Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя.
Необходимо вызвать интерес к предстоящему наблюдению.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа, т.е. структуру наблюдения. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение. На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.
По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением. Однако основное содержание представлений должно быть сформировано в результате активной деятельности самих детей. Это относится и к заключительному обобщению воспринятого. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
Воспитатель обучает детей вести наблюдение планомерно. Например, рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.).
Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.
В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму “задания для самостоятельного наблюдения”. Он просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить, увидеть то, о чем он скажет. Например: “Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки”. Или: “Я вам даю задание - выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее. Интересно узнать также, что означает ее пение - хорошее настроение или плохое”.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном)
В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Особенности проведения наблюдений с использованием раздаточного материала.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Одним из видов распознающего наблюдения являются наблюдения с использованием раздаточного материала /со средней группы/. Каждый ребенок получает набор объектов для рассматривания /овощи, фрукты, ветки, листья, цветы/.
Такая организация занятия довольно эффективна, способствует формированию более полных, конкретных представлений. Особое место в данном наблюдении отводится обследованию объектов, сравнению их между собой. Это предполагает сочетание индивидуальной и коллективной работы с детьми и проводя наблюдение нужно учитывать требования охраны природы, побуждать к бережному отношению к ней.
Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используют раздаточныйматериал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматриваниянабор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию удетей более полных, конкретных представлений о природе, развитиюдифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованиемраздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению ихмежду собой, определению признаков различия и сходства. Такое наблюдениепредполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, чтоусложняет его организацию. Проводя такие мероприятия, воспитатель долженучитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению кней.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост иразвитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живойприродой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знатьосновные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии сними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждоеэпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объектадостаточно ярко.
Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, встаршем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить ихнадо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты длярассмотрения.