Глобальная система мониторинга

В окружающей природной среде гидросфере принадлежит особое место. Подземные и поверхностные воды в зависимости от аспекта исследований рассматриваются как в качестве объектов жизнедеятельности, так и распространителей отрицательного техногенного воздействия, или в обоих качествах.

Мониторинг водных объектов должен идти с учетом порядка водотока, его площадных и линейных размеров, степени влияния природных условий на формирование его поверхностного и подземного стока и экологической обстановки на водосборной территории. Схема и виды мониторинга для крупных водотоков будут существенно отличаться от схем и видов мониторинга для водотоков другого порядка. Чем выше порядок водотока, тем больше отличий.

Мониторинг больших водотоков заключается в наблюдении за их гидробиологическими и гидрохимическими особенностями и источниками антропогенного загрязнения, так как для них практически все виды загрязнения имеют техногенную природу. Гидробиологические наблюдения на крупных водотоках имеют приоритетное значение в силу того, что эти водотоки являются судоходными и на них расположены гидроэлектростанции.

Природные особенности территории, прилегающей к крупному водотоку, не оказывают заметного влияния на его состояние, поэтому мониторинг крупных водотоков должен сводиться к созданию сети гидробиологических и гидрохимических наблюдений и контролю за сбросами загрязняющих веществ на предприятиях и очистных сооружениях. Повышение эффективности мониторинга связано здесь с внедрением видов наблюдений, которые позволяют сокращать время между ними и оперативно информировать об аварийных сбросах.

Для малых рек схема усложняется, так как приходиться иметь дело с большим количеством факторов. Финансовые ограничения не позволяют постоянно наблюдать за гидрологическим и гидрохимическим режимом всех малых рек.

Вместе с тем нормативные и сверхнормативные сбросы сточных вод наносят существенный вред малым рекам, а аварийные сбросы могут привести к полной деградации водотока. Природные ландшафты оказывают существенное влияние на гидрологический и гидрохимический режим малых рек. Все это надо учитывать при подготовке их мониторинга.

В настоящее время в рамках проекта ООН создана глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), частью которой является программа, посвященная водным проблемам - ГСМОС (Вода) - с центром в Канаде. В программе ГСМОС (Вода) активное участие принимают 4 специализированных учреждения ООН: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Задачами программы ГСМОС (Вода) является следующее:

-мониторинг распространения и трансформации загрязняющих веществ в водной среде;

-оповещение о серьезном нарушении состояния водных объектов;

-напоминание правительствам о необходимости принятия мероприятий по охране, восстановлению и улучшению окружающей среды.

Программа ГСМОС (Вода) включает 7 основных пунктов:

-создание всемирной сети станций мониторинга;

-разработка единой методики отбора и анализа проб воды;

-осуществление контроля за точностью данных;

-использование современных систем хранения и распространения информации;

-организация повышения квалификации для специалистов;

-подготовка методических справочников;

-обеспечение необходимым оборудованием (в отдельных случаях).

В 1972 г. на базе станций гидрометеослужбы организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу:

ОГСНК состоит из нескольких уровней:

-станций наблюдения (первичных пунктов), осуществляющих наблюдения, определенную обработку и обобщение данных;

-территориальных и региональных центров, осуществляющих обобщения, анализ материалов, составление местных прогнозов и оценку состояния окружающей среды по своей территории;

-высшего Гидрометцентра и других головных центров (НИИ).

В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям).

Учет поверхностных вод суши по качественным показателям осуществляется в рамках ОГСНК. Основными требованиями к гидрохимической сети применительно к государственному учету вод являются следующие:

- строгая увязка сети пунктов (створов) гидрохимических наблюдений с размещением на них водопользователей, особенно водопользователей с водоемкими производствами;

- достаточная полнота пространственного охвата водных объектов сетью наблюдений, обеспечивающих получение соответствующей информации о качестве забираемых водопользователями поверхностных вод, а также данных об изменении качества воды в результате водопользования;

- достаточная частота наблюдений во времени;

- строгая увязка перечня определяемых загрязняющих веществ и показателей загрязнения в воде водоема или водотока со спецификой состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект основными водопользователями.

Публикуемая часть ГВК имеет следующую структуру:

-поверхностные воды (реки и каналы; озера и водохранилища; качество вод суши; селевые потоки; ледники, моря и устья рек);

- подземные воды;

- использование вод.

Каждый из трех перечисленных разделов подразделяется на три серии:

- каталожные данные (разовое издание);

- ежегодные данные (ежегодное издание);

- многолетние данные (издаются один раз в 5 лет).

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.

ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать:

- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

- хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

- деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

- доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

ЕГСЭМ должна сохранить структуру ОГСНК.

Наши рекомендации