Сочетание и модификация различных технологий, их адаптация к особенностям природы региона характеризуют данную технологию.
Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Приобщать детей к экологической культуре.
Формировать основы экологического миропонимания.
Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.
Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность.
Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.
Технология составлена на основе раздела «Ребенок познает мир природы» программы «Детство».
Решение указанных задач основывается на следующих принципах:
1. Регионализация экологического образования.
Гуманизм. В технологии реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность как качество, присущее людям, может быть представлена людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.
Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.
Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.
Системность. Дошкольникам необходимо показать системное строение природы. Для этого каждый живой организм представляется как система с соответствующими структурой и функциями.
Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, в общении с животными, различных видах художественной).
7. Тематическое проектирование работы. Тема выбирается как своеобразный «стержень», вокруг которого строится содержание: рассматриваются всяческие аспекты многообразных явлений природы.
Условия реализации технологии экологического образования в ДОУ:
Создание развивающей природной среды в ДОУ (экологически правильно озелененный участок, уголки природы в группах, экологическая студия или зимний сад и т. д.).
Экологическая компетентность педагогов ДОУ.
Сотрудничество педагогов и родителей.
Система работы, изложенная в технологии.
Основные содержательные линии технологии:
Многообразие животных и растений региона.
Сезонные изменения природы региона.
Человек - биосоциальное существо.
Взаимодействие человека и природы.
Человек и его здоровье в условиях региона.
Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование соблюдается, если содержание когнитивного развития дошкольников такое, чтобы оно охватывало многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность субъектного опыта ребенка.
Аспекты протекающих явлений в сфере «природа» Естественно — научные аспекты природных явлений:
- свойства и характеристики различных объектов живой и неживой природы; их изменения в зависимости от внешних условий;
- сезонные изменения погодных условии;
- физико-химические и биологические закономерности явлений природы, которые прослеживаются на уровне восприятия и или установления простейших временных, функциональных, причинно - следственных связей, в том числе превращения веществ, изменения их физических состояний и др. ;
- способы ухода за животными и растениями (в зависимости от их потребностей, сезонов);
- механическое движение объектов, его характеристик и их изменения.
Эстетические аспекты
• Эстетические аспекты природных явлений:
- эстетические характеристики природы (неживых и живых существ растений и животных);
- эстетические характеристики природных явлений, событий в природе;
- эстетические характеристики естественнонаучных законо-мерностей, рассуждений и выводов.
Социальные аспекты природных явлений:
- потребности живых объектов - общие и особенные;
- способы и возможности удовлетворения потребностей;
- допустимые способы обращения с природными объектами;
- допустимые и возможные варианты преобразования природы, вмешательства в ее жизнь;
- труд людей в природе, зависимость видов труда от времени года;
- допустимость использования природных ресурсов, доступные способы их восстановления;
- возможности и варианты использования природных ресурсов;
- реальные и вымышленные отношения в животном и растительном мире;
- права и обязанности человека и других существ по отношению к природе.
• Логико-математические аспекты природных явлений:
- разного рода логические связи и отношения в природе, человека и природы;
- количественные характеристики природных (естественнонаучных явлений (в том числе временные, пространственные и др.);
- метрические характеристики природных объектов (величина, форма, симметричность, характеристики их расположения в пространстве.
Методы и приемы реализации технологии:
- наблюдения, в том числе циклические;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- обучающие ситуации с игровой мотивацией;
- путаницы и их комментирование;
- прием разрешения проблемных ситуаций;
- труд в природе;
- экспериментирование с водой, снегом, песком, глиной, нефтью, растениями и животными;
- беседы (обобщающие, эвристические, сопровождающие);
- моделирование;
- «провокационные» ситуации;
- экологические проекты.
• Формы экологического образования дошкольников:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные);
-познавательные минутки;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- развлечения и досуги с экологическим содержанием;
- природоохранительные акции.
Технология экологического образования дошкольников предусматривает диагностику экологической воспитанности детей, в процессе которой изучается уровень представлений и уровень отношения дошкольников к природе.