Система экологического контроля в России
Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.
Цель экологического контроля состоит в предупреждении и установлении правонарушений в области природопользования. В России сложились две формы экологического контроля: предупредительная и карательная.
Предупредительная форма экологического контроля включает разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий на различные виды природопользования, установление лимитов выбросов загрязняющих веществ и др.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности: материальной, дисциплинарной, административной, уголовной. В качестве карательной меры может быть приостановлена или ограничена работа какого-либо предприятия. Например, только в 1993 г. в нашей стране была приостановлена работа 650 экологически вредных предприятий и 148 предприятий были закрыты.
Система экологического контроля включает:
1) государственную службу наблюдения за состоянием ОПС (экологический мониторинг); 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.
Государственный экологический контроль (ГЭК) ставит задачу: добиться соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.
Правовой базой ГЭК являются закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие соответствующие документы («Правила осуществления ГЭК за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов» и др.).
Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государственной власти. Общий экологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. На федеральном уровне его осуществляет контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Специально уполномоченные государственные органы осуществляют экологический контроль за использованием и охраной недр, земель, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, животного мира, а также обеспечивают работу государственной службы наблюдения за состоянием ОПС. По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований во всех сферах природопользования. Важную роль в надзоре за выполнением экологических требований играют органы прокуратуры РФ, так называемая «экологическая прокуратура». На них возложены такие функции, которые позволяют осуществлять надзор за исполнением законов, регулирующих экологические отношения, за всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля и их должностными лицами. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти. Эффективность деятельности экологической прокуратуры довольно высокая: так, за 2006 г. органами прокуратуры в целом по Российской Федерации было выявлено 205 548 нарушений экологического законодательства. По Тверской области в 2003 г. выявлены 4904 нарушения природоохранного законодательства. К дисциплинарной ответственности привлечено 259 должностных лиц, возбуждено 67 уголовных дел.
Должностные лица органов государственного экологического контроля согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) имеют право:
1) посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм их собственности и подчинения, знакомиться с документацией, необходимой для выполнения служебных обязанностей, проверять выполнение установленных природоохранных требований и нормативов;
2) выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов и сбросов вредных веществ;
3) назначать государственную экологическую экспертизу;
4) требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причинённого ОПС и здоровью граждан;
5) принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельность любых предприятий и объектов в случае нарушений ими экологических требований.
Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях. Он регулируется внутрислужебными документами и выполняется самим предприятием. Его задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и благодаря этому избегать претензий со стороны ГЭК.
Общественный экологический контроль осуществляется по инициативе общественных организаций, движений, профсоюзов и трудовых коллективов за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, другими юридическими лицами и гражданами. Он обладает реальной независимостью от государственных структур и в большей степени отражает экологические интересы населения.
Наиболее массовыми добровольными организациями, проводившими природоохранные мероприятия, до недавнего времени были общества охраны природы, охотников, рыболовов, дружины по охране природы и др. В середине 80-х годов во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации, среди них: Социально-экологический союз, ассоциация «Экология и мир», Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и многие другие. В 1997 г. около 40 общественных организаций учредили Российский экологический конгресс, главная цель которого – объединение усилий для решения актуальных экологических проблем.