Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.
Я от зайца ушёл и от волка ушёл.
Я от медведя ушёл и от тебя, лиса, я тоже уйду!
Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как так все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам. Знаю, что все воспитательницы маленьким ребятам про всё рассказывают"
Игровые обучающие ситуации - игры в путешествие.
"Поездка на выставку", "Экспедиция в Африку"(или на Северный полюс, "Экскурсия в зоосад", "Путешествие к морю" и многое другое. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде.
Примеры игр: "Малыши зоопарка", "Прогулка в лес", "Посещение выставки"
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Подвижные игры природоведческого содержания являются средством формирования представлений о родном крае, позволяют обогатить знания о многообразии растительного и животного мира, о жизни и быте коренного населения.
Подвижные игры с использованием природных объектов воспитывают умственной активность детей, развивают психические процессы ( внимание, память, мышление, речь), вызывают живой интерес к познанию окружающего мира. Игры в природной среде помогают сделать любой материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Условия для успешного проведения подвижных игр:
· предварительная работа;
· привлечение наибольшего количества детей в игру;
· учёт возрастных особенностей детей;
· доступность и достаточный уровень сложности;
· точное соблюдение правил игры;
· опора на опыт и знания детей;
· безопасность природной среды (объектов) для жизни и здоровья детей;
· постановка конкретных задач;
· постепенное усложнение дидактической задачи и игровых действий;
· изменение правил игры в целях активизации детей;
· подведение итогов игры.
Подвижные игры экологического содержания проводятся с дошкольниками, начиная с младшего возраста, постепенно содержание их усложняется, так как обогащается познавательный опыт детей. С целью систематичного и последовательного накопления представлений о природных объектах ближайшего окружения, разрабатывается перспективный план подвижных игр с использованием природных материалов и объектов, который включает в себя название игр, цели и задачи по возрастам и необходимое оборудование для проведения подвижных игр.
Подвижные игры природоведческого содержания можно использовать как на улице во время прогулок и экскурсий, так и в помещении, во время физкультурных занятий и свободной игровой деятельности. Привлекательной особенностью данных игр является возможность использования манипуляторных действий с природным материалом в ходе игры (движения с листьями, ветками, камушками), и познания их существенных качеств и свойств (форма, цвет, величина, запах). Используя природный материал в играх, дошкольники закрепляют знания о разнообразии растений и животных, месте их обитания, особенностях внешнего вида и отличительных признаках.
Перед каждой игрой проводится предварительная работа, направленная на развитие познавательных интересов дошкольников, поэтому движения в играх определяются природоведческими задачами. Например, игра «С какого дерева лист» - дети должны определить, от какого дерева листок или веточка, только потом бежать к нему; в игре «Птицы и птенчики» формируются представления детей о птицах, названиях птиц и их птенцов, умениях находить птицу - маму для каждого птенчика, развивается внимание, мышление, реакция на сигнал.
Полученные впечатления дети отражают в своей художественно – творческой деятельности (изготовление книжек-малышек, рисунков, поделок из природного материала, выполнение пластических этюдов и пантомим, участие в театрализованных представлениях, сочинении сказок и творческих рассказов).
Таким образом, подвижные игры природоведческого содержания развивают познавательные способности дошкольников, расширяют кругозор, являются важным средством воспитания интереса к природе и заботливого отношение к её богатствам.