные договоры являются актуальными в связи с особой тяжестью последствий таких катастроф. Заключение указанных международных соглашений привносит акцент высокой степени обязательности в экологическую политику государств, соответствующий конструированию новой архитектуры международной безопасности [20, с. 70].
Ряд заключенных в формате СНГ соглашений посвящен вопросам обеспечения рациональности природопользования. Так, в отношении использования ресурсов недр действует Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр, заключенное в г. Минске 31 мая 2001 г. Существуют соглашения о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, в области сохранения и использования генетических ресурсов культурных растений государств-участников СНГ; соглашения об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов [16, с. 100].
Помимо прямого регулирования отношений влияние норм международных договоров на развитие национального законодательства заключается в координирующей функции международного права [19, с. 36].
Несмотря на большое число международных эколого-правовых документов, в том числе ратифицированных Республикой Беларусь, вопросы охраны окружающей среды и природопользования нуждаются в дальнейшей разработке. Это связано, прежде всего, с отсутствием в данных документах признаков системности, с фрагментарностью отдельных норм. При этом система обеспечения международной экологической безопасности, соответствующие принципы поведения государств в этой сфере пока находятся на начальной стадии их формирования. Очевидной является необходимость унификации отдельных отраслевых принципов международного экологического права в целом, возможно, в универсальном международном акте, обеспечивающем последовательную системную основу сотрудничества в экологической сфере [16, с.102].
На основании исследования, описанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:
1 В числе источников природоресурсного права определенное место занимают международно-правовые акты. При решении вопроса о соотношении международного и национального права важно отметить, что законодательство Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
2 Международные договоры Республики Беларусь можно классифицировать по различным основаниям: по числу субъектов (многосторонние и двусторонние); по масштабу территориального охвата (локальные, трансграничные, региональные, глобальные) и т. д. В зависимости от предмета регулирования могут быть выделены следующие международные договоры: в области охраны окружающей среды, в области обеспечения рационального природопользования, направленные на обеспечение экологической безопасности.
3 Одной из наиболее обширных является группа международных договоров Республики Беларусь, направленных на охрану окружающей среды, ее отдельных компонентов, предотвращение и возмещение причиненного ей вреда. В их число входит ряд рамочных соглашений, заключенных на глобальном уровне. Вопросам природопользования существенное внимание уделяется и в рамках Союзного государства. Вопросы обеспечения экологической безопасности регламентируются также международными соглашениями, заключенными под эгидой МАГАТЭ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев правовые аспекты и научные положения, касающиеся источников природоресурсного права, можно сделать следующие выводы:
1 Источники природоресурсного права рассматриваются в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников природоресурсного права. В формальном понимании под источниками природоресурсного права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет природоресурсного права. Материализуются источники природоресурсного права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права – это материальный аспект источников природоресурсного права.
2 Источники природоресурсного права можно классифицировать по характеру и целям принятия, по предмету регулирования, способу система-тизации, по юридической силе и др. Классификация же источников по юридической силе наиболее удобна, т. к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.
3 Источники природоресурсного права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют и свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права, они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов, содержание соответствующих норм определяется природными компонентами и объектами, при использовании которых эти нормы применяются, значительная часть норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована, в числе источников значительное место занимают международно-правовые акты.
4 Природоресурсное законодательство прошло длительный период разви-тия. Его формирование условно можно разделить на пять этапов: возникно-вение и функционирование до революции 1917 г., развитие в рамках земельного права в широком смысле этой отрасли права, развитие в рамках природоресурсных отраслей, интеграция ресурсных отраслей и формирование экологического права, современный этап.
5 В числе источников природоресурсного права определенное место занимают международно-правовые акты. При решении вопроса о соотношении международного и национального права важно отметить, что законодательство Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
6 Международные договоры Республики Беларусь можно классифицировать по различным основаниям: по числу субъектов (многосторонние и двусторонние); по масштабу территориального охвата (локальные, трансграничные, региональные, глобальные) и т. д. В зависимости от предмета регулирования могут быть выделены следующие международные договоры: в области охраны окружающей среды, в области обеспечения рационального природопользования, направленные на обеспечение экологической безопасности.
