Сочетание и модификация различных технологий, их адаптация к особенностям природы региона характеризуют данную технологию.

Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Задачи:

Приобщать детей к экологической культуре.

Формировать основы экологического миропонимания.

Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.

Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность.

Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.

Технология составлена на основе раздела «Ребенок познает мир природы» программы «Детство».

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

1. Регионализация экологического образования.

Гуманизм. В технологии реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность как качество, присущее людям, может быть представлена людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.

Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.

Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.

Системность. Дошкольникам необходимо показать системное строение природы. Для этого каждый живой организм представляется как система с соответствующими структурой и функциями.

Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, в общении с животными, различных видах художественной).

7. Тематическое проектирование работы. Тема выбирается как своеобразный «стержень», вокруг которого строится содержание: рассматриваются всяческие аспекты многообразных явлений природы.

Условия реализации технологии экологического образования в ДОУ:

Создание развивающей природной среды в ДОУ (экологически правильно озелененный участок, уголки природы в группах, экологическая студия или зимний сад и т. д.).

Экологическая компетентность педагогов ДОУ.

Сотрудничество педагогов и родителей.

Система работы, изложенная в технологии.

Основные содержательные линии технологии:

Многообразие животных и растений региона.

Сезонные изменения природы региона.

Человек - биосоциальное существо.

Взаимодействие человека и природы.

Человек и его здоровье в условиях региона.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование соблюдается, если содержание когнитивного развития дошкольников такое, чтобы оно охватывало многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность субъектного опыта ребенка.

Аспекты протекающих явлений в сфере «природа» Естественно — научные аспекты природных явлений:

- свойства и характеристики различных объектов живой и неживой природы; их изменения в зависимости от внешних условий;

- сезонные изменения погодных условии;

- физико-химические и биологические закономерности явлений природы, которые прослеживаются на уровне восприятия и или установления простейших временных, функциональных, причинно - следственных связей, в том числе превращения веществ, изменения их физических состояний и др. ;

- способы ухода за животными и растениями (в зависимости от их потребностей, сезонов);

- механическое движение объектов, его характеристик и их изменения.

Эстетические аспекты

• Эстетические аспекты природных явлений:

- эстетические характеристики природы (неживых и живых существ растений и животных);

- эстетические характеристики природных явлений, событий в природе;

- эстетические характеристики естественнонаучных законо-мерностей, рассуждений и выводов.

Социальные аспекты природных явлений:

- потребности живых объектов - общие и особенные;

- способы и возможности удовлетворения потребностей;

- допустимые способы обращения с природными объектами;

- допустимые и возможные варианты преобразования природы, вмешательства в ее жизнь;

- труд людей в природе, зависимость видов труда от времени года;

- допустимость использования природных ресурсов, доступные способы их восстановления;

- возможности и варианты использования природных ресурсов;

- реальные и вымышленные отношения в животном и растительном мире;

- права и обязанности человека и других существ по отношению к природе.

• Логико-математические аспекты природных явлений:

- разного рода логические связи и отношения в природе, человека и природы;

- количественные характеристики природных (естественнонаучных явлений (в том числе временные, пространственные и др.);

- метрические характеристики природных объектов (величина, форма, симметричность, характеристики их расположения в пространстве.

Методы и приемы реализации технологии:

- наблюдения, в том числе циклические;

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- обучающие ситуации с игровой мотивацией;

- путаницы и их комментирование;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- труд в природе;

- экспериментирование с водой, снегом, песком, глиной, нефтью, растениями и животными;

- беседы (обобщающие, эвристические, сопровождающие);

- моделирование;

- «провокационные» ситуации;

- экологические проекты.

• Формы экологического образования дошкольников:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные);

-познавательные минутки;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- развлечения и досуги с экологическим содержанием;

- природоохранительные акции.

Технология экологического образования дошкольников предусматривает диагностику экологической воспитанности детей, в процессе которой изучается уровень представлений и уровень отношения дошкольников к природе.

Наши рекомендации