ТСО в ознакомлении детей с природой. Методика использования.
Экранно-звуковые средства обучения принято подразделять на три группы: экранные (диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы, эпиматериалы, транспаранты); звуковые (радиопередачи, грамзаписи, магнитные записи, CD диски); экранно-звуковые (озвученные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекция, телепередачи, DVD, мультимедиа, компьютер). Из экранных средств в дошкольных учреждениях самое широкое распространение получили диафильмы и диапозитивы, которые относятся к статичным видам пособий и имеют между собой много общего. Это объясняется простотой и удобством эксплуатации современных проекторов, наличием дидактических материалов.
Ежегодно в нашей стране выпускается большое количество диафильмов и диапозитивных серий для детей. До недавнего времени это были, как правило, диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений. Однако в последние годы появились целые серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас. Многие диафильмы разработаны на основе "Программы воспитания и обучения в детском саду" и содержат интересную учебную информацию.
Диафильмы и диасерии позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Обычно в кадрах, адресованных педагогам, и в прилагаемых к диасериям вкладышах-методичках определены цели и задачи каждого конкретного пособия, раскрыта методика работы с детьми. Например, используемая на природоведческих занятиях диасерия "Домашние животные" имеет целью воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше. Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.[4, с. 22-23].
В дошкольных учреждениях больших городов все чаще встречаются телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в целях экологического воспитания детей, пропаганды экологических знаний среди взрослых. Ряд московских студий занимается выпуском научно-познавательных и учебных фильмов. Можно рекомендовать следующие их работы.
Киностудия "Кварт-О" (Центрнаучфильм, Леннаучфильм) выпускает киноальманахи:
- "Животные отвечают" (фильм 2-ой "Роль игры и самостоятельных исследований в жизни детенышей", фильм 9-ый "Дрессировка животных");
- "Жизнь растений" (фильм 1-ый "Удивительные путешественники" (о семенах), фильм 5-ый "Осень в лесу");
- "Природные сообщества";
- "Природоведение" (фильм 6-ой "Муравей - красная точка", фильм 8-ой "Чей это пень?");
- "Увлекательная природа" (фильм 2-ой "В мире муравьев", фильм 3-ий "Живая пустыня", фильм 6-ой "Хомяк такой, какой он есть");
- "Экологические системы".
Центр "Планетариум" выпускает серии слайд-фильмов: комплекты "Экология","Млекопитающие", "Рыбы. Земноводные", "Пресмыкающиеся", "Человек и его здоровье", "Птицы" (серия "Мир биологии"). Интересной также является серия "Географическая картина мира" (слайд-альманах "Ландшафты Земли", "География России" и др.)
Студия "Диафильм" выпускает диафильмы "Глобальные экологические проблемы", "Экологические группы птиц" (лесные, луговые, степные, водоплавающие, околоводные, кормящиеся в воздухе, синантропные), "В краю листопадных лесов".
Детское книжно-музыкальное издательство "ВЕСТЬ-ТДА" в 1997 году выпустило интересные кассеты с записью голосов и звуков: "Голоса животных и птиц", "Голоса птиц", "Звуки окружающего мира". Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, лесные шорохи, пение птиц, стук дождя и журчание ручья, гром и треск разряда молнии и многое другое [3, с. 74-75].