7 Одной из наиболее обширных является группа международных договоров Республики Беларусь, направленных на охрану окружающей среды, ее отдельных компонентов, предотвращение и возмещение причиненного ей вреда. В их число входит ряд рамочных соглашений, заключенных на глобальном уровне. Вопросам природопользования существенное внимание уделяется и в рамках Союзного государства. Вопросы обеспечения экологической безопасности регламентируются также международными соглашениями, заключенными под эгидой МАГАТЭ.
8 Конституция Республики Беларусь как источник права содержит конституционные нормы общего характера, важные с точки зрения обеспечения условий охраны окружающей среды, и собственно природоресурсные. Конституционные нормы нашли яркое отражение в Стратегии устойчивого развития. Вместе с тем данная Стратегия рассматривает экологический фактор не как абсолютный приоритет, а исходит из того, что рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды должны всячески содействовать развитию социальной и производственной сфер деятельности.
9 Закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразие и рациональное использование природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.
10 В республике действуют четыре кодекса, определяющие порядок и условия использования и охраны природных объектов: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс.
11 Президент по всем вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения, в том числе и в сфере природопользования. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу закона. Президент в соответствии с Конституцией подписывает все законы, принятые Национальным собранием Республики Беларусь. Так, им подписаны Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс и другие законы, касающиеся охраны окружающей среды и природопользования. Президент в праве вести переговоры и подписывать международные договоры, в том числе договоры и конвенции международного права, касающиеся охраны природы и ресурсопользования.
12 Правительственные акты в области природоресурсного права по форме и содержанию можно классифицировать на ряд видов. Одни их них подробно определяют правовое положение природных ресурсов, их отдельных категорий, частей, элементов. Другие конкретизируют, развивают, уточняют порядок и условия предоставления тех или иных природных ресурсов в пользование и изъятие их с пользования. Третьи вводят особый режим пользования и охраны для отдельных категорий и групп, участников и элементов окружающей среды.
13 Отдельные источники права принимаются отраслевыми министерствами. Это в основном Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
14 К числу источников относятся акты (решения, постановления) органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Такие акты должны быть изданы в пределах установленной компетенции и устанавливать общие правила поведения, обязательные к исполнению на территории соответствующего образования – поселка, села, района, города.
15 Требования в области природопользования и охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам содержатся в технических нормативных правовых актах.
16 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является актом, объединяющим систему природоресурсного законодательства. Однако в настоящее время Закон «Об охране окружающей среды не выполняет своей консолидирующей роли в силу того, что Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает большую юридическую силу кодекса по отношению к другим законам. Это положение лишает Закон «Об охране окружающей среды» его особого статуса, так как в системе природоресурсного законодательства присутствуют четыре кодифицированных акта. Имеющее место противоречие между ролью Закона «Об охране окружающей среды» и местом, которое он занимает в иерархии источников права согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли, предполагается разрешить принятием Кодекса Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном природопользовании.
17 Следует отметить, что в системе обстоятельств, способствующих неправомерному поведению, важное значение должно придаваться явлениям и процессам, действующим на уровне социальных групп. Среди обстоятельств, способствующих совершению противоправных деяний, можно выделить недостаточно эффективные формы правового воспитания. Полагаю, что законо-дательным органам нужно тесно сотрудничать со средствами массовой информации, так как данного рода сотрудничество поспособствует повышению уровня правовой культуры и станет своеобразным превентивным механизмом правонарушений среди субъектов природопользования.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Природоресурсное право
на тему: Понятие и особенности источников природоресурсного права
Студентка
ФП, 3-й курс, ДПВ-2 А.А. Цыбульская
Руководитель
канд. юрид. наук,
доцент И.П. Манкевич
МИНСК 2017
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 39 с., 37 источников.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА, СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ, ПРИРОДО-РЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Объект исследования –общественные отношения, возникающие в сфере создания и применения норм природоресурсного права.
Предмет исследования – нормы природоресурсного права Республики Беларусь, позволяющие определить понятие, виды и систему источников природоресурсного права, их практическое применение, теоретические положения и взгляды ученых на проблемы функционирования источников природоресурсного права.
Цель работы: анализ теоретических и практических вопросов создания и применения источников природоресурсного права и выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере отношений.
Методы исследования:диалектический, исторический, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Исследования и разработки:проведен анализ источников природо-ресурсного права Р