Особенности организации и методика руководства наблюдениями разного вида. Отбор материала. Создание условий для проведения наблюдений.

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

а) Организация наблюдений:

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.

2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

призыв вместе посмотреть что-то интересное;

ласковая интригующая интонация;

загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;

настроить правильную подсветку и так далее.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой:

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

дети получают практические знания по охране природы;

развиваются речевые навыки детей;

дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

особенности организации наблюдения:
Прежде всего, воспитатель опре­деляет место наблюдения, задачи (содержание зна­ний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности.
Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, воспитателю необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы, знать и учитывать биологические особенности живых существ. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза). Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состо­янии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объ­екте, вызовет интерес к нему. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, ко­торое боится детей. При наблюдении за такими животными, как кролик, чере­паха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичок), чтобы животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить.
Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.).
Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог дол­жен регулировать его по времени, объему и содержанию. Рассматривание, восприятие любых объектов и явлений при­роды должны быть непродолжительными. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоя­тельного получения и усвоения ими небольшого объема инфор­мации.
Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений. Необходимо отби­рать небольшой круг знаний. Представления об объектах при­роды формируются у детей постепенно, в результате многократ­ных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
Необходимо продумать и организацию детей: разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Все это дает возможность ребенку самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.
Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточ­ный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя.
Необходимо вызвать интерес к предстоящему наблюдению.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа, т.е. структуру наблюдения. На первом этапе необхо­димо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Вос­питанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение. На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные воз­можности детей, использует разнообразные приемы для выяв­ления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей пове­дения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обоб­щаются полученные знания.
По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением. Однако основное содержание представлений должно быть сформировано в результате активной деятельности самих детей. Это относится и к заключительному обобщению воспринятого. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ре­бенка формируется полноценное знание.
Воспитатель обучает детей вести наблю­дение планомерно. Например, рассматривание растения на­чинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, сте­бель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.).
Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.
В тех случаях, когда специальная организация наблюдения за­труднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму “задания для самостоятельного на­блюдения”. Он просит дошкольников быть внимательными, поста­раться заметить, увидеть то, о чем он скажет. Например: “Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, ко­гда она запоет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки”. Или: “Я вам даю задание - выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее. Интересно узнать также, что означает ее пение - хорошее настроение или плохое”.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, уме­ний и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном)
В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.



Наши рекомендации