Встречи с интересными людьми; членами организаций общества охраны природы и станции юннатов; руководителям и членам кружка Дворца творчества детей и молодежи «Юный эколог»; представители метеослужбы.
Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.
Посещение старших дошкольников в экскурсоводы.
Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок:
Экологическая тропинка на территории детского сада.
Экологическая тропинка в естественных условиях.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п.
Эффективнее всего организовать экологическую тропинку используя результаты исследования, выполненных при составлении экологического паспорта ДОУ.
В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными - это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Также целесообразно сделать небольшие возвышения, что разнообразит условие произрастания растений, позволит организовать различные наблюдения. Однако лежащие камни не только украсит тропинки, но и послужат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, необходимо создать условие и для выращивания растений подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать. Точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием Главный принцип организации экологической тропинки Как можно больше разнообразия.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.
Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
Для организации работы на необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема - для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ
На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающейэкологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.
Видовыми точками могут стать:
- отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол); растения с разными по размеру (крупными и мелкими, форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п., цвету (светло-зелеными и темно-зелеными, характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими)листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле, пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).
- Сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как. дикорастущие заросли, так и растения специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков. Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.
- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности — естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы», муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками», обитателей пруда или озера, реки.
- Участки 9 интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки(для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.
- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения). - Птичья столовая с кормушками.
- Клумбы — обычные и особого назначения (с растениями - часами, растениями-барометрами).
- Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля», в северных районах - теплицы.
- Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.